SLA – регламент предоставления ИТ-сервиса
36. Приведите примеры бизнес-процессов, видов деятельности и обеспечивающих ИТ-сервисов.
• Печать документов
• Контроль исполнения поручений.
• Бухучет по МФСО или GAAP.
• Составление баланса.
• Е-банкинг.
• …
• Каталог ИТ-сервисов.
Пример: Бизнес процесс – «написание курсовой работы».
Виды деятельности и ИТ-сервисы.
Уяснить→План→Сбор→Подготовка→Представление
MS Project E-lib MS Office E-mail, СДО, принтер
Time
Manager
37. Что такое workflow? Приведите пример.
Workflow - это полная или частичная автоматизация бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются от одного участника (бизнес-процесса) к другому для выполнения действий согласно набору руководящих правил.
Workflow – это единая модель материального, финансового и информационного потоков, определяющих бизнес-процесс.
Пример workflow: ремонт
- Проиллюстрируйте утверждение «Бизнес-процесс: – алгоритмическое описание бизнеса».
- Покажите, что workflow – это алгоритмическое и информационное описание бизнеса».
- Опишите бизнес-процесс «Написание эссе».
- Как ИС проникают в экономику, бизнес? Прокомментируйте утверждение «То, что не моделируемо – то и не автоматизируемо».
- Что такое информационный процесс и чем он отличается от бизнес-процесса?
43. Что такое данные, информация и знания?
Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях.
Информация- это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия получателем решений.
Знания – обработанная информация, используемая и ранее использованная для принятия решений
Свойства данных:
• Репрезентативность (или представительность), означает способность собранных данных адекватно отобразить свойства описываемого ими явления. (Право выборки представлять генеральную совокупность)
• Точность.
• Достоверность – это способность представлять описываемые объекты с заданной по условиям решаемой задачи точностью.
• Надежность - когда погрешность полностью определяется факторами, степень влияния которых можно оценить (как, например, точность данных)
Свойства информации:
• Актуальность
• Своевременность
• Достоверность
Свойства знаний:
• Неформальные (intangible) знания – это, прежде всего, знания и опыт квалифицированных специалистов, их интуиция, умение работать в группе, корпоративная культура.
• Таким образом, формальные (tangible) знания существуют в виде томов документов, учебников и монографий с описанием методов решения задач, дипломов об окончании вуза, сертификатов о прохождении обучения и т.п.
Знания могут существовать в виде:
• предметном или конкретном, использующем информацию из конкретной области – это методики принятия решений для конкретно поставленной задачи - НАВЫКИ
• концептуальном или обобщающем, использующем информацию из многих областей и определяющем, как извлекать знания из информации – это методологии (принципы кораблестроения, землеведения, управления компаниями…) - УМЕНИЯ;
• метазнаний – знаний о знаниях – дающих способность генерировать новые знания – НАУКА – собственно ЗНАНИЯ.
Период существования:
данных – произвольный;
информации – определенный;
знаний - ?
44. Как данные превращаются в информацию, а информация – в знания.
Примерами данных могут служить линии, оставляемые на бумажной ленте самописцами; рентгеновский снимок части тела больного; колонки чисел, представляющие котировки акций на бирже. Сведения, фиксированные таким образом, обычно становятся понятными после их обработки специалистами. Обработанные данные с комментариями специалистов превращаются в информацию. Полученная информация представляется лицам, принимающим решения, которые могут ей воспользоваться для принятия соответствующего решения – либо запросить дополнительную информацию. В наших примерах – это могут быть решения об эвакуации жителей, если самописец сейсмографа зафиксировал угрожающую динамику, диагноз и необходимый курс лечения для оригинала рентгеновского снимка, решение о продаже или покупке акций в зависимости от состояния и динамики рынка акций.
Datamining – превращение данных в информацию, огромное хранилище данных.
45. Приведите пример данных, информации и знаний.
Формы существования данных, информации и знаний:
данные – таблицы, изображения, деревья… музыка
информация – аналитические отчеты, экспертные оценки, политические высказывания…музыка
знания – научные труды и учебники, дипломы, сертификаты, стандарты, законы, квалификация, опыт,… музыка
46. Каковы основные свойства информации?
• Асимметрия
• Неполнота
Неопределенность и риск.
47. Опишите свойства асимметрии и неполноты информации.
Асимметрия информации:
• В условиях неопределённости (т.е.неполноты информации) люди, как правило, неодинаково информированы → асимметрия информации
• Примеры: принципал – агент, работодатель – соискатель, кредитор – заемщик
• Недостаток информации влечёт потери для соответствующей стороны → затраты на поиск информации
• Примеры: кредитные бюро, страхование жизни, заключение сделки…
• Поиск информации требует затраты ресурсов, т.е. трансакционных издержек
Неопределённость информации:
• Риск – доход, затраты, полезность и др. параметры представляют собой случайные величины
• Неопределённость – неизвестна функция распределения случайной величины или само множество исходов
• Для большинства исследовательских моделей типичен анализ риска, тогда как для экономической реальности более типична и важна неопределённость.
• Риск переходит в неопределенность и наоборот.
Источники неопределенности сделки. В.И.Ананьин:
• Участники не располагают всей необходимой информацией о деталях сделки;
• Представления участников о действиях и их ожидания результатов не согласованы;
• Не все участники обладают достаточной компетентностью на выполнение своих операций;
• Не все участники обладают соответствующими полномочиями;
• Загрузка участников бизнес процесса не сбалансирована, не все одинаково заинтересованы в результате;
• Объективная инерционность: при возникновении нештатных ситуаций невозможно быстро перепланировать работу;
• Трудности контроля уровня качества результата;
• Оппортунистическое поведение.
Пример риска и неопределенности:
Современный кризис: ситуация выглядела управляемой до тех пор, пока существовали риски невозврата ипотечных или межбанковских кредитов. Но, когда возникло недоверие между экономическими агентами, обсуждение рисков стало невозможным - ситуация стала неопределенной.
Неустранимость неопределённости:
• «Информационное трение» – ресурсы на поиск тратятся сейчас, а результат проявляется потом
• «Ограниченная рациональность» - «мощности» человека по обработки информации ограничены
• В результате - информация всегда неполна.
• Неопределенность есть всегда: любой процесс характеризуется разной степенью ее проявления.
• Неопределённость порождает класс людей – предпринимателей - профессионально с ней работающих. Их вознаграждение – прибыль.
Неопределенность– важная (может – главная?) составляющая мировой ноосферы. Она порождает
религии, искусство, предпринимательство, науки, любопытство…
48. Опишите, как измеряются риски и неопределенность.
49. Представьте структурированные и неструктурированные данные и задачи. Какие из них чаще всего решаются средствами корпоративных ИС и почему?
Структурированные и неструктурированные данные, информация и знания.
Структурированные, полуструктурированные и неструктурированные задачи.