ПРЕДИСЛОВИЕ

Кузнецов В. Н.

К 89 Немецкая классическая философия второй поло-
вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.

ISBN 5-06-000002-8

Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой
классической философии. В нем с учетом новейших достижений
историко-философской науки и современных задач университетского
образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее
неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материа-
листические положения показаны как один из теоретических источ-
ников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические
утверждения — как важнейший источник антимарксистских спеку-
ляций в философии.

К0301030000 (4309000000)-25520-89 ББК 87.3
001(01)-89 1Ф

(с) Издательство «Высшая школа»,
ISBN5-06-000002-8 1989

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие «немецкая классическая философия», вве-
денное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских
работах, обозначает ту линию в развитии новоевро-
пейской мысли второй половины XVIII в.— первой по-
ловины XIX в., которая была представлена учениями
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем
различии эти учения тесно связаны между собой узами
преемственности: после Канта каждый из мыслителей
этого направления опирался на воззрения своего пред-
шественника и вдохновлялся творческими импульсами
его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта,
Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выраже-
ние наиболее значительные идеи немецкой философ-
ской мысли рассматриваемого периода. К концу
XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли веду-
щее место в западноевропейской философии, а затем в
полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля
и Фейербаха, немецкая классическая философия при-
обрела всемирно-историческое значение, состоящее
прежде всего в том, что благодаря своим достиже-
ниям она явилась непосредственным теоретическим
источником марксизма в области философии. Связы-
вая создание диалектико-материалистической филосо-
фии с процессом обогащения К. Марксом материали-
стической мысли «приобретениями немецкой классиче-
ской философии, особенно системы Гегеля, которая
в свою очередь привела к материализму Фейербаха»,
В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобре-
тений — диалектика...» (2. 23. 43)1.

Не свободные от существенных ограниченностей
диалектические новации немецкой классической фило-
софии оказались включенными в острейшую конфрон-
тацию идеализма, прошедшего путь от кантовского

 

1 Здесь и далее цифры в скобках указывают: первая цифра —
на источник, приведенный в списке литературы в конце книги;
цифры курсивом — том из собрания сочинений, цифра рядом с ней
через дробь — часть тома; последующие цифры, приводимые через
запятую, — страницы цитируемого источника.

1* 3


«трансцендентального идеализма» до гегелевского
«абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе
этой конфронтации, которая длительное время выгля-
дела как победоносная для идеализма, последний су-
щественно обновился и сделался значительно более
содержательным, чем прежде. Это явилось мощным
стимулом для соответствующего обновления и даль-
нейшего развития материализма. Фейербах, вступая на
такой путь, усмотрел возможность материалистиче-
ского «перевертывания» содержания идеалистических
учений от Канта до Гегеля на основе выявления его
имплицитной и вместе с тем существенной материали-
стичности. Это был принципиально важный шаг в де-
ле понимания новейших сложных форм взаимодей-
ствия материализма и идеализма, сопровождавшийся
использованием данного понимания в интересах раз-
вития материалистической философии.

К числу крупнейших достижений немецких мысли-
телей от Канта до Фейербаха относится уяснение того
отнюдь не очевидного факта, что при всем многообра-
зии проблем у философии имеется основной вопрос
и он состоит в определении отношения между мышле-
нием и бытием.

В отличие от английских, а особенно французских
философов XVIII в., стремившихся популяризировать
свои учения среди возможно более широких слоев чи-
тателей и находивших подходящий для этого способ
изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля
предназначали свои сочинения большей частью для
весьма ограниченного круга читателей, состоящего из
тех, кто профессионально занимается философией
в качестве компетентных специалистов или в качестве
готовящихся стать таковыми студентов. В традициях
немецкой университетско-академической философии
было создание трудных для восприятия сочинений, изо-
билующих абстрактными дедукциями и написанных
сухим языком с массой понятных лишь посвященным
специальных терминов, в том числе вновь изобре-
таемых. Эта форма распространенных в Германии фи-
лософских произведений соответствовала и содержа-
нию, и способу построения спекулятивно-идеалистиче-
ских систем. Имея в виду немецких философов, Гегель
с известной долей самокритичности отмечал: «О нас
идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслите-
лях» (96. 3. 72).


