Понятие аналитической работы в органах внутренних дел, ее задачи и основные принципы

Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), означает исследовательскую, познавательную деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, необходимую для обоснования принимаемых решений и оценки эффективности функционирования системы.[26]

Аналитическая деятельность является активной преобразующей силой. Это не просто средство или метод познания управленческой ситуации, но и подход к ее изменению. Благодаря результатам аналитический деятельности возможен перевод деятельности органов внутренних дел на более высокий уровень. Уверенно можно сказать, что анализ – это ключ к решению проблем эффективности, а также важный инструмент повышения уровня управления органов внутренних дел.

Аналитическая работа является непременной составной частью процессов управления всех социальных систем. Любая организационная или тактическая проблема в управленческой деятельности органов внутренних дел решается на основе предварительного изучения оперативной обстановки. Так, в частности, с ее помощью обеспечивается осведомленность субъекта управления о состоянии правопорядка, как объекта воздействия, внешней среды и самой системы органов внутренних дел, а также определяется стратегия и тактика деятельности органов внутренних дел и обеспечивается упреждающий характер управленческих воздействий, исходя из объективных и субъективных условий, в которых протекает функционирование системы.

Аналитическая деятельность органов внутренних дел - это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в органах внутренних дел.

Несмотря на то, что начинается аналитическая работа с определения состояния, структуры и динамики компонентов оперативной обстановки, выявлении (преимущественно) негативных отклонений в ней, сущностным признаком все - таки является ее направленность на установление причинно-следственных зависимостей между изменениями оперативной обстановки и факторами, их обусловившими. Очевидно, что невозможно без установления причин возникновения проблемной ситуации качественно и на долгий срок разрешить возникшую проблему и приблизиться к заданной цели при условии, что устранение причин этих отклонений лежит в области деятельности органов внутренних дел.

Другим немаловажным сущностным признаком аналитической работы является ее информационный характер. Вся эта деятельность связана с изучением, осмыслением, преобразованием определенной информации. Конечным результатом этой работы также является информация, но другого, более высокого уровня и качества. Поэтому очень часто эту деятельность называют еще информационно-аналитической.

Аналитическая работа не является самоцелью, она необходима для решения практических задач в области правоохраны. Результаты аналитической деятельности являются исходным материалом для принятия управленческого решения, которое организует практическую деятельность по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо говорить о прагматическом характере этого вида деятельности. Схематично это можно представить следующим образом: от анализа - к решению, от решения – к действию, от действия к анализу.

Говоря о выявлении изменений в тех или иных параметрах оперативной обстановки, акцентировать внимание при осуществлении этой работы необходимо все - таки на негативных отклонениях, так как именно эти отклонения создают проблемы в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которые требуют разрешения.

И, наконец, еще одним сущностным признаком аналитической работы является ее прогностический характер, то есть определение ожидаемых в будущем изменений оперативной обстановки.

Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на организационно-аналитические (штабные) аппараты органов внутренних дел. Систему организационно-аналитических (штабных) аппаратов возглавляет Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации[27]. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровне данные подразделения представлены организационно-аналитическими (штабными) аппаратами главных управлений МВД России по Федеральным округам, МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по Федеральным округам и линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Низшим звеном являются организационно-аналитические подразделения управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

В качестве основных задач аналитической работы выделяются:

- выявление и систематизация данных о преступлениях и правонарушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или её части (например, микрорайон, территория отделения полиции), сопоставление их при необходимости с аналогичными данными других регионов;

- установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространённость, мотивационная направленность:

- выявление криминологических и организационно-управленческих значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями;

- выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование):

- информационно-аналитическое обслуживание территориальных органов внутренних дел на окружном и районном уровне.

С целью повышения научного уровня и качества аналитической работы необходимо при ее осуществлении соблюдать ряд принципов, таких как:

Целенаправленность и адресность анализа, которые позволяют минимизировать объем и упорядочить работу, выделить основные направления исследования, адресовав выводы и предложения конкретной службе или подразделению.

