Внутренние источники – это множество людей, уже работающих в данной организации.
Разумное использование имеющихся людских ресурсов может
позволить предприятию обойтись без нового набора.
Основными внутренними источниками закрытия вакансий являются:
- продвижение уже работающих на предприятии сотрудников
- внутренний конкурс
- совмещение должностей
- ротация, т.е. перемещение работников по горизонтали без повышения или понижения в должности в целях оптимального использования их потенциала и закрытия вакансии. Очень часто организации используют ротацию управленческих кадров, которая осуществляется в следующих формах:
Ø повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (или уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности;
Ø повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущим за собой повышением в должности, но сопровождающееся повышением зарплаты;
Ø смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты.
- Организации часто предпочитают использовать внутренние источники набора, т.к. они обладают рядом преимуществ над внешними.
Тем не менее, далеко не всегда потребность организации в персонале может быть покрыта за счет внутренних источников в связи с тем, что они имеют ряд недостатков.
Достоинства и ограничения внешних источников набора
Внешние источники набора – это все то неопределенное число людей, которые способны работать в организации, но не работающие в ней в настоящее время.
Каналы привлечения выбираются исходя из особенностей соответствующих целевых групп, конкретной ситуации на рынке труда, финансового состояния предприятия и сложившихся предпочтений и опыта в этой области. В сферу анализа основных коммуникационных каналов должны быть включены:
- передача вербовочной информации сотрудниками организации (метод «из уст в уста»)
- поиски через государственную службу занятости
- услуги частных агентств занятости
- объявления в Интернете
- объявления в средствах массовой информации (газетах, журналах, радио и телевидении)
- студенческие форумы карьеры, прямые контакты с вузами и школами
- распространение рекламных материалов на месте вербовки (через торговые точки; лиц, часто посещающих организацию; в связи с проводимыми предприятием ярмарками, презентациями и другими мероприятиями).