Вопрос.
За всю историю развития науки зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики менеджмента, что позволяет выделить особенности подходов к управлению в различных странах и на этой основе рассматривать отличия различных страновых моделей менеджмента.
В условиях глобализации мировой хозяйственной жизни в 1970-е гг. возникло новое направление – кросс-культурный (сравнительный) менеджмент, т. е. менеджмент на стыке национальных, деловых, корпоративных культур. Бурное развитие это направление получило в конце 1980 – начале 1990-х гг. благодаря исследованиям Г. Хофстеда, Ф. Тромпенаарса, Э. Холла и др.
Кросс-культурный менеджмент концентрирует внимание на изучении особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, и выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями в системе международного бизнеса. Владение навыками управления с учетом кросс-культурных аспектов не менее важно и на микроуровне: в масштабах отдельной организации или корпоративной культуры, обладающей мультинациональными признаками.
На формирование национальной модели менеджмента оказывает совокупное влияние ряд факторов: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, исторические, политические, социальные, моральные, этические, культурные, религиозные, климатические и иные особенности.
Многообразие международных моделей менеджмента можно классифицировать на три концептуально различных группы: индивидуалистические, групповые и клановые модели.
Индивидуалистическая (американская) модель менеджмента основана на инструментальном (технократическом) подходе к управлению, культивировании индивидуализма, ориентации на утилитаризм. Это проявляется в различных формах: поощрение индивидуальных инициатив, личная ответственность, формализованные структура управления и процедуры контроля, возможность быстрого карьерного роста в зависимости от личных способностей, зависимость размера оплаты труда от индивидуальных достижений и производительности и др.
1. Коллективистская (японская) модель менеджмента наиболее ярко демонстрирует достижения национальной культуры, в основе которой лежат коллективизм (группизм), идентификация личности с группой, стремление к достижениям и гармонии. Это имеет различные формы проявления: поощрение групповых, а не индивидуальных инициатив, групповая ответственность, гибкий неформальный подход к построению структур управления, неформальные процедуры контроля, медленное продвижение в зависимости от стажа работы, "пожизненный найм", зависимость размера оплаты от групповых показателей и стажа работы и др.
2. Клановая (арабская) модель менеджмента отражает клановость в следующих проявлениях: родственные связи с подчиненными, оценка человека, а не его работы, клановый подход в построении структур управления, продвижение в зависимости от доверия и уважения со стороны руководителя, ориентация при отборе кадров на родственные отношения, стиль управления, ориентированный на "своих", зависимость размера оплаты труда от лояльности работника своему руководителю и др.
Менее тенденциозная западноевропейская модель менеджмента признает необходимость рационализма и утилитаризма в системе управления и вместе с тем ориентирована на развитие гуманистических и социально ориентированных основ функционирования организации, совершенствование системы внутриорганизационных социальных отношений. Она характеризуется следующими императивами:
1. Концепция "участия в управлении" (Англия, Голландия, Норвегия, Швеция) – опирается на совместную выработку решений, представительство рабочих в органах управления, формирование советов, усиление роли профсоюзов, комитетов, комиссий.
2. Тезис "обогащения труда" (Швеция) – означает психологизацию управления, повышение содержательности труда на рабочем месте, развитие творчества и поощрение инициативы работников.
3. Концепция "социального человека" (Германия, Франция, Италия) – предполагает воздействие на поведение работника групповых факторов, гуманизацию трудовых отношений, совершенствование системы социальных отношений.
4. Концепция государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнса (Англия) – доказывает необходимость государственного вмешательства в экономику на основе экономических рычагов регулирования.
5. Шведская модель социализма Г. Мюрдаля (Швеция) – построена на теории социального рыночного хозяйства, формировании социально регулируемой экономики, социальном партнерстве, цель которого - "благосостояние для всех".
Особенности каждой национальной модели менеджмента определяют важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, отношение к законам и нормативным актам, систему контроля, мотивации и стимулирования персонала, формы коммуникаций, характер организационных и межличностных связей, корпоративную культуру и др.
Вместе с тем глобализация мировых отношений, виртуализация и распространение транснационального бизнеса, интенсивность миграционных потоков обусловливают взаимопроникновение национальных культур.
Формирование и совершенствование российской модели менеджмента должно осуществляться с учетом опыта мировых достижений в области менеджмента на основе развития и обогащения национальной деловой культуры.
В целом в условиях постиндустриальной экономики ведущими перспективными тенденциями развития менеджментаявляются:
• актуализация концепции организационного гуманизма;
• акцентуация внимания на корпоративной культуре;
• отказ от формальных подходов к управлению;
• организация работы по принципу формирования высокопродуктивных команд;
• повышенное внимание к вопросам обучения и менеджмента знаний;
• гибкость и адаптивность управления, настройка «по ситуации»;
• инноватика управленческих технологий посредством внедрения передовых достижений;
• информатизация и интеллектуализация менеджмента;
• глобализация и интернационализация управления в системе мирохозяйственных связей и отношений.
Задания для контроля:
1. Охарактеризуйте условия и факторы формирования менеджмента.
2. Изложите основные достижения школы научного управления.
3. Охарактеризуйте вклад административной школы в развитие менеджмента.
4. Опишите основные положения доктрины «человеческих отношений».
5. Прокомментируйте ключевые категории школы поведенческих наук.
6. Раскройте сущность основных направлений современной школы науки управления.
7. Сравните подходы к оценке человеческих ресурсов в различных школах менеджмента.
8. Покажите на примерах применение процессного, системного и ситуационного подходов в современной практике управления.
9. Изложите основные этапы развития управленческих идей в России.
10. Проанализируйте отличия международных моделей менеджмента.