Задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях
Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий органов внутренних дел в особых условиях является создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях - это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляют: оперативные штабы органов внутренних дел (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.
Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий, а также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуются максимальная централизация управления, быстрые подготовка, принятие и реализация решений.
Наиболее полно отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемыми в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Работа оперативных штабов регламентирована нормативными правовыми актами, в которых определены: цели, задачи, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, а также при введении правового режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.
Оперативный штаб - это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования МВД России, соединений (воинских частей) внутренних войск МВД России при выполнении задач в особых условиях. В соответствии с нормативными актами МВД России оперативные штабы создаются в МВД, МУ ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, оперативных зонах, территориальных органах внутренних дел.
В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штаб-межведомственный орган управления, предназначенный для координации действий органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, соединений и воинских частей Министерства внутренних дел России, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны Российской Федерации.
В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб - орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России. Он создается, например, при угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов при попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей.
Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи: обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки.[71]
В развитие этих целей и задач оперативные штабы органов внутренних дел осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствование планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно-профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовки личного состава. Кроме этого, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих органов внутренних дел к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.
При возникновении же особых условий данные оперативные штабы осуществляют непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действий сил и средств и организуют их взаимодействие. Обо всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.
В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществления мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлений, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызвавших происшествие, осуществляют анализ проведенных органами внутренних дел и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчеты и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях органов внутренних дел.
Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.
Членами оперативного штаба, ответственными за деятельность его групп, назначаются, как правило, руководители отраслевых служб органов внутренних дел (сотрудниками уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД и др.). Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов МВД России, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности, по подготовке решений руководителя штаба.
Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно-профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделений и служб и может состоять из групп: организационно-аналитической, связи и автоматизации управления, обеспечения, защиты личного состава.
Большое значение для эффективности работы оперативного штаба имеет деятельностьорганизационно-аналитической группы.Она обобщает информацию всех служб (членов) штаба, разрабатывает схему информационного обеспечения его деятельности, готовит и докладывает руководителю оперативного штаба предложения и проекты решений по урегулированию обстановки; ведет рабочую карту, журнал действий и отданных руководителем распоряжений.
Группа связи и автоматизации управления осуществляет разработку схем связи, устанавливает и поддерживает устойчивую связь между оперативным штабом, группировкой МВД, ГУ МВД. УМВД, ОМВД и приданными силами с учетом тактико-технических данных средств связи и условий несения службы.
Группа обеспечения готовит предложения и организует работу по обеспечению личного состава табельными материально-техническими средствами, средствами защиты, обороны, дозиметрического контроля и приборами разведки, сменным обмундированием, специальным транспортом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, жильем и необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
Особенности содержания работы оперативных штабов в особых условиях обусловлены обстановкой (обстоятельствами), вызвавшими эти условия.
Имеющийся опыт деятельности органов внутренних дел в особых условиях убедительно свидетельствует о том, что решающими факторами, обеспечивающими эффективность данной деятельности, являются: степень готовности органов управления и служб к функционированию в чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях; отработанное взаимодействие между различными формированиями органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами; органами местного самоуправления, психологическая готовность личного состава к работе в особых условиях. Эффективность управления во многом зависит также от профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, руководителей.