Организация контроля за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» и на Дальневосточной железной дороге

Организация контроля и надзора за состоянием охраны труда, одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве, для доказательства этого имеется простая очевидная «формула»: «Своевременно проведён контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжёлым последствиям, приняты соответствующие меры (запрещено, отстранены, прекращены, устранены нарушения, или приняты другие меры) – не будет травмы или других инцидентов. Не проведён или несвоевременно проведён контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – произойдут происшествия с тяжёлыми последствиями».

Согласно статьи 212 ТК РФ(Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда), работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда:

I. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и, пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти специально уполномоченных в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

II. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги и Теркомы отделений дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).

III. Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах зачастую встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО, дороги, отделения, предприятия.

Он организовывается и осуществляется:

- управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

- руководителями дороги, служб, дирекций, центров, отделений, отделов и структурных подразделений;

- службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.

Контроль за состоянием охраны труда в целом в ОАО «РЖД» и в частности на дороге осуществляется по следующим направлениям:

1). Комплексные и целевые проверки

· Комплексные проверки проводятся согласно планов, утверждаемых на соответствующих уровнях, на железных дорогах проводит Управление охраны труда и промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. В отделениях и дирекциях железной дороги проводятся службой охраны труда и промышленной безопасности дороги, не реже одного раза в три года. В структурных подразделениях отделений дороги проводятся отделом охраны труда и промышленной безопасности отделения дороги совместно с руководителями и специалистами причастных отделов, в установленные дорожным положением сроки (на данный момент не реже одного раза в два года);

· При проведении комплексной проверки проверяется организация работы по основным направлениям охраны труда, в зависимости от уровня и объекта проверки, согласно Перечня основных вопросов для проверки состояния охраны труда (определяется дорожным положением). Комплексные проверки проводятся с целью установления действительного положения дел с организацией работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в подразделении. Для проведения комплексных проверок на соответствующем уровне создаются комиссии (в составе не менее 3-х человек) из руководителей и специалистов охраны труда ипромышленной безопасности, в работе комиссий могут участвовать представители органов государственного и общественного контроля.

· О проведении комплексной проверки (а также плановой целевой проверке) не позднее, чем за две недели до ее начала издается распоряжение (или телеграфное указание), в котором определяются состав комиссии, объект и сроки проведения проверки.

· Результаты комплексной (целевой) проверки оформляются актом. При оформлении акта проверки разрешается указывать только вскрытые недостатки.

· Руководитель проверенного подразделения по результатам комплексной (целевой) проверки в течение двух недель проводит совещание по рассмотрению акта проверки, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, заслушивает ответственных работников и руководителей проверенных подразделений о принятых мерах и хода устранения выявленных нарушений, издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копии материалов представляются проверяющим. Отчёты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, представляются ежеквартально до полного выполнения мероприятий в адрес тех, кому направлялись все выше перечисленные материалы.

· Результаты комплексных и целевых проверок также рассматриваются у вышестоящих руководителей (компании, дороги, отделения дороги).

· Целевые проверки в хозяйствах железных дорог, функциональных филиалах ОАО «РЖД» проводятся подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», структурными подразделениями ОАО «РЖД» по графикам, согласованным с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждаемым вице-президентом ОАО «РЖД», не реже одного раза в пять лет (хозяйств каждой дороги, функционального филиала). Плановые целевые проверки не должны проводиться на дороге в один год с комплексной проверкой, проводимой Управлением охраны труда и промышленной безопасности.

· Целевые проверки в структурных подразделениях дороги проводятся службами (отделами), дирекциями, центрами, отделениями дороги, отделами отделений дороги по графикам, утверждаемым соответствующим руководителям, или по его указанию.

· Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда, а также по приказам, распоряжениям ОАО «РЖД», дороги, по указанию руководства дороги, служб, дирекций, отделений, центров, службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности.

· Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться комиссиями или отдельными руководителями и специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.

return false">ссылка скрыта

· Кроме целевых проверок, проводимых по графику, по указанию руководства ОАО «РЖД», руководства дороги, дирекции, центра, отделения дороги могут проводиться внеплановые целевые проверки на основании сведений (оперативных данных), поступающих от структурных подразделений дороги, по материалам расследований несчастных случаев, аварий, крушений, взрывов, пожаров и иным нарушениям требований охраны труда, приведшим к тяжким последствиям.

· О проведении внеплановой целевой проверке сообщается руководству проверяемого подразделения в необходимые, для организации проверки сроки, телеграфным указанием или другими средствами связи.

· Результаты целевой проверки подразделений дороги рассматриваются аналогичным порядком как и комплексные проверки.

2). Оперативные проверки.

Оперативные проверки проводятся руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (всех уровней) - в подразделениях и на рабочих местах.

Основными задачами проведения оперативных проверок являются: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» и дороги, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.

