Методология проведения аудита персонала
Аудит персонала — это периодически проводимая экспертиза состояния дел в организации в области управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации по использованию трудового потенциала организации и регулированию социально-трудовых отношений. Другими словами, аудит персонала представляет собой систему консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.
В странах с рыночной экономикой аудит персонала выделился из управленческого аудита в самостоятельное направление сначала в виде консалтинговой услуги, а вскоре (80-е гг. ХХв.) в обязательную диагностическую процедуру, подчиняющуюся всем канонам аудита (юридическое сопровождение, методологический аппарат, кадровое обеспечение). С середины 90-х гг. консалтинговые фирмы России также стали предлагать услуги по проведению кадрового аудита. Но в большинстве случаев они имеют характер узконаправленных исследований психологических особенностей персонала, совместимости рабочих групп, мотивации персонала, наличия конфликтных ситуаций, стиля руководства и являются разовыми. Услуги слабо формализованы, не носят комплексного и долгосрочного характера, не охватывают диагностику социально-экономических показателей работы с персоналом и связь этой работы со стратегией развития организации. Данная ниша на рынке консультационных услуг достаточно свободна. Развитию кадрового аудита в России также препятствует позиция многих руководителей организаций, которые не понимают полезность и даже необходимость проведения диагностического обследования системы управления персоналом и не видят в нем важного инструмента повышения организационной эффективности.
Тем не менее, значение аудита персонала постоянно возрастает. Это объясняется рядом объективных причин:
- повышается роль кадровой службы предприятия в реализации стратегических целей и задач организации;
- увеличиваются вложения в человеческие ресурсы, что обусловливает важность проблемы их окупаемости;
- в условиях жесткой конкурентной борьбы за освоение новых рынков сбыта товаров и услуг, необходимости завоевания популярности у потребителей организации начинают все больше заботиться о создании положительного имиджа предприятия. А он складывается в том числе и из отношения организации к своим работникам, соблюдения их прав и гарантий.
Суть аудита персонала сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации. Аудит персонала проводится с использованием методов диагностического исследования системы управления персоналом. Его отличительные черты:
- нацеленность на общеорганизационную эффективность;
- строгая форма программы проверки, процедур и заключения;
- независимость аудитора по отношению к организации;
- профессионализм в выполнении проверки;
- достоверность;
- сопоставимость с международным правом.
Объект аудита персонала — система управления персоналом организации как социотехнической системы; предмет аудита персонала – эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом.
Основной вопрос аудита персонала в рамках управленческого аудита: каковы должны быть организационные формы субъекта предпринимательской деятельности, какое количество персонала и какого качества необходимо иметь в организации, чтобы эффективно и с наименьшими затратами реализовать выбранную стратегию?
Цель аудита персонала — повышение эффективности функционирования системы управления персоналом. Исходя из этого, задачи аудита персонала можно сформулировать следующим образом:
- нахождение проблем в области управления персоналом;
- обеспечение соответствия стратегии и политики управления персоналом стратегическим целям организации;
- формирование эффективных методов управления персоналом; обеспечение эффективности их применения;
- определение соответствия усилий на стратегическом, линейном и функциональном уровнях управления персоналом друг другу;
- интегрированность элементов системы управления персоналом в целом в стратегию развития организации;
- осуществление перспективного планирования системы управления персоналом организации;
- установление соответствия кадровой политики требованиям законодательства;
- оптимизация затрат на управление персоналом (посредством внедрения более эффективных методов и процедур);
- поддержка и создание лучшей организационной среды для восприятия изменений в области управления персоналом;
- определение вклада службы управления персоналом в эффективность организации в целом;
- прояснение обязанностей и ответственности службы управления персоналом;
- усиление профессионального имиджа службы управления персоналом;
- поощрение большей ответственности и профессионализма среди сотрудников службы управления персоналом;
- повышение эффективности информационной системы службы управления персоналом.
Подобно аудиту финансовой или налоговой деятельности предприятия, аудит управления персоналом имеет своей целью провести оценку и дать заключение относительно соответствия осуществляемой кадровой работы намеченным целям и задачам, выявить имеющиеся проблемы и наметить пути ее улучшения.
Для проведения аудита обычно привлекаются различные работники.
Таблица 20.1
Субъекты аудита деятельности кадровой службы предприятия
Участвующие стороны | Характеристика сторон |
Внутренний аудит | § Руководители организации § Линейные менеджеры § Все работники |
Внешний аудит | § Представители профсоюзов § Сотрудники аудиторских (кадровых) агентств |
Самоаудит | § Специалисты кадровой службы предприятия |
Сложность и многогранность объекта и целей аудита персонала предполагают использование многообразного методического инструментария проведения проверки и анализа. Обычно в практике проведения аудита используются три основные группы методов:
1) организационно-аналитические, предполагающие проверку документации и отчетности, анализ трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деятельности организации и ее персонала. При этом из общего числа трудовых показателей следует выделить только те, которые в наибольшей степени влияют на эффективность (прибыльность) организации. К ним относятся показатели использования рабочей силы, рабочего времени, качества труда, его производительности и оплаты и др. Источниками данной информации служат документация и отчетность организации, в том числе баланс трудовых ресурсов организации, описание работ и спецификация, должностные инструкции, данные об издержках на наем, увольнение, обучение и переподготовку кадров, анкеты и тесты кандидатов на вакантные должности (рабочие места), уровень профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, текучести и т.д.;
2) социально-психологические методы, заключающиеся в проведении самостоятельных социологических опросов, анкетирования, индивидуальных и коллективных бесед, интервьюирования работников различных уровней и категорий. Данная группа методов наиболее результативна для оценки удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций и т.д.;
3) экономические методы, позволяющие оценить конкурентоспособность организации на рынке труда, эффективность функционирования служб управления персоналом и эффективность самого аудита персонала путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными нормами и нормативами, или со средними, или лучшими в отрасли показателями.
