Джордж Герберт Мид «Сознание, Я и Общество».
Соц. акт – диалог м/у индивидами, как не прекращающийся обмен установками и действиями.
Социальный акт включает четыре стадии:
1.импульс - побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию,
2 восприятие(перцепция) — формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия,
3. манипуляцию - процесс взаимодействия субъекта и объекта
4. консуммацию (потребление) - получение пользы от объекта взаимодействия и се оценка.
Виды соц. актов:
несимволическое - непосредственную реакцию людей на действия друг друга;
символическое – тип взаимодействия в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой.
Общение м/у людьми осуществляется посредством символов: языка и жестов.
Жест - это начальный, незавершенный этап человеческого поведения. Смысл жеста вызывает инстинкт – реакцию.
Язык – воздействует на окружающего индивида. Передача символов – перенимание ролей.
Концепция межипдивидуального взаимодействия Мида включает в себя положение об обусловленности его (взаимодействия) социальными факторами. Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности детерминирован опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено символами
Структура личности. Происхождение Я – способность становится объектом для себя самого.
Система «Я» включает две подсистемы:
«I - Я» - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
«Me – Мне» — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Стадии социализации в раннем возрасте:
1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.
«Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.