Руководители служб, центров, отделов, дирекций дороги, отделений и отделов отделений дороги проводят оперативные проверки согласно порядка (регламента), установленного Нормативами участия в работе по охране труда руководителей ОАО «РЖД» и должностными обязанностями по охране труда.

Руководители структурных подразделений дороги проводят оперативные проверки, согласно порядка установленного соответствующими Положениями (стандартами) о контроле и надзоре за состоянием охраны труда, разработанными в структурных подразделений, в которых должен быть установлен регламент (не менее одной проверки в месяц для каждого руководителя структурного подразделения), порядок проведения, рассмотрения и оформления оперативных проверок.

Результаты оперативной проверки оформляются актом, один экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается для контроля у проверяющего. Так же результаты оперативной проверки могут быть оформлены записью в журнале трехступенчатого контроля. Проверяющий, в заключительной части акта, в обязательном порядке указывает основные меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям и порядок представления информации об устранении нарушений, а при необходимости и другие материалы (в том числе, протокол и приказ по итогам проверки, при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Согласно установленного порядка в соответствующих подразделениях, акты (или копии актов) проверяющим должны быть переданы инженеру (специалисту) по охране труда своего подразделения, для учёта и контроля. Инженер (специалист) по охране труда подразделения ведёт учёт и контроль за проведением оперативных проверок руководителями своего подразделения и представляет информацию о выполнении норматива проведения оперативных проверок первому руководителю для рассмотрения.

Результаты оперативной проверки рассматриваются у руководителя проверяемого подразделения (в том числе структурного подразделения), а при необходимости - у вышестоящего руководителя. Руководитель структурного подразделения рассматривает итоги оперативных проверок, проведённых руководителями и специалистами своего структурного подразделения на ежемесячном итоговом совещании по охране труда или на внеочередном оперативном совещании (в том числе при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Об устранении недостатков, выявленных оперативной проверкой и о принятых мерах руководитель проверяемого подразделения информирует руководителя, проводившего проверку, в установленном порядке и согласно выводов и сроков, указанных в заключительной части акта. По всем выявленным нарушениям работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления или привели к тяжелым последствиям (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление), персоналу проводится внеплановый инструктаж (перечень профессий работников определяет руководитель проводивший проверку и руководитель структурного подразделения).

Инженеры по охране труда (в том числе специалисты, ведающие вопросами охраны труда) в ходе всех видов проверок имеют право выдавать руководителям и другим должностным лицам, обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений норм, требований охраны труда, отменить которые имеют право работодатель письменным распоряжением.

Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при работе, приёме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с дорожным Положением по организации работы системы информации «Человек на пути».

3). Трехступенчатый контроль.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля руководителями структурных подразделений дороги за состоянием охраны труда на рабочих местах в подчиненных им производственных подразделениях, а также соблюдением работниками требований стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных документов по охране труда с участием представителей общественного контроля.

Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в структурном подразделении являются: на 1ст. - бригадир, дежурный по станции, другой непосредственный руководитель работ; на 2ст. - начальник цеха, старший мастер (мастер), начальник участка и другой руководитель производственного подразделения; на 3ст. – начальник депо, станции, дистанции, директор завода, руководитель другого структурного подразделения.

Результаты трехступенчатого контроля отражаются в журнале трехступенчатого контроля подразделения, в хронологическом порядке.

3.1). Первая ступень контроля.

· Первая ступень контроля проводится ежедневно (ежесменно) бригадиром (старшим рабочим) или другим непосредственным руководителем работ, как в начале, так и в течение рабочего дня (смены), в проведении первой ступени контроля принимает участие уполномоченный по охране труда подразделения.

· В начале рабочего дня (смены) проверяют «видимое» соблюдении мер безопасности, в том числе соответствие требованиям оборудования, устройств, защитных приспособлений, средств защиты и т.д., обеспечивающих непосредственно безопасность работающих: устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой; состояние рабочих мест, наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений, средств связи; состояние проходов и проездов; исправность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов; наличие оградительных, защитных и предохранительных средств; исправность установок вентиляции и освещения, наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты; правильность складирования материалов, заготовок и приспособлений; наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью; наличие необходимых средств пожаротушения и т.д.

· В течение рабочего дня (смены) проверяют дополнительно: соблюдение работниками требований правил и инструкций по охране труда; исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; (соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом; соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением; соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для выполнения работ на данном участке).

· Устранение выявленных нарушений проводится немедленно, под наблюдением непосредственного руководителя работ.

Мероприятия по устранению выявленных нарушений, сроки их выполнения, фамилии работников, ответственных за их устранение, руководитель работ записывает в журнал трехступенчатого контроля, а после выполнения мероприятий делает отметку об устранении нарушений. Устраненные замечания в ходе проверки могут не заносится в журнал трёхступенчатого контроля.

