SLA – регламент предоставления ИТ-сервиса

 

36. Приведите примеры бизнес-процессов, видов деятельности и обеспечивающих ИТ-сервисов.

• Печать документов

• Контроль исполнения поручений.

• Бухучет по МФСО или GAAP.

• Составление баланса.

• Е-банкинг.

• …

• Каталог ИТ-сервисов.

Пример: Бизнес процесс – «написание курсовой работы».
Виды деятельности и ИТ-сервисы.

Уяснить→План→Сбор→Подготовка→Представление

MS Project E-lib MS Office E-mail, СДО, принтер

Time

Manager

 

37. Что такое workflow? Приведите пример.

Workflow - это полная или частичная автоматизация бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются от одного участника (бизнес-процесса) к другому для выполнения действий согласно набору руководящих правил.

Workflow – это единая модель материального, финансового и информационного потоков, определяющих бизнес-процесс.

Пример workflow: ремонт

 

  1. Проиллюстрируйте утверждение «Бизнес-процесс: – алгоритмическое описание бизнеса».
  2. Покажите, что workflow – это алгоритмическое и информационное описание бизнеса».
  3. Опишите бизнес-процесс «Написание эссе».
  4. Как ИС проникают в экономику, бизнес? Прокомментируйте утверждение «То, что не моделируемо – то и не автоматизируемо».
  5. Что такое информационный процесс и чем он отличается от бизнес-процесса?

 

43. Что такое данные, информация и знания?

Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях.

Информация- это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия получателем решений.

Знания – обработанная информация, используемая и ранее использованная для принятия решений

Свойства данных:

• Репрезентативность (или представительность), означает способность собранных данных адекватно отобразить свойства описываемого ими явления. (Право выборки представлять генеральную совокупность)

• Точность.

• Достоверность – это способность представлять описываемые объекты с заданной по условиям решаемой задачи точностью.

• Надежность - когда погрешность полностью определяется факторами, степень влияния которых можно оценить (как, например, точность данных)

Свойства информации:

• Актуальность

• Своевременность

• Достоверность

Свойства знаний:

• Неформальные (intangible) знания – это, прежде всего, знания и опыт квалифицированных специалистов, их интуиция, умение работать в группе, корпоративная культура.

• Таким образом, формальные (tangible) знания существуют в виде томов документов, учебников и монографий с описанием методов решения задач, дипломов об окончании вуза, сертификатов о прохождении обучения и т.п.

Знания могут существовать в виде:

предметном или конкретном, использующем информацию из конкретной области – это методики принятия решений для конкретно поставленной задачи - НАВЫКИ

концептуальном или обобщающем, использующем информацию из многих областей и определяющем, как извлекать знания из информации – это методологии (принципы кораблестроения, землеведения, управления компаниями…) - УМЕНИЯ;

метазнаний – знаний о знаниях – дающих способность генерировать новые знания – НАУКА – собственно ЗНАНИЯ.

Период существования:

данных – произвольный;

информации – определенный;

знаний - ?

 

44. Как данные превращаются в информацию, а информация – в знания.

Примерами данных могут служить линии, оставляемые на бумажной ленте самописцами; рентгеновский снимок части тела больного; колонки чисел, представляющие котировки акций на бирже. Сведения, фиксированные таким образом, обычно становятся понятными после их обработки специалистами. Обработанные данные с комментариями специалистов превращаются в информацию. Полученная информация представляется лицам, принимающим решения, которые могут ей воспользоваться для принятия соответствующего решения – либо запросить дополнительную информацию. В наших примерах – это могут быть решения об эвакуации жителей, если самописец сейсмографа зафиксировал угрожающую динамику, диагноз и необходимый курс лечения для оригинала рентгеновского снимка, решение о продаже или покупке акций в зависимости от состояния и динамики рынка акций.

Datamining – превращение данных в информацию, огромное хранилище данных.

 

45. Приведите пример данных, информации и знаний.

Формы существования данных, информации и знаний:

данные – таблицы, изображения, деревья… музыка

информация – аналитические отчеты, экспертные оценки, политические высказывания…музыка

знания – научные труды и учебники, дипломы, сертификаты, стандарты, законы, квалификация, опыт,… музыка

 

46. Каковы основные свойства информации?

• Асимметрия

• Неполнота

Неопределенность и риск.

 

47. Опишите свойства асимметрии и неполноты информации.

Асимметрия информации:

• В условиях неопределённости (т.е.неполноты информации) люди, как правило, неодинаково информированы → асимметрия информации

• Примеры: принципал – агент, работодатель – соискатель, кредитор – заемщик

• Недостаток информации влечёт потери для соответствующей стороны → затраты на поиск информации

• Примеры: кредитные бюро, страхование жизни, заключение сделки…

• Поиск информации требует затраты ресурсов, т.е. трансакционных издержек

Неопределённость информации:

• Риск – доход, затраты, полезность и др. параметры представляют собой случайные величины

• Неопределённость – неизвестна функция распределения случайной величины или само множество исходов

• Для большинства исследовательских моделей типичен анализ риска, тогда как для экономической реальности более типична и важна неопределённость.

• Риск переходит в неопределенность и наоборот.

Источники неопределенности сделки. В.И.Ананьин:

• Участники не располагают всей необходимой информацией о деталях сделки;

• Представления участников о действиях и их ожидания результатов не согласованы;

• Не все участники обладают достаточной компетентностью на выполнение своих операций;

• Не все участники обладают соответствующими полномочиями;

• Загрузка участников бизнес процесса не сбалансирована, не все одинаково заинтересованы в результате;

• Объективная инерционность: при возникновении нештатных ситуаций невозможно быстро перепланировать работу;

• Трудности контроля уровня качества результата;

• Оппортунистическое поведение.

Пример риска и неопределенности:

Современный кризис: ситуация выглядела управляемой до тех пор, пока существовали риски невозврата ипотечных или межбанковских кредитов. Но, когда возникло недоверие между экономическими агентами, обсуждение рисков стало невозможным - ситуация стала неопределенной.

Неустранимость неопределённости:

• «Информационное трение» – ресурсы на поиск тратятся сейчас, а результат проявляется потом

• «Ограниченная рациональность» - «мощности» человека по обработки информации ограничены

В результате - информация всегда неполна.

Неопределенность есть всегда: любой процесс характеризуется разной степенью ее проявления.

Неопределённость порождает класс людей – предпринимателей - профессионально с ней работающих. Их вознаграждение – прибыль.

Неопределенность– важная (может – главная?) составляющая мировой ноосферы. Она порождает

религии, искусство, предпринимательство, науки, любопытство…

 

48. Опишите, как измеряются риски и неопределенность.

 

49. Представьте структурированные и неструктурированные данные и задачи. Какие из них чаще всего решаются средствами корпоративных ИС и почему?

Структурированные и неструктурированные данные, информация и знания.

Структурированные, полуструктурированные и неструктурированные задачи.