Практическая работа – знакомство с термометром
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая — плохая; ветреная — безветренная; солнечная — пасмурная; дождливая.)
- Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр(учитель демонстрирует различные виды термометров). Температура измеряется в градусах.
Дети под руководством учителя выделяют части термометра: стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры. Учитель предлагает найти 0 (нуль) - граница между градусами тепла и холода.
Цифры стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 — количество градусов холода.
- Поглядев на термометр за окном, мы можем определить, сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
Учитель показывает комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерений температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.
- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?
- В медицинском термометре шкала начинается с 34°, т. к. нормальная температура тела человека 36,6°. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37° и самая высшая отметка 42°, т. к. выше температуру у человека быть не может.
- На водном термометре шкала от 0° до 100°. Почему? (При 0° вода превращается в лед, а при 100° закипает.)
- На комнатном термометре шкала от —20° до +50°, а на уличном — от —40° до +50°. Почему?
- Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра.
Учитель опускает термометр в стакан с теплой водой.
- Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
- Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.
Далее учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой.
- Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.
- Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.
- А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.