На всех трёх ступенях есть жёсткие требования, на которые необходимо обратить особое внимание:

· Согласно статей ТК РФ 212 (Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда), Работодатель обязан обеспечить: принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций...., 219. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Каждый работник имеет право на: отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда…; в ступенчатом контроле эти требования предусмотрены, в следующем порядке - в случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, руководитель работ (проводящий проверку на соответствующей ступени контроля) должен приостановить работу до устранения нарушений и сообщить об этом вышестоящему руководителю.

· Согласно статьи 212 ТК РФ (Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда), Работодатель обязан обеспечить: информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья …; в ступенчатом контроле эти требования предусмотрены, в следующем порядке - руководитель проводящий соответствующую ступень контроля информирует своих подчиненных о нарушениях, выявленных при контроле, и о мерах, принятых по их устранению, что уже в свою очередь (т.е. информирование) является профилактикой случаев травмирования работников.

3.2 Вторая ступень контроля.

· Вторая ступень контроля проводится начальником цеха, старшим мастером, начальником участка или другим руководителем производственного подразделения не реже одного раза в месяц, с проверкой всех рабочих мест (участков) производственного подразделения. Во второй ступени контроля принимают участие (в обязательном порядке) уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

· При проведении второй ступени контроля проверяют: выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок первой и второй ступеней контроля; организацию проведения первой ступени контроля, ведение журналов трехступенчатого контроля; выполнение приказов и распоряжений руководителей структурных подразделений, предложений профсоюзной организации и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда; выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев. И далее ряд вопросов первой ступени (для контроля качества её проведения).

· По результатам проверки в журнале ступенчатого контроля вносятся записи о выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены во время проведения проверки, с определением мер, сроков их устранения и лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений. Руководителем работ после устранения выявленных нарушений делается отметка об их устранении. Независимо от срока проведения второй ступени контроля, запись в журнал трехступенчатого контроля руководителем производственного подразделения и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда может заноситься в любой день при обнаружении нарушений.

3.3 Третья ступень контроля.

· Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей структурного подразделения, согласно Регламента проведения третьей ступени контроля, с охватом всех производственных подразделений, определенных положением или иным локальным нормативным документом структурного подразделения. Состав (составы) комиссии третьей ступени контроля определяется соответствующим локальным нормативным документом. В проведении третьей ступени контроля принимают участие инженер по охране труда, руководители, специалисты, руководители производственных подразделений, инженерно – технические работники, участковые ревизоры движения отделений дороги, ревизоры по безопасности движения отделений дороги), другие руководители и специалисты, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда, председатели, уполномоченные и другие представители профсоюзного органа структурного подразделения. Комиссия по третьей ступени контроля должна быть в составе не менее 3-х человек. Третья ступень контроля проводится по графику. График третьей ступени контроля на разрабатывается ежегодно в соответствии с Регламентом проведения третьей ступени контроля.

РЕГЛАМЕНТ

проведения третьей ступени контроля в подразделениях дороги

Наименование подразделения Периодичность проверки Председатели комиссий, осуществляющих третью ступень контроля
1. Путевые машинные станции, дистанции: пути, сигнализации и связи, электроснабжения, гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, механизированные дистанции погрузо-разгрузочных работ, вагонные эксплутационные депо, Дорожный информационно-вычислительный центр, Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, структурное подразделение «Энергосбыт».
Производственные и линейные подразделения не реже 1 раза в 3 месяца каждое подразделение Начальник структурного подразделения, его заместители (в том числе заместитель по кадрам и социальным вопросам), главный инженер
2. Хозяйство перевозок
2.1. Станции внеклассные и 1 класса не реже 1 раза в месяц Начальник станции (центра, узла), его заместители (в том числе заместитель по кадрам и социальным вопросам), главный инженер  
2.2. Линейные станции, входящие в состав внеклассной станции или станции 1 класса не реже 1 раза в 3 месяца каждую станцию Начальник станции (центра, узла), его заместители (в том числе заместитель по кадрам и социальным вопросам), главный инженер
2.3. Ревизорские участки, включающие станции 2, 3, 4, 5 классов (участки обслуживания участковыми ревизорами движения поездов отделений дороги) не реже 1 раза в 3 месяца каждую станцию Начальник отдела перевозок (станций) отделения дороги, заместители начальника отдела перевозок (станций) отделения дороги, ревизор движения отдела перевозок
3. Восстановительные поезда отделений дороги
3.1. Восстановительные поезда не реже 1 раза в месяц. при этом 1 раз в 3 месяца проверка должна быть проведена комиссией под председательством Главного ревизора или главного инженера отделения дороги. Главный ревизор, главный инженер отделения дороги, заместитель главного ревизора, ревизор по восстановительным средствам.  
3.2. Аварийно- восстановительные бригады, аварийно-полевые команды не реже 1 раза в 3 месяца Главный ревизор, главный инженер отделения дороги, заместитель главного ревизора, ревизор по восстановительным средствам.
4. Все остальные предприятия дороги
4.1. Производственные подразделения находящиеся на станции расположения структурного подразделения не реже 1 раза в месяц Начальник структурного подразделения, его заместители, в том числе заместитель по кадрам и социальным вопросам, главный инженер
4.2. Линейные производственные подразделения не реже 1 раза в 3 месяца Начальник структурного подразделения, его заместители, в том числе заместитель по кадрам и социальным вопросам, главный инженер
           