В зависимости отряда факторов выделяют несколько типов аудита персонала (табл.20.2.).
Таблица 20.2
Классификация типов аудита персонала
Признак классификации | Тип аудита персонала | Основные характеристики |
1. Периодичность проведения | Текущий Оперативный Регулярный Панельный | Проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени Проводится по оперативному распоряжению руководства Проводится через определенные промежутки времени Проводится с определенной периодичностью, с неизменной методикой и инструментарием на тех же группах людей и тех же объектах |
2. Полнота охвата изучаемых объектов | Полный Локальный Тематический | Охватывает все объекты Охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект Включает все объекты но по одной тематике |
3. Методика анализа | Комплексный Выборочный | Используется весь арсенал методов Анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике - выборке |
4. Уровень проведения | Стратегический Управленческий Тактический | Оценка производится на уровне высшего руководства Оценка производится на уровне линейных руководителей Оценка производится на уровне службы управления персоналом |
5. Способ проведения проверки | Внешний Внутренний | Проводится силами сторонних специалистов Проводится работниками самой организации |
Осуществление аудиторской проверки предполагает разделение работы на четыре этапа.
На подготовительном этапеосуществляются: формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение ее целей, предполагаемой эффективности для организации; подбор персонала (внутри организации или вне ее) для организации проверки, его обучение в случае необходимости; разработка внутрифирменного документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи исполнителей и участников проверки, инструктаж исполнителей и участников; разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
На этапе сбора информацииосуществляются: проверка документации и отчетности, мониторинг персонала, наблюдение, опросы, анкетирование, беседы с сотрудниками, предварительная обработка статистических данных, компоновка бухгалтерской и иной информации. Следует учитывать, что статистические и иные показатели становятся более доступными и содержательными с точки зрения анализа, если для их сбора, хранения и обработки используются компьютерная техника и современные информационные технологии.
На этапе обработки и анализа информацииполученная в ходе проверки информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц схем, диаграмм, графиков и прочих форм представления данных, удобных для оценки, и вводится в ЭВМ; на этом же этапе по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с аналогичными особо преуспевающими организациями, научно обоснованными нормами и нормативами, путем применения методов экспертной оценки и др.
На заключительном этапе — этапе обобщения и представления оценочных результатов, выводов и рекомендаций— готовится итоговый материал, включающий, как правило, отчет о результатах аудиторской проверки. Параметры аудита кадровых процессов приведены в табл.20.3.
Таблица 20.3
Параметры аудита кадровых процессов
Кадровые процессы | Содержание аудита кадровых процессов |
1. Формирование кадровой политики организации | 1) Оценка текущего состояния кадровой политики, степени согласования ее с целями организации, стратегией ее развития. 2) Оценка степени связи кадровой политики со спецификой организации и внешними условиями. |
1. Планирование трудовых ресурсов | 1) Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах. 2) Оценка программ с точки зрения соответствия целям, оргкультуре, перспективам развития организации. |
2. Набор персонала | 1) Оценка перспектив внутренних и внешних источников комплектования кадров с точки зрения актуальной ситуации и стратегии развития предприятия. 2) Оценка адекватности предлагаемых к использованию методов набора с точки зрения требований к персоналу, кадровой стратегии и тактике организации. |
3. Отбор персонала | 1) Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур. 2) Анализ изменений кадрового потенциала организации. |
4. Разработка системы стимулирования | 1) Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям рынка труда, производительности и прибыльности организации. 2) проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения. |
5. Адаптация персонала | 1) Оценка эффективности имеющихся методов адаптации персонала. 2) Формирование поля проблем, возникающих в период адаптации. |
6. Обучение персонала | 1) Оценка программ с точки зрения эффективности обучения, практической ориентированности, формирования мотивации к труду, создания благоприятной атмосферы в рабочих группах. 2) Разработка и апробация альтернативных программ. |
7. Оценка трудовой деятельности | 1) Оценка результативности использования методик. 2) Адаптация эффективных методик оценки. |
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение | 1) Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга. 2) Оценка результативности методов планирования карьеры. 3) Оценка адекватности программ развития персонала целям, стратегии и состоянию развития организации. |
9. Подготовка руководящих кадров | 1) Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации. 2) Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала. |
10. Мониторинг социально- психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия | 1) Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. 2) Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу). 3) Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации. |