Вопрос.

Организация(от лат. organizo – делать сообща) это объединение людей, действующих на основе определенных правил и процедур, совместно реализующих общую цель. Каждая организация представляют собой элемент общественной системы, самую распространенную форму человеческой общности.

В системе управления организацию следует рассматривать одновременно как объект, причину и основу менеджмента.

Современная организация представляет собой динамично развивающуюся систему, имеющую социально-экономическую природу, т.е. спланированное, специально созданное социальное образование, ориентированное на решение определенных хозяйственных, коммерческих или некоммерческих задач.

В современной практике существует многообразие видов организаций, они классифицируются следующим образом:

1) по статусу – формальные и неформальные;

2) по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;

3) по форме собственности – частные, государственные, муниципальные, общественные;

4) по целевому назначению - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5) по широте производственного профиля – специализированные и диверсифицированные;

6) по масштабу деятельности – малые, средние и крупные;

7) по числу стадий производственного процесса – одностадийные и многостадийные;

8) по организационно-правовой форме - хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Формальная организация – это организация, обладающая правом юридического лица, цели и деятельность которой регламентированы нормативными актами и учредительными документами. Она имеет четко определенную структуру, иерархию, статус, взаимосвязи, полномочия и ответственность. Члены формальной организации взаимодействуют друг с другом на формальной основе, выполняют официально заданную деятельность, направленную на достижение фиксированной цели. Во главе стоит формальный руководитель – лицо, официально назначенное (избранное) на должность, имеющее формальные полномочия для осуществления управленческих функций.

Неформальная организация– этоспонтанно возникающая группа людей, взаимодействующих друг с другом на основе общих интересов, ценностей, социальных ориентаций либо прагматической пользы. Она не имеет юридически фиксированного статуса и других формально регламентированных признаков, взаимосвязи и отношения между членами рабочей группы носят неофициальный характер. Во главе стоит неформальный лидер – лицо, пользующееся наибольшим авторитетом и уважением членов группы, независимо от его официального статуса и служебных полномочий.

Формальная и неформальная организации отличаются друг от друга по структуре, целям деятельности, положению и влиянию в организации, механизмам контроля, характеру и структуре коммуникаций, основам лидерства, характеру межличностных отношений и другим параметрам.

Деятельность формальных организаций регулируется организационно-правовыми регламентами, основным из которых является Гражданский кодекс Российской Федерации. Как правило, все формальные организации являются юридическими лицами, они обладают следующими признаками: имеют обособленное имущество, отвечают по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, могут быть истцом и ответчиком в суде, имеют самостоятельный баланс (смету).

Согласно ГК РФ формальные организации могут быть:

коммерческими – преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли на основе пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

некоммерческими - не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками организации.