Введение

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии управления….....................8

2. Исторический очерк становления психологии менеджмента как науки…..9

3. Психологическая структура, принципы и функции менеджмента………..12

4. Этико-психологические характеристики менеджера…………………........13

Соотношение понятий: «лидер», «руководитель» и «менеджер»

5. Психология малых групп……………………………………………..............16

6. Психология управления групповыми процессами в коллективе…………..18

7. Психологические особенности управленческой деятельности…………….19

8. Стиль руководства и управленческое влияние…………………………........21

9. Общение как инструмент психологии менеджмента………………………..23

10. Коммуникативная сторона общения…………………………………………25

11. Интерактивная сторона общения…………………………………………….27

12. Психологические и этические аспекты делового общения………………...29

13. Аргументирование и критика как средства управленческой деятельности..31

14. Индивидуально-типологические особенности человека в общении………34

15. Психологические аспекты конфликтного взаимодействия………...............38

16. Стрессы и стрессоустойчивость в управленческой деятельности…………44

17. Саморазвитие и профессиональный рост менеджера……………………….48

Задания к семинарским занятиям…………………………………………………49

Темы докладов и рефератов……………………………………………………….55

Вопросы к зачету…………………………………………………………………..57

Литература………………………………………………………………………….61

 

Введение

 

Все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу в нашей стране социальные и экономические процессы, которые порождают новый слой людей, профессионально занимающихся предпринимательской и управленческой деятельностью. Важнейшими факторами эффективного управления являются профессионализм и компетентность менеджеров, анализ которых приводит к проблемам психологии управления и менеджмента. Эффективность управления начинается с малого – умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы и т.п.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости приобретения знаний и умений построения своих отношений как с коллективом в целом, так и с отдельными людьми. При этом становится важным профессиональная культура человека, при наличии которой человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия, так как знания основ психологии менеджмента делают человека свободным, экономически независимым, более нравственным.

В рыночной экономике ценность образования будущих специалистов, в том числе аграрных отраслей, постоянно растёт. Студенческая скамья − отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. А процесс получения этих знаний, которые в свою очередь включают в себя знания основ психологии менеджмента, − прекрасное условие для как индивидуально-типологических, так и профессиональных качеств личности. При этом, посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Каждый, кто стремится полноценно жить, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Поэтому курс «Психология менеджмента» предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение квалифицированно выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, влиять на свои эмоции, самосознание, через способность «выстаивать» в трудных жизненных ситуациях.

В нашем пособии дисциплина «Психология менеджмента» раскрывается посредством раскрытия особенностей и основных моментов следующих тем:

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии управления. Необходимость психологических знаний в управленческой деятельности. Предмет, объект и основная цель психологии менеджмента. Связь психологии менеджмента с другими науками и место среди них. Методы исследований и получения научных знаний в психологии менеджмента.

2. Исторический очерк становления психологии менеджмента как науки. История развития менеджмента. Основные теории управления. Развитие психологии менеджмента в России. Современное состояние психологии менеджмента.

3. Психологическая структура, принципы и функции менеджмента.Понятие менеджмента, его содержание и цель. Основные категории менеджмента. Средства управленческой деятельности (устная и письменная речь, нормативные документы, средства стимулирования труда, технические средства передачи информации).

4. Этико-психологические характеристики менеджера.Соотношение понятий: «лидер», «руководитель» и «менеджер». Типы лидеров. Категории менеджеров. Менеджерские характеристики. Структура личности менеджера. Управленческие способности. Виды этикета. Принципы делового этикета. Имидж делового человека и его свойства. Внешний облик делового человека, особенности внешнего облика деловой женщины.

5. Психология малых групп.Сущность и классификация малых социальных групп. Характеристики описывающие положение человека в группе и собственные характеристики группы. Структура группы: социометрическая, коммуникативная и структура социальной власти.

