Вспомогательные технические средства обучения

Вспомогательные ТСО столь же важны в учебном процессе, как и основные, которые при их отсутствии могут быть менее эффективны. Думается, в данном пособии нет смысла подробно останавливаться на разнообразных системах зашторивания, устройствах для более эффективного использования школьных досок и т. п. В давно работающих школах, если считали нужным приобрести такие устройства или сделать их своими силами, их приобрели и сделали. В современных школах в очень многих традиционных вспомогательных средствах нет необходимости, так как мультимедийные ТСО применяются в других условиях. Кроме того, появилось много современных вспомогательных ТСО, которые также многие сложные устройства прошлого делают ненужными. Однако среди молодых и будущих учителей встречаются энтузиасты ТСО, готовые все механизировать, электрифицировать, объединить в системы, автоматизировать. Им можно посоветовать для дополнительной информации ранее вышедшие пособия по ТСО, в которых этому вопросу уделяется много внимания (см. список литературы в конце пособия), и один из наиболее полных и содержательных справочников по техническим устройствам (Богатых В. М. и др. Технические устройства обучения. - Киев, 1985).

Именно из этого справочника (с. 268, 269) ниже приводятся примеры некоторых достаточно интересных вспомогательных ТСО, которые в свое время не были широко известны и очень редко встречались в школах.

Световая таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» - это стенд прямоугольной формы размером 1750х1730х200 мм со 104-мя химическими элементами. В окнах 76 элементов производится смена информации при нажатии на соответствующую кнопку пульта управления переключателями (плотность, химическая характеристика, температура плавления, год открытия, электропроводность, ионные и атомные радиусы, электроотрицательность). Высвечивание установившейся в окне информации для каждого элемента производится нажатием на одну из клавишей пульта управления клавиатурой. При установке переключателя пульта управления в соответствующее положение на стенде можно получать расположение химических элементов по группам и подгруппам, периодам, четным и нечетным рядам, что позволяет сравнивать изменения их свойств и соединений в пределах малых и больших периодов в зависимости от выставленной в окнах информации.

Пользуясь таблицей, можно наблюдать зависимость свойств химических элементов от строения их атомов, дать характеристику свойствам элементов и определить внешние свойства простого вещества (металличность, неметалличность), составить формулу важнейших соединений элементов и определить характеристику этих соединений (окислы, гидроокислы). Установка может быть использована при объяснении нового материала преподавателем и для самостоятельной подготовки обучающихся и самопроверки.

Питание от сети переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 220 В. Мощность, потребляемая от сети, - 1 кВт.

Стенка аудиторная передняя «ОА 1» предназначена для меловых записей и экранной демонстрации. Она состоит из двух подвижных меловых панелей, стационарного киноэкрана, электропривода, двух направляющих стоек, противовеса, двух кнопочных постов управления, двух дифференциальных подвесок, трансмиссии, включающей в себя вал, звездочки, фрикционную муфту.

Конструкция стенки позволяет изменять положение меловых панелей относительно вертикали рабочего поля. Панели могут перемещаться по направляющим на высоту до 2,8 м или убираться за лицевую часть обрамления, освобождая при этом поле киноэкрана. Перемещение панелей осуществляется электромеханическим приводом посредством цепной передачи и управляется с двух кнопочных постов, расположенных на передней части обрамления. С целью уменьшения мощности электродвигателя меловые панели уравновешены противовесом, выполненным в виде балки из швеллера с набором чугунных грузов. Панели и противовес соединены между собой двумя цепями, перекинутыми через звездочки общего вала. Общий вал посредством фрикционной муфты соединен с электромеханическим приводом.

Электрическая схема стенки включает в себя электродвигатель, два реле реверсивного движения, два кнопочных поста управления и общий автоматический выключатель напряжения сети. Питание осуществляется от сети переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 220 В. Мощность, потребляемая от сети, - 500Вт. Максимальная площадь рабочей поверхности меловых панелей - 8 м2. Максимальная площадь киноэкрана - 8 м2. Максимальная высота подъема меловых экранов - 1800 мм. Скорость перемещения панелей - 0,15 м/с.

Габариты 5400 х 2900 х 450 мм. Масса - 600 кг.

Механизированная аудиторная доска «РР182» предназначена для оснащения лекционных аудиторий в учебных заведениях. Она выполнена из матированного оргстекла и имеет цветной фон. Ее подъем и опускание на необходимую высоту осуществляются электродвигателем с редуктором с двух пультов управления, смонтированных на горизонтальной панели, установленной перед доской. Доска оснащена специальными зажимами для подвески плакатов и устройствами для стирания записей.

Питание осуществляется от сети переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 220 В. Мощность, потребляемая от сети, 500 Вт. Скорость подъема-опускания - 0,14 м/с. Размер рабочей поверхности 4500 х 2000 мм. Максимальная высота подъема -1000 мм.

Масса (с приводом, противовесами и системой монтажа) - 480 кг.

Информационное поле «ММА311.01» предназначено для работы в составе комплексов технических средств обучения. Оно позволяет производить запись мелом на доске, демонстрировать на разворачивающемся отражательном экране учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, демонстрировать на просветном полиэкране диапозитивы, поднимать с помощью механизированной рейки закрепленные на ней планшеты, схемы, карты и т. п., управлять работой четырех диапроекторов, управлять работой разворачивающегося экрана, механизированной рейки и подсветкой меловой доски, использовать микрофон выносного пульта для усиления речи преподавателя.

