Джордж Герберт Мид «Сознание, Я и Общество».

Соц. акт – диалог м/у индивидами, как не прекращающийся обмен установками и действиями.

Социальный акт включает четыре стадии:

1.импульс - побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию,

2 восприятие(перцепция) — формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия,

3. манипуляцию - процесс взаимодействия субъекта и объекта

4. консуммацию (потребление) - получение пользы от объекта взаимодействия и се оценка.

Виды соц. актов:

несимволическое - непосредственную реакцию людей на действия друг друга;

символическое – тип взаимодействия в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой.

Общение м/у людьми осуществляется посредством символов: языка и жестов.

Жест - это начальный, незавершенный этап человеческого поведения. Смысл жеста вызывает инстинкт – реакцию.

Язык – воздействует на окружающего индивида. Передача символов – перенимание ролей.

Концепция межипдивидуального взаимодействия Мида включает в себя положение об обусловленности его (взаимодействия) социальными факторами. Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности детерминирован опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено символами

Структура личности. Происхождение Я – способность становится объектом для себя самого.

Система «Я» включает две подсистемы:

«I - Я» - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

«Me – Мне» — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Стадии социализации в раннем возрасте:

1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.

2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».

3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

«Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.