Вопрос.
Сущность, достижения и особенности основных школ менеджмента состоят в следующем:
1. Научное управление - 1885 – 1920 гг.
Основные представители - Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.
Опорные понятия - разделение труда, повышение производительности, "экономический" человек, научные подходы к управлению.
Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.
"Отцом научного менеджмента" по праву считается американский инженер Ф.У. Тейлор (1856 - 1915). Выход в свет в 1911 г. его книги "Принципы научного управления" оказал решающее влияние на прогресс управленческой мысли.
Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:
• признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого – рационализация производства;
• расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;
• планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;
• увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;
• подбор работников в соответствии с их физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.
Подход Тейлора к исследованию процесса управления был чрезвычайно механистическим, однонаправленным на осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов на основе интенсификации и рационализации операций. В. И. Ленин весьма метко назвал тейлоризм «системой научного выжимания пота».
Тейлор положил в основу управления следующие принципы рационализации труда:
• расчленение производственных операций на составные элементы; | • принудительная централизация орудий труда и технологических процессов; |
• управление – активный фактор производства; | • введение высоких научно обоснованных норм; |
• разделение труда непосредственно в сфере управления; | • введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки; |
• выделение планирования в качестве функции управления; | • строгое иерархическое подчинение; |
• введение карт-инструкций; | • тесное сотрудничество администрации и рабочих. |
Развитие идей Тейлора получило в деятельности и трудах его последователей.
Г. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности независимо от сферы занятости и сформулировал 12 принципов производительности труда:
• постановка четких целей; | • диспетчерская организация; |
• здравый смысл; | • нормы и расписания; |
• компетентная консультация; | • нормализация условий; |
• дисциплина; | • нормирование операций; |
• справедливое отношение к персоналу; | • стандартные инструкции; |
• надежный, полный, точный и постоянный учет; | • вознаграждение за производительность. |
Г. Форд развил идеи Тейлора в области организации производства. Он разработал следующие принципы организации производства:
• максимальное разделение труда, специализация; |
• широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений; |
• размещение оборудования по ходу технологического процесса; |
• регламентированный ритм производства продукции; |
• механизация транспортных операций. |
В целом, достижения школы обеспечили продуктивную реализацию главного тезиса – «управлять нужно научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и процессов и их обобщение.