Психодрама и социодрама.

Психодрама - моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Экспериментальная, аналог театральной трупы.

Социодрама – моделирование и проигрывание социальных ситуаций. Естественная группа, исполнители могут меняться местами.

Терапевтический (социометрический) театр - означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Люди на сцене проигрывают психологическое состояние и социальные роли, благодаря чему им становится комфортнее и легче. Таким образом, они излечивались от социальных болезней и психологических. Совместно с Богардусом ввел понятие социальное расстояние и социальная дистанция - отношения взаимопонимания, которые устанавливаются м/ у индивидами и социальными группами. То личностное расстояние, которое ощущает, воспринимает как действительно существующее, пытается сократить или вообще преодолеть индивид в условиях подлинного социального сотрудничества и партнерства, а также стремится сохранить, а по возможности, и преумножить неготовый к межличностной идентификации участник взаимодействия и общения, ориентированный на межличностную конфронтацию.

 

Становление и развитие западной индустриальной соц-ии в 20 веке.

ИС, эксперимент в Филадельфии. Хоторонский: концепция Тейлора-Форда. Этап1 – уровень освещенности, Этап2 – группа, наблюдатель, легенда, льготы, мягкий стиль руководства, увелич производит, отмена льгот. Этап 3 – интервью – соц. позиция и соц. статус. Этап 4 – эксперимент 14 чел. Вывод: социабильность, ориентация на человека. Особен ХЭ – масштабность, индуст соц-ия и отраслевая, влиянение на управл процессы связь с антропол и соц. псих.

ИС – прикладная отрасль соц-ких наук США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.

Одним из основоположников индустриальной социологии и аналитиком эксперимента, положившего начало массовым исследованиям в промышленности, явился американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880—1949). Хоторонсому эксперименту предшествовал эксперимент в Филадельфии на текстильной фабрике. Мэйо изучал причины высокой текучки кадров рабочих в прядильном цехе. После проведения глубинного интервью выяснились причины:низкий престиж профессии, невозможность общаться работникам во время работы. Мэйо предложил ввести: общение м/у рабочими, останавливать станки по собственному усмотрению, установить 10 мин. перерыв в комнате отдыха. В рез-те текучка сократилась, а производительность труда увеличилась. Филадельфийский опыт – пролог Хоторонского эксперимента.

Эксперимент получил название Хоторнского — от названия города Хоторн близ Чикаго, где располагались предприятия "Вестерн Электрик Компани", на которых проводились исследования (1927—: 1932). Чтобы была понятнее сущность эксперимента, необходимо напомнить о господстве в то время в сфере производства концепции Тейлора-Форда, согласно которой человек — это придаток механизма, призванный его обслуживать, и не более того. На этом, собственно, базировалась поточно-конвейерная система. Именно такое представление о человеке и его месте на производстве и попытался разрушить Э. Мэйо, доказывая, что иной подход сулит не только возникновение новых социальных отношений (названных им "человеческими"), но и рост производительности труда. Председатель правления "Дженерал ФУДЗ Корпорейшн" Кларенс Френсис существо нового подхода к человеку выразил гак: "Люди состоят из тела, ума и души, и каждая из этих составных частей, особенно душа, должна быть использована для максимального увеличения производительности".

Этап 1. Первоначально эксперимент на заводах "Вестерн Электрик" не имел никакого отношения к социологии. Речь шла о том, чтобы доказать справедливость гипотезы: чем лучше освещение рабочих мест, тем выше производительность труда. Однако в ходе изменения освещенности в экспериментальнойкомнате (как в лучшую, так и в худшую сторону) производительность труда непрерывно повышалась. Тогда стало ясно, что дело в иных факторах, связанных не с влиянием света

Возникло иное предположение согласно которому, влияю физические и материальные условия труда. Таким образом, были изменены перерывы для отдыха, продолжительность работы и методы оплаты труда.

Этап 2. Вместе со своим постоянным заместителем Ф. Ретлисбергером он стал изучать действие так называемых неконтролируемых факторов, которые могли влиять на рост производительности труда (второй этап эксперимента). С этой целью от основной массы работающих в цехе по сборке электротехнической аппаратуры была изолирована немногочисленная группа женщин-операторов (6 человек), занимавшихся сборкой реле. Пять работниц собирали реле (каждое из 30 деталей), шестая готовила детали для сборки и складывала уже собранные.

Вместе с девушками-сборщицами в экспериментальной комнате, где они трудились за одним длинным столом, находился ученый-наблюдаель (взявший на себя и функции надзирателя, супервайзера), работавший в лаборатории Мэйо. Он должен был не только фиксировать в специальном журнале все происходящее в течение рабочего дня в бригаде, но и способствовать созданию в ней дружеской атмосферы. Работницам сообщили ложную легенду: необходимо выяснить влияние на работу таких факторов, как перерывы в работе, небольшой прием пищи до обеда (второй завтрак за счет администрации), сокращение рабочего времени. Девушкам было также сообщено, что такой опыт нужен для общества, для науки и приведет к улучшению условий труда на всем предприятии. Наблюдатель ежедневно вел с девушками неформальные беседы, осуществляя так называемый мягкий стиль руководства. Беседы касались различных сторон жизни работниц, вплоть до интимных. Главная задача супервайзера состояла в наблюдении за отношением к труду каждой сборщицы реле, тем более что в бригаде не было ни мастера, ни старшего мастера.

Второй этап продолжался 2,5 года: производительность труда каждой раб-цы выросла в среднем па 40%.

Но внезапно (для работниц) все льготы (сокращенное время труда, бесплатные завтраки, дополнительные перерывы) отменили. Это был один из пунктов эксперимента. Однако, несмотря на ухудшение ряда физических и материальных условий, выработка по-прежнему оставалась высокой. Тогда был сделан вывод, что улучшение условий труда не является основной причиной повышения его производительности. Вопрос же о «неконтролируемых факторах» так и оставался открытым. В дальнейшем было выдвенута гипотеза – на производительность труда влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений в коллективе.

Этап 3. Проведено 20тыс. интервью в подтверждение главной гипотезе, выяснилось, что норма выработки определяется давлением группы, следствием которого становится его социальная позиция и социальный статус.

Этап 4. Переход от массового опроса к экспериментальному с группой рабочих сборщиков (14чел), в ходе которого выявлялся стиль руководства и изучалась структура межличностных отношений.

Вывод: . Главное на производстве - отношениями между людьми в бригаде. Эти отношения Мэйо определил как "человеческие", поскольку они базировались на стремлении людей понять друг друга. Наблюдения Мэйо Показали, что члены бригады хотят быть включенными в группу и при этом чувствовать себя свободными. Желание быть включенным в определенную общность он назвал чувством "социабильности".Необходимо стремиться к созданию на производстве "социабильных" образований, то есть неформальных групп, работники которых чувствовали бы свою причастность к важным решениям. Лидеры производства должны ориентироваться не столько на выпуск продукции, сколько на человека, его потребности и интересы, стремиться удовлетворить хотя бы некоторые из них. В конечном итоге это обеспечит эффективную деятельность производства, его социальную стабильность и стабильность общества в целом.

Особенности ХЭ:

первый масштабный эксперимент:

предзнаменовал бурное развитие индустриальной социологии и отраслевых;

возможность соц-ии влиять на эффективность управленческих процессов;

взаимосвязь соц-ии с антропологией и соц. психологией.

ИТОГ: эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты в 30-е гг. стали энергично этим заниматься. Возникла нужная, модная и хорошо оплачиваемая профессия социолога.