Комплексность и системность исследования позволяет изучить объект во всем многообразии его проявлений. Так, если объектом исследования является преступность, то необходимо изучить ее всесторонне: и как социальное явление и как относительно самостоятельное явление, имеющее собственные характеристики, не повторяющие свойств окружающей среды, а также ее структуру и динамику.

Полнота анализа предполагает исследование информации такого объема, при котором возможно сделать объективные выводы. Например, если исследуется структура и количественный состав сотрудников органа внутренних дел, то необходимо провести сравнительный анализ штатной положенности и фактического наличия личного состава этого органа.

Прагматичность позволяет использовать результаты аналитической работы в чисто практических целях: для принятия управленческого решения по обеспечению борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Своевременность осуществления анализа означает приближение периода анализируемого процесса, времени проведения аналитической работы и использования результатов анализа.

Объективностьрезультатов анализа достигается за счет правильного выбора объекта исследования и методов, применяемых при обследовании объекта в целом и отдельных его характеристик.

Сочетание перспективы и ретроспективы предполагает исследование объекта в динамике от прошлого к будущему. Именно будущее состояние объекта исследования (например, оперативной обстановки) интересует субъекта управления в целях разработки на этой основе и осуществления необходимых мер предупредительного характера по нейтрализации или ослаблению действия криминогенных факторов[28].

 

§ 2. Содержание и методы аналитической работы

Содержание аналитической работы в органах внутренних дел можно представить в следующих разрезах.

1. Изучение преступности и правонарушений с целью выяснения основных закономерностей, причин их развития на основе изучения уровня, динамики, структуры, распространенности на определенных территориях, характеристик лиц, совершающих противоправные деяния, а также исследования факторов внешней среды функционирования органа внутренних дел, как концептуальной, так и ситуационной.

2. Изучение состояния органа внутренних дел, его организационной структуры с распределением штатной численности по службам, подразделениям, а также по территориальности, укомплектованности, характеристики сил и средств с целью определения соответствия внутренних параметров системы складывающейся оперативной обстановке.

3. Изучение результатов работы органа внутренних дел на предмет результативности тех или иных предпринимаемых органом внутренних дел мер по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

4. Оценка эффективности управленческой деятельности с целью выявления степени влияния аппарата управления на подчиненные службы и подразделения органа внутренних дел.

При осуществлении аналитической деятельности сотрудниками органов внутренних дел (полиции) широко используются социологические методы:

- наблюдение (стороннее и включенное, простое, систематизированное, стандартизированное) является разновидностью непосредственного восприятия действительности и широко используется при изучении оперативной обстановки, при обобщении положительного опыта и решения других задач.

- опрос - используемый, в основном, для проведения частного анализа. Его разновидностями являются анкетирование и интервьюирование;

- изучение документов (два способа: традиционный (качественный) и формализованный (количественный) - включающие в себя подбор и анализ литературы по тематике исследования, изучение нормативных актов, отчетной документации, писем, жалоб и заявлений граждан и пр. В последнее время для более углубленного изучения документов применяется так называемый контент-анализ;

- социальный эксперимент (проводится на основе трех первых методов).

Важную роль при осуществлении аналитической работы органами внутренних дел играют статистические методы, такие как статистическое наблюдение (выбор первичного стат. материала), систематизация (группировка) и вычисление обобщающих показателей, анализ полученных сводных материалов (т.е. выявление закономерностей и связей в совокупности изучаемых фактов).

Статистические методы используются для определения количественных параметров всех изучаемых при анализе оперативной обстановки явлений. Кроме этого, при обработке и анализе социальной информации используются методы экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть), факторного и корреляционного (определяющего соотношение, соответствие взаимосвязь, взаимозависимость чего-либо) анализа, аналогии, экспертных оценок, эвристический метод, моделирование и др.

Метод аналогии позволяет получить выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключения к другому (прототипу).

Методы экспертных оценок основаны на обработке экспертной информации, полученной в процессе опроса (интервьюирования, анкетирования и др.) специалистов по исследуемой проблеме либо «мозговой атаки» (обсуждения проблемы группой высококвалифицированных специалистов без какой бы то ни было предварительной подготовки)[29].

Эвристическим (интуитивным) методом часто осуществляется краткосрочный прогноз.