Вопросы к зачету

 

1. Психология управления как отрасль научного знания и практического применения (объект и предмет психологии управления). Связь психологии управления с другими науками. Методы исследований и получения научных знаний в психологии управления.

2. Основные теории управления, раскрывающие психологическую природу различных феноменов управленческой деятельности.

3. Общие и частные принципы управления. Функции управления.

4. Структура управления. Средства управленческой деятельности.

5. Основные психологические законы управления.

6. Менеджер (сущность, его место в организации, сущность деятельности). Категории менеджеров. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера.

7. Структура личности менеджера. Социально-биографические, психологические и этические характеристики современного менеджера. Управленческие способности.

8. Психологические детерминанты имиджа руководителя. Внешний облик делового человека, особенности внешнего облика деловой женщины.

9. Принципы делового этикета. Этикет и правила приветствий и представлений в различных ситуациях. Визитная карточка в деловых отношениях.

10. Принципы делового этикета. Правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, в самолете, в гостинице, в театре, кинотеатре, на концерте.

11. Психологические и этические особенности телефонного разговора. Правила деловой переписки. Отличительные особенности правил общения по сотовому телефону и средствами сети Интернет.

12. Роль комплиментов и подарков в деловых отношениях. Правила формулировки и специфика использования комплиментов. Этические особенности вручения подарков.

13. Группа как объект управления. Классификация групп. Характеристики рабочей группы и коллектива.

14. Рабочая группа (коллектив) и ее социально-психологические особенности. Структура коллектива и этапы его развития коллектива.

15. Типы взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный. Этика деловых отношений «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».

16. Морально-психологический климат и степень сплоченности коллектива. Пути оптимизации психологического климата в коллективе. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

17. Этапы развития и профессиональная зрелость коллектива. Ограничения, препятствующие его эффективной работе коллектива.

18. Психологические проблемы руководства на различных этапах развития коллектива. Роль менеджера в становлении коллектива: качественный состав персонала, неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

19. Основные характерные черты «трудного» руководителя и основные причины их проявления. Нормы этичного поведения руководителя.

20. Понятия руководства, управления, лидерства. Проблема лидерства (референтная группа, типы лидеров, социометрическая процедура). Личностные качества лидера и руководителя.

21. Стиль руководства. Психологические особенности стилей управления в классической типологии Курта Левина. Личностные качества руководителей с различными стилями управления. Выбор оптимального стиля руководства.

22. Общение как социально-психологическая категория: его функции, стороны, виды, формы и средства.

23. Социальные стереотипы и ролевое поведение в деловом общении. Значение стереотипов в восприятии человека человеком.

24. Перцептивная сторона общения. Механизмы перцепции: познание и понимание людьми друг друга, рефлексия и каузальная атрибуция.

25. Первое впечатление, эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении. Практические рекомендации по формированию первого впечатления.

26. Коммуникативная сторона общения. Потеря информации и умение слушать собеседника. Виды и техника слушания. Типичные ошибки слушания.

27. Коммуникативная компетентность руководителя. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения и методы преодоления.

28. Коммуникативная культура в деловом общении. Личностные качества и социально-психологические умения определяющие уровень коммуникативной культуры. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

29. Классификация невербальных средств общения. Критерии определения истинности высказываний, открытость и закрытость в общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

30. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействий: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное, контрастное и компромиссное взаимодействия.

31. Трансакционный анализ Э. Берна. Типичные эго-состояния и виды трансакций.

32. Характеристика манипуляций в общении и их классификация. Критерии определения наличия манипуляций в отношениях между людьми. Защита от манипуляций и правила их нейтрализаций.

33. Открытость и закрытость в общении. Роль обратной связи в деловом общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

34. Функции делового общения. Основные формы и стили делового общения, их отличительные особенности.

35. Деловая беседа: функции, подготовка, структура. Психологические особенности и принципы успешного ведения деловой беседы.

36. Психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

37. Разновидности замечаний собеседников, их анализ и тактика поведения.

38. Психологические приемы влияния на партнера. Выслушивание партнера как психологический прием.

39. Методы, техники и тактики аргументирования. Личностные качества человека и успешность аргументирования.

40. Правила конструктивной критики и ее этические аспекты. Основные правила восприятия критики. Построение беседы, содержащей элементы критики.

41. Понятие конфликта и его социальная роль (типология конфликта, стадии и структура конфликта).

42. Сущность и способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Этические особенности разрешения спорных вопросов.

43. Предпосылки возникновения конфликтной ситуации в процессе общения. Конфликты в управленческой деятельности и их основные причины.

44. Типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.

45. Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.

46. Методы и стратегии управления конфликтными ситуациями. Правила поведения в условиях конфликта. Ассертивный отказ.

