Где Р – цена, Это обратно – пропорциональная

Q – продажа (спрос) зависимость между ценой и спросом.

Предложение – это номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом для реализации по установленной или договорной цене.

Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Следовательно, закон предложения: с ростом цен увеличивается предложение. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объёмов продаж.

 

Зависимость между ценой товара и его предложением показана на рис. 2.

Рисунок 2. Кривая предложения

 

 

 

Это прямо пропорциональная зависимость между ценой и объёмом продаж.

 

Цена, формируемая в процессе конкуренции, зависит от двух рассмотренных выше факторов – спроса и предложения, от реакции на изменение цены как покупателей, так и продавцов. Зная кривые спроса и предложения, легко представить, что в какой то точке они пересекаются (рис. 3). Точка пересечения этих двух кривых называется точкой равновесия, а цена, соответствующая этой точке, – равновесной ценой.

Рисунок 3. Равновесная цена

 

Значит, цена, при которой спрос и предложение равны (то есть, цена, по которой товар будет продан) называется равновесной ценой.

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебания спроса и предложения используется понятие эластичности, которое показывает в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Для характеристики степени изменения числа единиц товара, на которые предъявляется спрос в ответ на изменение цены, используется показатель, называемый коэффициентом эластичности спроса (степень ценовой эластичности измеряется этим показателем), который определяется как отношение изменения спроса (в процентах) к изменению цены, также выраженному в процентах и находится по следующей формуле:

 

Е (КЭ) = или Е = ,

где Е – коэффициент эластичности спроса;

Q1 – объём продаж по прежним ценам (спрос до изменения цены);

Q2 – объём продаж по новым ценам (спрос после изменения цены);

Р1 – прежняя цена (цена до изменения);

Р2 – новая цена (цена после изменения).

 

В каких же пределах может меняться коэффициент эластичности? Если снижение цены на определённый процент влечёт за собой увеличение спроса на тот же процент, то коэффициент эластичности будет равен единице (единичная эластичность) (Е = 1).

Коэффициент эластичности может принимать численные значения больше или меньше единицы.

Эластичным называется спрос, характеризуемый коэффициентом эластичности больше единицы (Е (КЭ) >1). Это значит, что при незначительном изменении цены происходит значительное изменение спроса (это спрос на дорогие элитные, престижные товары).

 

КЭ > 1 абсолютная эластичность

 

Неэластичным называется спрос, характеризуемый коэффициентом эластичности меньше единицы (Е (КЭ) < 1). Это значит, что изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на товар (это спрос на жильё, электроэнергию, хлеб, недорогие товары первой необходимости: соль, спички).


абсолютная неэластичность

Под ценовой конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости являются основными условиями успеха в ценовой конкуренции.

Государство осуществляет регулирующую функцию цен.