6. Психология управления групповыми процессами в коллективе. Виды и социально-психологические особенности коллективов. Этапы развития коллектива. Ограничения, препятствующие его эффективной работе. Морально-психологический климат и степень сплоченности коллектива. Этика деловых отношений «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали». Роль менеджера в становлении коллектива: качественный состав персонала, неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

7. Психологические особенности управленческой деятельности. Процесс управления и его структура. Психологическая структура управленческой деятельности. Функции руководящей деятельности и психологические проблемы руководства на соответствующих этапах управленческого процесса. Делегирование полномочий. Контроль, похвала и наказание. Средства управленческой деятельности. Общие принципы взаимоотношений с подчиненными.

8. Стиль руководства и управленческое влияние. Стили руководства. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход, концепция континуума. Способы управленческого влияния. Нормы этичного поведения менеджера. Этика взаимоотношений с «трудным» менеджером. Особенности общения с вышестоящим руководством.

9. Общение как инструмент психологии менеджмента. Общение как социально-психологическая категория: его функции, стороны, виды, формы. Перцептивная сторона общения: первое впечатление. Механизмы перцепции: познание и понимание людьми друг друга. Самоподача в общении.

10. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативная компетентность и коммуникативная культура. Зависимость уровня коммуникативной культуры от личностных качеств субъекта общения. Основные показатели культуры речи в деловом общении. Барьеры общения. Потеря информации и умение слушать собеседника. Средства общения. Межнациональные различия невербального общения. Способы развития навыков общения.

11. Интерактивная сторона общения. Интеракция. Типы взаимодействий. Трансакционный анализ Э. Берна. Манипуляции в деловом общении. Открытость и закрытость в общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

12. Психологические и этические аспекты делового общения. Основные формы и стили делового общения. Основные психологические принципы беседы. Условия успешного публичного выступления. Создание благоприятного психологического климата во время делового общения. Этикет и правила приветствий и представлений. Визитная карточка. Правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, в самолете, в гостинице, в театре, кинотеатре, на концерте. Психологические и этические особенности телефонного разговора. Особенности общения через интернет. Правила деловой переписки и вручения подарков.

13. Аргументирование и критика как средства управленческой деятельности. Методы, техники и тактики аргументирования. Правила конструктивной критики и этические аспекты ее использования и восприятия.

14. Индивидуально-типологические особенности человека в общении. Психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними. Виды и психологическая сущность вопросов. Техника ответов на вопросы. Разновидности замечаний собеседников, их анализ и тактика поведения. Психологические приемы влияния на партнера.

15. Психологические особенности конфликтного взаимодействия. Понятие, стадии, структура и динамика, типология конфликтов. Признаки деструктивного конфликта. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Предрасположенность человека к конфликтным отношениям и типы конфликтных личностей. Ошибочные действия руководителя как источник деструктивного конфликта. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Функции и последствия конфликтов. Типичные ошибки конфликтующего человека. Правила поведения в условиях конфликта. Методы управления конфликтами и их профилактики. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

16. Стрессы и стрессоустойчивость в управленческой деятельности. Понятие и природа стресса. Причины, признаки и источники стресса. Состояние человеческого организма и изменения, происходящие в нем при воздействии стресс-факторов. Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации. Особенности активной и тормозной реакции на стресс. Профилактика стрессов в деловых отношениях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Механизмы психологической защиты.

17. Саморазвитие и профессиональный рост менеджера.Теории личности (А. Маслоу, Д.Н. Узнадзе, Э. Эриксона, К. Роджерса, В. Франкла). Определение самоактуализации, характеристика самоактуализированных людей. Потребности (иерархия потребностей А. Маслоу), ценности и их виды, ценностные ориентации, ценностные отношения, установки. Самоопределение, характеристики и отличия его основных типов (профессиональное, личностное, жизненное). Основные типы и уровни профессионального самоопределения. Особенности начального этапа профессиональной деятельности. Особенности общения с вышестоящим руководством. Моббинг и буллинг персонала.