Кислотно-основная классификация катионов
№группы | Катионы | Название группы | Групповой реагент | Характеристика группы |
I | Ag+, Pb2+, [Hg22+] | Хлоридная | 2M HCl | Образование малорастворимых хлоридов |
II | Ba2+, Sr2+, Ca2+ | Сульфатная | 2M H2SO4 | Образование малорастворимых в воде и кислотах сульфатов |
III | Al3+, Cr3+,Zn2+, Sn2+, Sn4+, As3+, As5+ | Амфолитная | 2M NaOH | Образование растворимых солей типа NaAlO2, Na2ZnO2, NaCrO2, Na2SnO2 |
IV | Fe2+, Fe3+, Mn2+, Mg2+, Bi3+, Sb3+, Sb5+ | Гидроксидная | 2M NaOH | Образование малорастворимых гидроокисей |
V | Cu2+, Cd2+, Co2+, Ni2+, Hg2+ | Аммиакатная | 2M NH4OH (избыток) | Образование растворимых комплексов – аммиакатов |
VI | K+, Na+, NH4+ | Растворимая | Нет группового реагента | Хлориды, сульфаты, гидроксиды растворимы в воде |
Аналитические реакции можно выполнять «сухим» и «мокрым» путем. При выполнении реакций «сухим» путем используемое вещество подвергается обработке (нагреванию, растиранию) в твердом виде (окрашивание пламени, получение цветных стекол). Анализ сухим путем используют главным образом для качественного или полуколичественного исследования минералов и руд. В лабораторных условиях наибольшее применение получили реакции, происходящие в растворах. При этом исследуемое вещество необходимо предварительно растворить в воде, кислоте или щелочи. Если вещество нерастворимо, следует сплавить его, например, со щелочью, а затем уже полученный плав растворить в воде или кислоте.
ЛЕКЦИЯ № 2
План лекции:
1. Скорость химической реакции и химическое равновесие.
2. Основные положения теории растворов электролитов. Общая (аналитическая) концентрация и активность ионов в растворе, их взаимосвязь.
3. Кислотно-основные равновесия в водных растворах. Водородный показатель рН и кислотность среды. Контроль за кислотностью среды.
4. Действие одноименных ионов.
5. Протолитические равновесия в растворах солей (гидролиз солей).
6. Произведение растворимости.