Прочитайте текст и выполните задание.
Приводится фрагмент из книги «Основы социально-психологической теории», написанной современным российским психологом А. А. Бодалевым.
Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, — это та малая группа — семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д., в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <...>
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей — их носителей заключаются еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп — половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
Вопросы и задания:
1) Что автор считает важнейшим фактором формирования личности?
2) Примеры каких малых групп представлены в тексте?
3) Назовите выделенные автором причины и проявления влияния малой группы на личность?
4) С каким понятием, раскрытым в параграфе, соотносится мысль автора о том, что влияние группы на развитие личности «тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности»?
Тест
Вариант № 1
А.1. Положение человека в обществе – это:
А) социальный статус;
Б) социальная роль;
В) социальная мобильность;
Г) социальная адаптация.
А.2. Отклоняющееся поведение – это:
А) любые изменения в жизни человека;
Б) перемещение человека в пределах своей группы;
В) несоблюдение принятых в обществе норм;
Г) изменение социального статуса человека.
А.3. Формой вертикальной социальной мобильности является:
А) создание семьи;
Б) безупречная производственная деятельность;
В) постоянное проживание в городе;
Г) повышение по службе.
А.4. К показателям достигаемого статуса личности относится:
А) социальное происхождение;
Б) возраст;
В) пол;
Г) образование
А.5. Чем определяется социальный статус:
А) оценкой обществом той или иной позиции личности;
Б) поведением человека, которое должно соответствовать ожиданиям окружающих;
В) положением человека в обществе;
Г) приспособлением человека к постоянно меняющейся среде.
А.6.Разновидностью, прежде всего, каких отношений являются межнациональные отношения:
А) социальных;
Б) политических;
В) экономических;
Г) духовных
В.1. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;
Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;
В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;
Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;
Д) гражданка вступила в повторный брак;
Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.
В.2. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:
А. Создавать социокультурную среду.
Б. Трудиться сообща.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
В.3.Установите соответствие между характеристикой семьи и различными аспектами ее рассмотрения
Характеристики
А.Образцы семейного поведения
Б.ролевые отношения в семье
В.Общность быта
Г.Причины и мотивы разводов