47. Эмоционально-волевая регуляция психических состояний. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Cаморегуляция и релаксация.

48. Понятие и природа стресса (понятие, фазы развития, физиологическая природа стресса). Виды стресса. Причины, признаки и источники стресса. Состояние человеческого организма и изменения, происходящие в нем при воздействии стресс-факторов.

49. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения (социальные составляющие стрессов, всегда ли вредны отрицательные эмоции, рациональность убеждений, самооценка). Профилактика стрессов в деловых отношениях.

50. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.

 

Литература

Основная

1. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие.. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2011. – 249 с.

2. Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КноРус, 2010. – 271 с.

3. Руденко А.М. Управленческая психология / А.М. Руденко. – Ростов нД: Феникс, 2010. – 345 с.

4. Самыгин С.И. Деловое общение / СИ. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КРОНУС, 2012. – 440 с.

5. Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 456 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 416 с .

7. Шарипов, Ф.В. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / Шарипов Ф. В. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 296.

8. Цветков А. Н. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.

 

Дополнительная

 

1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления – М.: Сентябрь, 1998 – 160 с.

2. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. – Ростов на/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.

3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с.

4. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры. – М., 2002.

5. Берулава М.Н. психология и педагогика менеджмента. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. – 115 с.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001, 1999. – 295 с.

7. Вергилес Э.В. Психология управления. – М: МЭСИ, 2001. – 51 с.

8. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие / Н.Н. Вересов – М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. – 222 c.

9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 283 с.

10. Гарбер И.Е. Психология управления: методические материалы к учебному курсу. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 100 с.

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002.

12. Демина Л.С., Сивцова А.В. Этика и психология деловых отношений: методические рекомендации. – Барнаул: АГАУ, 2003. – 48 с.

13. Демина Л.С., Сивцова А.В. Этика и психология деловых отношений. Учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 118 с.

14. Кабанченко Т.С. Психология управления. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.

15. Карпов А.В. Психология управления. – М.: Гардарики, 2007.

16. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.

17. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Ростов на/Д: «Феникс», 2006. – 256 с.

18. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. – М.: Экономическая литература, 2002. – 288 с.

19. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2002. – 320 с.

20. Лебедев В.И. Психология и управление. – М.: Агропромиздат, 1990. – 176 с.

21. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2005. – 368 с.

22. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002.

23. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное управление. – М.: «Финансы и статистика». – 160 с.

24. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Изд-во Союз, 2000. – 576 с.

25. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь и др.; под общ. Ред. В.Б. Шпаря. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806 с.

26. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 208 с.

27. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Эксмо, 2006.

28. Психология делового общения: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: БАХРАХ-М, 2006.

29. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика». Учебное пособие. / Сост.: А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 2008 с.

30. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабанченко. – СПб: Питер, 2003. – 400 с.

31. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

32. Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – СПб.: Речь, 2010.

33. Райгородский Д.Я. психология управления: хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2006.

34. Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций. – СПб.: Альфа, 2001. – 240 с.

35. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 1999. – 352 с.

36. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: учебное пособие для вузов / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512с.

37. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 413 с.

38. Семенов А.К., Е.Л. Маслова. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: «Дашков и К», 2006. – 276 с.

39. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса : учеб. пособие . – М.: Дашков и К°, 2009. – 273 с.

40. Социальная психология и этика делового общения / В.Ю. Дорошенко; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 324 с.

41. Социальная психология: конспект лекций / И.В. Андреева. – М.; СПб., 2005.

42. Станкин М.И. Психология управления: практическое пособие, изд. 3-е доп. И перераб. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 368 с.

43. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 507 с.

44. Тейлор Ф. принципы научного менеджмента. – М., 1991.

45. Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум: учебное пособие для вузов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 488с.

46. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Практикум. – М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 180 с.

47. Удальцова М.В. Социология управления. – М.: ИНФРА-М. Новосибирск: ИГАЭиУ, 2001. – 144 с.

48. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Минск: Харвест, 2003. – 40 с.

49. Фауоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1992.

50. Файоль А. Управление – это наука и искусство / А. Файоль и др. – М., 1992.

51. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. – М., 1992.

52. Шапарь В.Б., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента / Под ред. Ю.Л. Наймера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с.

53. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. – М.: Академия, 2003. – 128 с.

54. Шаламова Г.М. деловая культура и психология общения: учебник для нач.проф.образования. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

55. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России: учеб. пособие под. Общ. Ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 19999. – 248 с.

56. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: «Экономика», 1984.

57. Щеголев И. Тайны почерка. – СПб.: Питер, 2007.

58. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М., 1992.

59. Этикет: искусство изысканных манер / авт.-сост. Н.В. Белов. – М. – Минск: АСТ; Харвест, 2005. – 528 с.