Внутренние источники – это множество людей, уже работающих в данной организации.

Разумное использование имеющихся людских ресурсов может
позволить предприятию обойтись без нового набора.

Основными внутренними источниками закрытия вакансий являются:

- продвижение уже работающих на предприятии сотрудников

- внутренний конкурс

- совмещение должностей

- ротация, т.е. перемещение работников по горизонтали без повышения или понижения в должности в целях оптимального использования их потенциала и закрытия вакансии. Очень часто организации используют ротацию управленческих кадров, которая осуществляется в следующих формах:

Ø повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (или уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности;

Ø повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущим за собой повышением в должности, но сопровождающееся повышением зарплаты;

Ø смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты.

- Организации часто предпочитают использовать внутренние источники набора, т.к. они обладают рядом преимуществ над внешними.

Тем не менее, далеко не всегда потребность организации в персонале может быть покрыта за счет внутренних источников в связи с тем, что они имеют ряд недостатков.

Достоинства и ограничения внешних источников набора

Внешние источники набора – это все то неопределенное число людей, которые способны работать в организации, но не работающие в ней в настоящее время.

Каналы привлечения выбираются исходя из особенностей соответствующих целевых групп, конкретной ситуации на рынке труда, финансового состояния предприятия и сложившихся предпочтений и опыта в этой области. В сферу анализа основных коммуникационных каналов должны быть включены:

- передача вербовочной информации сотрудниками организации (метод «из уст в уста»)

- поиски через государственную службу занятости

- услуги частных агентств занятости

- объявления в Интернете

- объявления в средствах массовой информации (газетах, журналах, радио и телевидении)

- студенческие форумы карьеры, прямые контакты с вузами и школами

- распространение рекламных материалов на месте вербов­ки (через торговые точки; лиц, часто посещающих орга­низацию; в связи с проводимыми предприятием ярмар­ками, презентациями и другими мероприятия­ми).