Роль речи в развитии мышления ребенка

Уровень развития мышления и обобщения ребенка опре­деляется не только его предметными действиями, но и разви­тием его речи.

Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д.

Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой си­стемой, которая становится мощным орудием мышления, уп­равления собой и, конечно, общения.

Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми.

Перво­начальная функция речи — коммуникативная. Речь - это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году его жизни мышление и речь развива­ются независимо друг от друга — мышление существует в фор­ме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, об­ращенных жестов.

Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздель­но, пересекаются, совпадают. По словам Л. С. Выготского, происходит встреча мышления и речи,которая дает начало со­вершенно новой форме психической жизни, столь характер­ной для человека. Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и речи, но и как единство об­щения и обобщения, коммуникации и мышления». Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни — вер­бальному, речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безгра­ничны.