Использование всякой проекционной аппаратуры связано с наличием и качеством экранов.Экран - плоская или криволинейная поверхность для рассеивания в направлении зрителя света от каждого участка спроецированного на него изображения. Экраны бывают светоотражающие (изображение рассматривается с той же стороны, с которой проецируется) и просветные (проецирование ведется на просвет - обратная проекция). От экрана и его свойств во многом зависит качество изображения. Традиционные экраны и их вариации по размерам, материалам, из которых они выполнены и т. д., достаточно хорошо известны и в том или ином наборе имеются в любой школе.

Рассмотрим современные модели и их характеристики. Различают два типа экранов:тип D и тип S. Первый - рассеивающий, обеспечивает равномерное распределение светового потока на экране и имеет идеальную матово-белую поверхность. Второй тип – собирающий имеет металлизированное серебристое покрытие, которое отражает световые лучи, подобно зеркалу, и подходит для стереоскопических трехмерных проекций. Бывают экраны с вогнутой поверхностью, которая обеспечивает более высокую плотность светового потока за счет концентрации света. Имеются экраны сферической, цилиндрической и параболической формы. Параболические экраны - это сверхъяркие экраны с высоким коэффициентом усиления благодаря сильной концентрации света. Существует много вариаций стационарных и переносных экранов разных размеров и конструкций. Среди них можно назвать экраны на штативах с продуманными системами крепления и регулировки; складывающиеся экраны, устанавливающиеся в считанные минуты без дополнительных инструментов.

Интересны появившиеся свыше 10 лет назадЖК-панели. С помощью мощного оверхед-проектора можно получить прекрасное качество изображения наглядной информации с экрана компьютера, подключенной видеокамеры или видеомагнитофона. Многие модели имеют функции «увеличение», «указка», «занавес», которые позволяют разнообразить демонстрацию. Панель снабжается небольшими громкоговорителями. ЖК-панели хороши для использования в стационарных условиях компьютерных классов или конференц-зала.

Современным вариантом проекционной плоскости являются плазменные панели. Плазма-технологии - технологии будущего. Плазменные панели становятся все более и более популярны, так как они ярче и больше, чем ЖК-дисплеи, тоньше, легче и компактней СRТ-дисплеев.

Плазменные панели обеспечивают чрезвычайно высокое качество изображения с высокой яркостью и контрастностью. Источником излучения служат люминофоры (красный, синий и зеленый), свечение которых в свою очередь вызывает ультрафиолетовое излучение разряда в газе. Такаяпанель очень удобна в обращении, имеет широкий угол обзора, поддерживает все популярные видеоформаты, может быть прикреплена к стене или потолку или размещена на подставке.

Спектр применения плазменных панелей очень широк - это деловые презентации, учебные и информационно-справочные табло, домашнее видео. Панели занимают мало места, могут быть расположены в любом помещении.

В панели предусмотрено четыре режима работы: нормальный (изображение 4:3 - в центре, края дисплея не используются), широкий (изображение 4:3 равномерно растягивается к краям), растянутый (изображение 4:3 растягивается неравномерно - от центра к краям), автоматический (режим определяется в зависимости от вида сигнала). Видеостандарты: РАL, SЕСАМ, NТSС. Есть встроенная аудиосистема. Масса - 40 кг (рис. 22).

К вспомогательным ТСО можно отнести и современныеэлектронные доски (рис. 23, 24). Это доска с интерактивными возможностями и воз можностью передачи данных на расстояние. Все, что пишется на этой доске, автоматически появляется в приложении Windows или на компьютере Macintosh. Рисунки и данные, записанные на доске, можно сохранить и использовать в различных приложениях, распечатать и раздать слушателям, переслать заочным участникам семинара по факсу или электронной почте. В основе такой доски лежит технология лазерного сканирования, позволяющая отслеживать цвет, положение и движение маркера и передавать их на монитор компьютера без задержки.

Электронные доски характеризуются:

- высококачественной фарфоровой поверхностью на металлической основе;

- возможностью сохранять и репродуцировать данные;

- полноцветным изображением и принтерным интерфейсом;

- цветными копиями, полученными посредством компьютерного принтера;

- интерактивностью и другими приложениями;

- возможностью фронтальной проекции;

- легкостью использования.

Программное обеспечение Release 2.0 включает следующие программы:

1. Программы просмотра записанного материала в любом удобном режиме: строчка-за-строчкой, страница-за-страницей, в быстром темпе с первой до последней страницы или в обратном направлении. ПО позволяет изменить выбранные цвета, ширину линий, сохранить любую часть экрана. Все исправления, сделанные на доске, можно сохранить или уничтожить.

2. Программы поддержки компьютерной связи с удаленным компьютером или объединенными сетевыми компьютерами. Это дает возможность привлекать участников, находя- щихся на отдалении друг от друга, участвовать в обсуждении проблем в реальном времени. Пользователи сети, содержащей до 50 персональных компьютеров, могут одновременно читать файл, используя самые различные каналы коммуникации (включающие обычные телефонные линии).

3. Программы использования различных шаблонов на электронной доске и на мониторе компьютера - такие, как, например, «пустые бланки», созданные пользователем, карты или просто разлинованные страницы.

4. Программы, превращающие электронную доску в интерактивную доску. Дотрагиваясь маркером до поверхности доски, можно изменить или подчеркнуть данные, набросать рисунок, т. е. легко проделать все, что необходимо для обычной работы на компьютере.

5. Программы, позволяющие делать пометки поверх приложений, демонстрируемых наРС, запоминать и распечатывать примечания.

К некоторым моделям электронных досок при покупке в комплекте с доской прикладываются маркеры черного, красного, синего и зеленого цветов, фетровые салфетки. Два ластика стирают написанные данные одновременно с доски и с экрана монитора. Имеются и стойки на коле