Уход работника по собственному желанию. Проведение заключительного интервью
Относительно беспроблемным с точки зрения организации (если абстрагироваться от последующих проблем найма и адаптации новых сотрудников) является уход сотрудника по собственному желанию. Этот переход в большинстве случаев рассматривается самим сотрудником позитивно. Его профессиональная деятельность и социальная среда либо не изменяется существенным образом, либо сотрудник практически готов к этим изменениям. Поэтому необходимость поддержки со стороны администрации, как правило, мала.
Служба управления персоналом в этой ситуации использует инструмент, который позволяет сотруднику и организации более взвешенно оценить происходящее событие. Таким инструментом является заключительное интервью.
Заключительное интервью - это специально организованное собеседование с увольняющимся сотрудником организации, которое проводится менеджером по работе с персоналом или службой управления персоналом(но не непосредственным руководителем или сотрудником того же подразделения), позволяющее:
а) взвешенно оценить факт увольнения и связанные с ним последствия
б) оказать бывшему сотруднику психологическую поддержку, если он в таковой нуждается
в) получить дополнительную информацию о состоянии дел в организации
г) частично или полностью снять различные претензии обеих сторон друг к другу
д) в некоторых случаях предотвратить увольнение, сохранив для организации ценного сотрудника.
Главные цели заключительного интервью:
- анализ проблемных точек в организации
- попытка, при необходимости, повлиять на решение сотрудника об увольнении.
Информация, получаемая из заключительного интервью, может служить основой для принятия решений в области развития организации, персонала, отношений администрации и сотрудников, руководителя с подчиненными, отношений в трудовом коллективе и т.п.
Проведение заключительного интервью сопряжено с немалыми проблемами. Одна из них заключается в том, что во многих случаях при увольнении сотрудник либо вообще не склонен давать каких-либо оценок, либо делает это с большой долей субъективности. В этой связи возможны два выхода из положения: проведение беседы на высоком уровне психологической компетентности; перенос беседы на более поздний срок, когда причины увольнения и общая ситуация в организации будут восприниматься бывшим сотрудником взвешеннее и объективнее. В любом случае, объективность оценок увольняющегося повышается, если заключительное интервью проводится после получения им трудовой книжки.