Анализ объема и структуры готовой продукции

Лекция 9 Анализ производственных результатов (4 часа)

План лекции:

9.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производственных результатов;

9.2 Анализ объема и структуры готовой продукции;

9.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции;

9.4 Анализ ритмичности производства и реализации продукции;

9.5 Выявление резервов увеличения объемов производства.

Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производственных результатов

Производственные результаты - количество выпущенной и реализованной продукции с учетом потребности рынка, производственно – технической возможности предприятия и эффективном использовании всех видов ресурсов.

Реализуя продукцию предприятие возмещает затраты на ее производство и сбыт и получает прибыль, которая является источником развития производства и социальной сферы.

Основная задача анализа производственных результатов – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Анализ включает следующие расчеты:

1) Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;

2) Анализ стоимости выпущенной продукции и динамики изменения;

3) Анализ стоимости отгруженной продукции и динамики;

4) Анализ влияния структурных сдвигов на стоимость отгруженной продукции;

5) Анализ динамики объема продаж;

6) Анализ обновления продукции;

7) Анализ качества и конкурентоспособности продукции;

8) Анализ ритмичности производства и реализации продукции;

9) Выявление резервов увеличения объемов производства и оптимизации производственной программы.

Основными источниками информации являются:

- форма 1 - П «Сведения об отгрузке товаров и услуг»;

- форма 1 – П месячная;

- форма 1 – П квартальная;

- оперативная информация по производству и отгрузке продукции по декадам месяца и т.д.

 

Анализ объема и структуры готовой продукции

 

Ретроспективный анализ объема и структуры готовой продукции проводится в несколько этапов:

1) Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции;

2) Анализ выполнения производственной программы по ассортименту;

3) Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы;

4) Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции проводится с помощью показателей:

- базисных темпов роста;

- цепных темпов роста;

- среднегодовых темпов роста.

Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

Статистика различает объем произведенной продукции и объем продаж (реализованной продукции).

Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция.

Валовая продукция – это стоимость произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Характеризует объем работ.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства, внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Характеризует объем продукции.

Стоимость реализованной продукции (продаж) также может учитываться в двух вариантах:

- включает стоимость продукции отгруженной заказчикам и покупателям;

- включает стоимость продукции оплаченной заказчиком и покупателем.

Отгруженная продукция – это продукция, оформленная и отгруженная покупателю не зависимо от оплаты.

Реализованная продукция – это количество продукции, за которую поступили денежные средства в кассу или на расчетный счет, чеками, векселями.

 

Основными причинами снижения выпуска продукции являются:

Внешние причины:

- изменение конъюнктуры рынка;

- невостребованность отдельных видов продукции;

- ограничение сырьевых и энергетических ресурсов и др.

Внутренние:

- высокий износ основного технологического оборудования, увеличивает внеплановые простои, снижает объем производства;

- недостатки в организации производства и недостатки в системе управления производством и др.

Снижение объемов производства приводит к снижению уровня использования производственной мощности, следовательно, к увеличению себестоимости на единицу продукции.

Анализ выполнения производственной программы по номенклатуре и ассортименту

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований продукции и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции, а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием её объема выпуска по каждому виду. Различают групповой и внутригрупповой ассортимент.

Другими словами ассортимент – это набор товаров по различным видам, наименованию, назначению.

При анализе ассортимента продукции рассчитывается средний процент изменения ассортимента в отчетном году по сравнению с предыдущим годом (Уq.асс) по формуле:

, (9.7)

где - объем i-того вида продукции, произведенной в отчетном году, ед.;

-цена i-того вида продукции, действующая в отчетном году

объем i-того вида продукции, произведенной в базисном году, ед.;

n – число видов продукции в предыдущем году (номенклатура предприятия).

Если величина среднего процента изменения ассортимента меньше 100, это свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом, значение данного показателя не может быть больше 100%.

Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы

Структура выпущенной продукции характеризуется соотношением между отдельными ее видами, то есть удельным весом отдельных видов продукции в общем объеме продукции в стоимостном выражении.

Так как трудоемкость и материалоемкость отдельных видов продукции не одинаковы, то различия в темпах роста по отдельным видам продукции приводят к изменениям структуры объема продукции, то есть структурные сдвиги.

Анализ структурных сдвигов выполняется двумя методами:

- метод средних цен на продукцию по групповому ассортименту – основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножение разницы полученных величин на фактический выпуск;

- метод прямого счета, который проводится в следующем порядке:

- определяют структуру продукции за отчетный и базовый периоды;

- рассчитывают фактический выпуск продукции на базисный удельный вес, либо фактический выпуск продукции по основной номенклатуре умножают на коэффициент изменения объема выпуска продукции.

Размер влияния структурных сдвигов определяется сопоставлением фактического выпуска продукции при фактической структуре с фактическим выпуском продукции при базисной структуре.

Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия проводится в следующей последовательности:

Изучение объемов производства определяется в определенном диапазоне деловой активности, то есть в границах минимума – максимума, представляющих релевантный ряд. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

Анализ может производиться не только в границах абсолютного минимума-максимума, но и в пределах неизменных постоянных издержек.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации – это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек, при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.

Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, значение которого необходимо.

Определяется валовая маржа (ВМ) – результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат определяется по формуле:

ВМ = В - Ипер , (9.8)

где В – выручка от реализации продукции, тыс.руб.;

Ипер – издержки переменные на весь выпуск, тыс.руб.

Определяется коэффициент валовой маржи – характеризует долю маржинального дохода в выручке от реализации и определяется по формуле:

, (9.9)

Определяется порог рентабельности – это объем продаж (выручка), при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли:

- в денежном выражении:

, (9.10)

- в натуральном выражении:

, (9.11)

где - валовая маржа на единицу продукции, руб.

Определяется запас финансовой прочности – превышение выручки от реализации (объема) над пороговой выручкой (объемом), находится по следующим формулам:

- в натуральном выражении:

ЗФП (ед) = ожид.Q – ПР (ед.) , (9.12)

 

где ожид.Q – ожидаемый объем продаж, ед.;

ПР (ед.) – порог рентабельности в натуральном выражении, ед.

- в денежном выражении:

ЗФП (руб) = В – ПР (руб.) , (9.13)

Запас финансовой прочности показывает, какое возможное снижение выручки (объема) может выдержать предприятие, прежде чем начнет нести убытки. Чем выше запас финансовой прочности, тем ниже риск потери прибыли.