Прочитайте текст и выполните задание.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем
62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная
ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, — внесемейное общение, и прежде всего отношения
с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают — 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени. <...>
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым
условиям жизни часто происходят при активном участии
младшего поколения в семье. Такой социальный феномен
имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными
ценностями нового социума. Таким образом, в переходном
российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям,
сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе.
На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации
в современной российской семье/Вестник РУДН.
Серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 158—159.
Вопросы и задания:
1) Проранжируйте на основе
текста семейные ценности молодого поколения.
2) Как понимает
автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче ценностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково
ваше личное отношение к ценностям старших поколений?
3. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.
4. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
5. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обязанностям будущих супругов непременным условием благополучной семьи?