Информатизация образования как веление времени

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТСО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Информатизация образования как веление времени

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемыйинформатизацией.В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса.

Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами.

Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.

Информатизация (по А. П. Ершову) - это система следующих взаимосвязанных процессов:

информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;

материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Информатизация современного общества влечет за собой следующие социальные последствия:

§ увеличение числа занятых в информационной сфере (производители, обработчики, распространители информации);

§ интеллектуализация многих видов труда и повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов, профессиональной подготовке на основе НИТ (новых информационных технологий) (большинство населения должно уметь работать с автоматизированными информационными системами);

§ появление совершенно новых профессий и отмирание существующих (особенно в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта).

Отсюда очевидно, что информатизация образования становится ключевым условием развития общества.

НИТ в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. Понятиеинформации является основополагающим в этом процессе. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.

Термин «информация» происходит от латинского informatio разъяснение, изложение, осведомленность. Энциклопедический словарь (М., 1990) определяет информацию в исторической эволюции: первоначально - как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с серединыXX в. - как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму). Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Наиболее общее толкование имеет место в философии. Информацию как философскую категорию рассматривают в качестве одного из атрибутов материи, отражающих ее структуру. Классическое определение информации, введенное американскими учеными, трактует ее как такие сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределенность (энтропию) Наименьшее количество информации, снимающей неопределенность системы с двумя равновероятностными состояниями, равно одномубиту. Все современные системы коммуникаций построены на этой основе. Так, для реле это наличие электрического тока в катушке (да-нет), для азбуки Морзе - длительность сигнала (точка-тире), для ЭВМ - последовательность нулей и единиц в ячейках памяти (0-1).

В эволюционном ряду вещество-энергия-информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде.

Информация как продукт производства имеет следующие качественные отличия от других видов производимой человеком продукции:

а) не уменьшается при потреблении;

б) обладает возможностью одновременного использования многими потребителями;

в) легко и быстро транспортируется на значительные расстояния;

г) производство разнообразной информации возможно с помощью универсальных средств;

д) отсутствуют пределы в росте потребностей в информации;

е) производство и потребление информации сливаются в единый процесс.

Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.

Сбор информации - деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно.

Обмен информацией - процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает.

Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.).

Процесс формирования исходного несистематизированного массива информации называетсянакоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Другая часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.

Хранение информации - это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных в требуемые сроки.

Обработка информации - это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи. После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачивыдачи информации.

Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляются сбор, хранение, передача и обработка информации. До середины XIX в., когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась посылкой нарочных с депешами. На смену ручной информационной технике в конце XIX в. пришла механическая (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможным с появлением во второй половинеXX столетия такой информационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало компьютерной технологии.

Древние греки считали, что технология (techne - мастерство + logos - учение) - это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества.Технология - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организованность, которые нетипичны для стихийных процессов. Информационную технологию в данном контексте можно считать технологией использования программно-аппаратных средств вычислительной техники в какой-либо предметной области.

Информационная технология (ИТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. «Новая технология хранения и обработки информации совершила революцию в организации умственного труда подобно тому, как изобретение двигателя открыло эру автоматизации труда физического», - считает академик В.М.Глушков. [Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М., 1982. - С. 10.]

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

б) целью процесса является получение информации;

в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

д) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Три технических достижения составляют основу ИТ:

появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т. п.);

развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);

возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).

Информационные технологии делят на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие.Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы.Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т.п.Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером последних является технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т.п. Технические средства ПИТ включают компьютерную технику, обеспечивающую хранение и переработку информации, и коммуникационную технику (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутниковая связь, сетиЭВМ), передающую эту информацию на большие расстояния, доводящую ее до пользователей.

Современныеновые информационные технологии обучения (НИТО), исходя из принципов, сформулированных Б.Е.Патоном, В. И. Гриценко и Б. Н. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.