Вопрос 2. Распределение и использование прибыли.

Порядок учета прибыли и ее использования определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Согласно этому документу:

1) финансовый результат организации определяется в соответствии с допущением временной определенности фак­тов хозяйственной деятельности (принципом начисления);

2) прибыли и убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в фи­нансовый результат отчетного года;

3) доходы, полученные в отчетном периоде, но относя­щиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в уче­те и отчетности как доходы будущих периодов.

Прибыль — это доход фирмы, выступающий в виде при­роста вложенного капитала. Первоначальные затраты капи­тала, как известно, идут на приобретение средств производ­ства и наемной рабочей силы. Стоимость использованных средств производства и зарплата работников в сумме образу­ют себестоимость продукции. Следовательно, конечный ре­зультат деятельности организации определяется как разница меж­ду выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.

Размер прибыли, полученной с каждой единицы про­дукции, зависит от уровня рыночных цен и величины себе­стоимости продукции.

Прибыль является синтетическим по­казателем, который качественно и количественно оценивает деятельность фирмы, характеризует ее окружение, внешние связи.

Стремление к получению прибыли, с одной стороны, обусловливается и регулируется рынком, но, с другой сто­роны, оно же сдерживает или ограничивает рыночную кон­куренцию.

Фирма не может произвольно повышать цену на свою продукцию или услуги и устанавливать максимальный уро­вень прибыли, так как покупатели не готовы заплатить за товар любую цену. Кроме того, это вызывает приток конку­рентов на рынок и как следствие — снижение цен. Поэтому предприятию предпочтительнее наращивание прибыли не за счет ценовой конкуренции, а достижением благоприятного соотношения между структурой цен и структурой затрат.

Основные пути увеличения прибыли — это:

Ø во-первых, уменьшение себестоимости единицы про­дукции (сокращение затрат на средства производства и оп­лату);

Ø во-вторых, выбор наиболее выгодных рыночных усло­вий продажи продукции;

Ø в-третьих, расширение количества продаваемых това­ров, содержащих прибыль.

Следует выделить основные направления роста прибыли:

Ø увеличение объёма производства, благодаря которому сокращаются условно – постоянные расходы на единицу продукции;

Ø внедрение более прогрессивного оборудования, что способствует экономии живого труда (заработная плата). При этом общая сумма труда, заключённого в единице продукции уменьшается;

Ø снижение расхода материальных ресурсов на единицу продукции в результате приближения размера заготовки к размеру детали;

Ø изменение рыночных цен на ресурсы и продукцию, реализуемую на рынке;

Ø изменение номенклатуры выпускаемой продукции.