Понятие судебная власть. Ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

Лекция 2.

Тема 2. Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия.

План:

1. Понятие судебной власти. Ее соотношение с другими ветвями

государственной власти

2. Признаки судебной власти.

3. Понятие правосудия и его признаки.

4. Конституционные принципы правосудия, их понятие, система,

характеристика.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации ст. 10, 11, 46 – 52, 118 – 128.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1 (ст. 7 – 10).

Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. Закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст.4834 (ст. 1-4, 9-10).

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (ст. ст. 5-10)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ст.ст. 7-19).

Основная

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учеб. пособие. –5-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010, С. 15 – 21.[1]

Правоохранительные и судебные органы. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.◘

Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.◘

 

Дополнительная

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало, 2007.

Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития.- СПб « Лань». 2001.◘

Правоохранительные органы. Учебник / Под ред. Божьева В.П. – М.: Высшее образование. 2007.

Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000 № 1.

 

Понятие судебная власть. Ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

 

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти. Понятие «власть» толкуется, в основном, как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствование», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила».1

Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулирования поведения людей. При первобытно-общинном строе общиной управляли старейшины и вожди. Их власть основывалась на авторитете, уважении членов рода к старшим, их опыта, мудрости, храбрости охотников, воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с их помощью регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. С появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках отдельных лиц (король, царь, император и т.п.) или специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Государственная власть осуществляет свое воздействие на сознание и поведение людей с помощью различных средств, в т.ч. права, авторитета, убеждения и принуждения.

Многовековой опыт человечества свидетельствует о том, что концентрация государственной власти в одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям – произволу и злоупотреблениям. «Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человек». [2]

Такой опыт подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений и к решению рационального устройства государственной власти.

Идея разграничения деятельности органов государственной власти в общем виде высказывалась еще древними мыслителями – Платоном, Аристотелем, Эпикуром и др.

Традиционно основоположниками «классического» варианта разделения властей считают Джона Локка и Шарля Монтескье (XVIII в.). Обоснование необходимости разделения властей приведено в знаменитом сочинении Ш.Монтескье «О духе законов».2

Теория разделения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, по мнению создателей, обеспечивает взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия. Эта теория нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

В период перестройки, в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. теория разделения властей получила признание и в России как начало формирования правового государства. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п. 13 которой оговаривалось: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Позднее принцип разделения властей был закреплен в Конституции РСФСР (21 апреля 1992 г.). В статье 3 Конституции РСФСР провозглашалось: «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей».

В Конституции Российской Федерации 1993 г. эта формулировка была несколько изменена: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Сегодня не существует официального понятия «судебная власть». Конституция РФ не раскрывает содержания понятия судебной власти. В литературе и на практике данное понятие употребляется в разных значениях. Обычно это понятие связывают с судом и системой судебных учреждений.

Однако власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, полномочия, которыми они обладают, и осуществление этих функций, их реализация. «Власть – это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они – действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели».1

«Власть» следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а, как правило, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Оба элемента органически связаны друг с другом».2



in/footer.php"; ?>