· При проведении третьей ступени контроля проверяют: выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок всех ступеней контроля, комплексных и целевых проверок, по замечаниям, выявленным руководителями всех уровней при оперативных проверках, а также представителями профсоюза; организацию проведения первой и второй ступеней контроля; ведение журналов трехступенчатого контроля, регистрацииинструктажа, проверки знаний и другой документации по охране труда; выполнение нормативных документов по охране труда, предписаний и указаний органов надзора и контроля; выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев; наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния цеха (подразделения); состояние санитарно-бытовых помещений и устройств; организацию проведения обучения и инструктажей работников; выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда; состояние и содержание уголков по охране труда; порядок и качество проводимых технических занятий по охране труда; другие вопросы охраны труда.

· Запись о проведении третьей ступени контроля делается в журнале трехступенчатого контроля. Результаты третьей ступени контроля по структурному подразделению также оформляются актом проверки с росписями председателя и всех членов комиссии. В актах третьей ступени контроля также указываются сроки и ответственные за устранение выявленных недостатков (при разработке сводных мероприятий, в них указываются сроки и ответственные за устранение выявленных недостатков).

· Акты (и мероприятия) хранятся у инженера по охране труда структурного подразделения.

· Рассмотрение итогов третьей ступени контроля проводит руководитель структурного подразделения на совещании с участием руководителей производственных подразделений, специалистов и представителей профсоюзной организации (председатель профкома или лицо его замещающее). Результаты рассмотрения итогов третьей ступени контроля оформляются протоколом. При рассмотрении итогов третьей ступени контроля, в обязательном порядке анализируются выявленные нарушения, особое внимание уделяется повторности нарушений, выявленных в производственных подразделениях и даётся соответствующая оценка руководителям допустившим неустранение или повторяемость нарушений. По результатам рассмотрения итогов третьей ступени контроля при необходимости издается приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда или виновных в неудовлетворительной организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о поощрении работников, добившихся положительных результатов в работе по охране труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4). Дополнительные направления контроля:

4.1). Особый режим работы по охране труда.

При ухудшении состояния охраны труда на отдельных предприятиях и организациях федерального железнодорожного транспорта, их руководителями, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, может вводиться особый режим работы по охране труда в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» и дороги.

4.2). Весенние и осенние смотры состояния охраны труда проводятся на всех предприятиях дороги, с целью постоянного улучшения условий и охраны труда, создания обстановки, исключающей производственный травматизм и профессиональные заболевания. В процессе смотров детально изучается фактическое положение состояния охраны труда на рабочих местах. Смотры проводятся ежегодно весенний смотр - в апреле, осенний – в октябре месяце, или другие сроки (в зависимости от специфики работы отделений, хозяйств), в соответствии с дорожным Положением.

4.3). Система информации «Человек на пути». Направлена на усиление контроля за соблюдением работниками при работе на путях, правил нахождения на пути при приближении и пропуске поездов и предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на пути людей. Система информации «Человек на пути» эффективно только при наличии совместных действий работников хозяйств локомотивного, перевозок, пути, сигнализации, связи, энергоснабжения, строительных и других организаций. Организовывается в соответствии дорожного Положения об Организации работы системы информации "Человек на пути" на Дальневосточной железной дороге – филиале ОАО «РЖД».

Самостоятельным порядком также проводится:

4.4). Контроль и надзор за обеспечением безопасной эксплуатацией и техническим состоянием электроустановок структурных подразделений дороги осуществляется работниками службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности, в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» и дороги, при проведении комплексных, целевых проверок по охране труда, а также отдельных целевых и оперативных проверках по вопросам электробезопасности.

4.5). Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на ДВОСТжд осуществляет служба и отделы охраны труда и промышленной безопасности, в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» и дороги, в установленном порядке, а также при проведении комплексных, целевых проверок по охране труда, отдельных целевых и оперативных проверках по вопросам промышленной безопасности.

При проведении контроля необходимо использовать систему предупредительных талонов, которые предназначены для повышения персональной ответственности и упорядочения контроля за соблюдением требований охраны труда работниками, при исполнении служебных обязанностей.