Антропологический материализм Л. Фейербаха
1. Немецкая классическая философия охватывает период второй половины XVIII - первой половины XIX вв. и представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха, которые заняли ведущее место в западноевропейской философии в то время.
Испытывая влияние Просвещения, немецкая классическая философия предвосхищала перспективы прогрессивного развития Германии. Большое воздействие на немецких философов оказала Французская революция и её идеалы свободы, равенства и братства, достичь которые немецкие философы пытались теоретически. Также большое влияние на становление немецкой философской мысли оказала промышленная английская революция, однако практическая и творческая деятельность заменяется сферой деятельности духа, культуры, искусства. Формулируется тезис, что человек, как активный субъект исторического процесса, сам творит свою жизнь и историю, однако эти задачи решаются немецкими философами с идеалистических позиций. Отражая интересы бюргерства в феодально-раздробленной Германии, которое хотело власти и боялось её, немецкая классическая философия также была весьма противоречива. В конце XVIII века в Германии приближалась буржуазная революция. Философская революция в лице немецкой классической философии предшествовала ей.
Большую роль в становлении классической немецкой философии сыграло также естествознание. В XVIII века благодаря работам Ч. Дарвина, А. Ампера, Д. Джоуля и других, происходит превращение эмпирического естествознания в теоретическое. Естествознание выдвигает идею взаимосвязи явлений и их развития как теорию и методы познания. В развитии самого естествознания оканчивается период метафизики, совпадающий с началом деятельности Канта.
2. Кант Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии». Его философия является завершением и одновременно критикой Просвещения и разделяется на два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический». Докритический период характерен разработкой естественнонаучных вопросов. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант формулирует свою гипотезу происхождения Солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развившейся до нынешнего состояния согласно законам Ньютона. Объясняя развитие природы, Вселенной, Кант сохранял божественную первопричину, однако отделял акт божественного творения от процесса естественного развития, а сам процесс признавал не зависящим от вмешательства Бога. Т.о., перед Кантом возникает ряд проблем о Боге, происхождении Вселенной, её начале и конце. Он приходит к мысли, что для правильного решения вопросов необходимо исследовать способности человеческого познания, т.е. дать критику, определить её возможности, границы познания. Эти задачи философ решает во втором периоде своей эволюции - критическом.
Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?» Этот вопрос суммирует более частные вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?». Теоретическая философия отвечает на первый вопрос, практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе.
Задачи выявления условий, предпосылок и возможностей форм научного знания образуют проблему, которая рассматривается в работе «Критика чистого разума». В основе Кантовских рассуждений лежит положение об априорной основе научных истин. Априорные научные истины не даны Богом, они фактически существуют и противоположны эмпирическим знаниям. Признавая источником наших знаний опыт, ощущения, Кант идёт по линии сенсуализма и материализма. Но стремление выделить в чувственности априорные принципы как формы, которые упорядочивают опытные данные, есть дорога к идеализму. В этом выражается дуализм Канта. Более того, по канту, чувственные образы - это лишь явления, они выступают предметами научного познания. Сущности же вещей непознаваемы, это «вещи в себе». Пространствоивремя - способность людей воспринимать явления в определённом порядке, они не существуют объективно, это априорные понятия. Это уже явный субъективный идеализм.
Всякое наше знание, по Канту, начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме - высшей ступени познания. При попытках разума постичь сущность вещей, он неизбежно впадает в заблуждение. Возникают два противоположных утверждения, которые относятся друг к другу как тезис и антитезис. Оба они выглядят одинаково аргументированными и антиномиями. Так, одинаково успешно можно сказать, что «мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве» и «мир не имеет начало во времени и границ в пространстве». Если мир не имеет начала во времени, то до всякого момента должен существовать бесконечный ряд состояний. Но бесконечность никогда не может быть закончена. Поэтому бесконечный прошедший мировой ряд невозможен. Следовательно, начало мира есть необходимое условие его существования, что и требуется доказать. Аналогичным образом доказывается бесконечность мира.
При характеристике антиномий был выявлен ряд важных диалектических проблем, в частности проблема противоречий. Это стимулировало дальнейшую разработку диалектики. В целом, теорию познания и философское познание мира Кантом можно представить так:
мир явлений мир сущностей
(феномены) (ноумены)
трансцендентальный мир трансцендентный мир
посторонний мир потусторонний мир
мир «вещей для нас» мир «вещей в себе»
познаваемый непознаваемый
наука вера
В разработке этики Кант сформулировал высший закон морали в виде категорического императива: «поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Кант формулирует комплекс главных нравственных обязанностей человека по отношению к самому себе (правдивость, честность, искренность, совесть) и по отношению друг к другу (любовь, уважение, сострадание). Развитие общества Кант понимал как закономерное движение благодаря деятельности самих людей, создающих артефакты, что освобождает их от подчинённости природе.
Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Кант является основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Большое влияние Канта испытал также А. Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение. Во второй половине 19 века большим авторитетом пользовалось «неокантианство». В 20 веке серьезное влияние Канта признают ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии.
3.Критическая философия Канта оказала влияние на становление философских взглядов Фихте Иоганна (1762–1814), одного из главных представителей «немецкой классической философии». Обращаясь к философии как к средству изменения общественного сознания, Фихте создал свой вариант критической философии, назвав его «наукоучением». Соединительным звеном между практической и теоретической частями философии Фихте явился принцип свободы. Фихте пришёл к мысли, что с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования окружающего мира. Отсюда утверждение Фихте, что началом философии должно стать мыслящее «Я», из которого выводится всё содержание мышления. Внимание Фихте направлено на процесс индивидуального мышления «Я», противоположностью которого является «не-Я» - чувственно воспринимаемое, зависимое от индивида.
return false">ссылка скрытаВ этических взглядах Фихте показывает, что свободная личность не может раскрыться, если не существует других личностей. Моральный закон тоже предполагает множественность субъектов нравственности.
Так же, как и Фихте, Фридрих Шеллинг (1775-1854) видел в «Я» абсолютное начало всякого бытия и мышления, однако затем он обращается к природе, к абсолютному духу. Утверждая идеальную сущность природы, Шеллинг сделал обобщение о том, что сущность всякой действительности характеризуется единством и борьбой противоположных деятельных сил. Таким образом, Шеллинг подорвал основание субъективного идеализма Фихте и сделал поворот на позиции объективного идеализма.
4.Завершаетнемецкий классический идеализм Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Первоосновой всего существующего он считал абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея, объективная идея). Абсолютная идея находится в развитии, проходя последовательно три этапа. На первом этапе происходит саморазвитие абсолютной идеи, когда она, наполняясь содержанием, развивается от ничего к нечто, и далее к количеству, качеству, мере по законам диалектической логики, которые излагаются в сочинении «Логика».
На втором этапе развития абсолютная идея воплощается в природу. Природа - инобытие, другое существование абсолютной идеи. Сама по себе природа не развивается. Её развитие - это отражение развития абсолютной идеи. Развитие природы в таком понимании рассматривается в работе «Философия природы». Развиваясь, природа порождает общество, человека с его умственными способностями. Возникает философское мышление и в философии абсолютная идея познаёт сама себя. Это третий этап развития абсолютной идеи - её самопознание, которое рассматривается Гегелем в работе «Феноменология духа».
Центральным звеном философии Гегеля является логика. Предмет логики - абсолютная идея, развёртывающаяся в логике и фиксируемая определёнными категориями. Понятие в логике Гегеля саморазвивается, предмет изменяется в силу развивающегося внутреннего противоречия. Логика построена по принципу триады. Она состоит из учений о бытии, сущности и понятии. Учение о бытии включает категории количества, качества и меры. Учение о сущности - тождество, различие и противоречие. Учение о понятии - всеобщее, особенное, единичное.
Продолжая линию Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель раскрыл сущность метафизического метода, который оперирует застывшими определениями. Он критикует агностицизм Канта, утверждая, что между сущностью и явлением нет никакого барьера: сущность является, явление - существенно. Он подвергает критике и априоризм Канта, показывая, что категории являются объективными формами действительности.
В «Философии права» Гегель разрабатывает политико-правовую теорию, в которой показывает два возможных типа государства: централизованный и децентрализованный. Гегель защищает второй тип, в котором центральная государственная власть предоставляет свободу во всём том, что не относится к прямому назначению государственной власти.
5.Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг (1804-1872). Тезисы новой философии Фейербаха представлены им как антитезисы положений гегелевского объективного идеализма. Однако, материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах вместе с идеализмом отбросил диалектику, оставшись в плену метафизики.
Основой критики немецкого классического идеализма стал антропологический принцип, который Фейербах ввёл в философию и обосновал. Этот принцип усматривает в понятии «человек» основную категорию и исходит из неё в объяснении природы, общества и мышления. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Поэтому мышление не божественная сущность, а естественная человеческая способность. Человек - продукт развития природы и тесно связан с ней. Однако, показывая биологическую сущность человека, Фейербах игнорирует социальную и остаётся идеалистом в понимании общества.
Философия и религия, по мысли Фейербаха, исключают друг друга. Он дал анализ происхождения и сущности религии, утверждая, что причина религии кроется в чувстве бессилия человека перед неподвластными ему стихийными силами природы и общества. Страх создал богов, человек создал Бога, а не наоборот. Сама религия есть фантастическое отражение реальности, она парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и его преобразованию. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
Таким образом, немецкая классическая философия занимает ведущее место в западноевропейской философии к концу XVIII века, пройдя путь от субъективного идеализма до объективного идеализма и материализма, и является непосредственным источником марксистской философии.