Практическая работа – знакомство с термометром

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая — плохая; ветреная безветренная; солнечная пасмурная; дождливая.)

- Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)

- Температуру воздуха измеряют спе­циальным прибором, он называется термометр(учитель демонстрирует различные виды термометров). Температура измеряется в градусах.

Дети под руководством учителя вы­деляют части термометра: стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. На шкале каждое деление соот­ветствует одному градусу.

Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры. Учитель предлагает найти 0 (нуль) - граница между градусами тепла и холода.

Цифры стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 — количество градусов холода.

- Поглядев на термометр за ок­ном, мы можем определить, сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.

Учитель показывает комнатный термометр для измерения тем­пературы в помещении, водный термометр для измерений темпера­туры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.

- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы мо­жете сказать? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)

- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

- В медицинском термометре шкала начинается с 34°, т. к. нор­мальная температура тела человека 36,6°. Если человек болен, тем­пература повышается, жидкость поднимается выше отметки 37° и самая высшая отметка 42°, т. к. выше температуру у человека быть не может.

- На водном термометре шкала от 0° до 100°. Почему? (При 0° вода превращается в лед, а при 100° закипает.)

- На комнатном термометре шкала от —20° до +50°, а на уличном — от —40° до +50°. Почему?

- Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водно­го термометра.

Учитель опускает термометр в стакан с теплой водой.

- Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?

- Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.

Далее учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой.

- Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Оп­ределите температуру холодной воды.

- Точно также работает и уличный термометр. Если на улице ста­новится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.

- А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.