Основы научного понимания немецкой классиче-
ской философии обстоятельно разработаны в трудах
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, давших вместе
с тем многочисленные образцы проникновения в суть
самых «темных» произведений этой философии,
в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «На-
уки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское
наследие и применяя лежащую в его основании диа-
лектико-материалистическую методологию, советские
и зарубежные ученые уделяли много внимания иссле-
дованию многообразия тем и аспектов немецкой клас-
сической философии, а также целостной характеристи-
ке творчества каждого из ее создателей. В нашей
стране было опубликовано также несколько солидных
обобщающих работ о всей немецкой классической фи-
лософии в целом1.

Предлагаемая книга2 — итог исследовательской
и преподавательской работы, которую автор вел на
философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу
автор видел в том, чтобы в максимально доступной
форме, но без упрощения сути дела осветить для сту-
дентов философских факультетов (а также, разумеется,
для всех читателей, приступающих к изучению исто-
рии философии) сложный путь развития немецкой фи-
лософской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха,
обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззре-
ний ее ведущих представителей. Названная задача
включает в себя характеристику всех основных поло-
жений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Геге-
ля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности
и даже противоречивости этих учений. С целью спо-
собствовать творческому освоению читателями немец-
кой классической философии автор стремился к тому,
чтобы наряду с его обобщающими характеристиками
рассматриваемых воззрений последние были бы по
мере возможности представлены в книге так, как они
формулировались самими их творцами.

1 Это написанный В. Ф. Асмусом и Б. Э. Быховским большой
раздел в III томе «Истории философии» (М., 1943), 6 глав в «Запад-
ноевропейской философии» И. С. Нарского (М., 1976) и книга А. В.
Гулыги «Немецкая классическая философия» (М., 1986).

2 Она представляет собой очередной том — после книги В. Н.
Кузнецова, Б. В. Мееровского, А. Ф. Грязнова «Западноевропей-
ская философия XVIII века» (М., 1986) — новой серии учебных по-
собий по истории зарубежной философии.


Опираясь в процессе работы над книгой на много-
численные труды советских и зарубежных исследова-
телей-марксистов по немецкой классической философии,
автор не счел, однако, целесообразным цитировать
кого-либо из них (за одним-двумя исключениями).
Подобное цитирование заняло бы десятки или даже
сотни страниц, так как после едва ли не каждого свое-
го суждения автор должен был назвать многих иссле-
дователей, с которыми он при этом оказался согласен,
и, возможно, еще нескольких исследователей, с ко-
торыми обнаружилось разногласие. Вдобавок при-
шлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее
никем не высказывались. Специалисты легко опреде-
лят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расхо-
дится с другими исследователями, в чем проявляется
новизна его трактовки немецкой классической филосо-
фии 1. Для широких кругов читателей, к которым
в первую очередь обращена эта книга, главный инте-
рес представляет уяснение сути этой философии в це-
лом и в многообразии ее основных идей. Принимая на
себя всю ответственность за содержащиеся в данной
книге выводы, обобщения и оценки, автор считал це-
лесообразным подкреплять их не ссылкой на работы
других историков философии, а аргументацией по су-
ществу рассматриваемых вопросов.

Что касается многочисленных немарксистских и ан-
тимарксистских трактовок немецкой классической фи-
лософии, то автор, не входя в их конкретное рассмо-
трение (для чего потребовалась бы специальная
большая книга), но учитывая их наой фи-
лософии, то автор, не входя в их конкретное рассмо-
трение (для чего потребовалась бы специальная
большая книга), но учитывая их наличие, выразил кри-
тическое отношение к ним посредством обоснования
позитивных альтернатив по всем главным вопросам,
трактуемым в соответствующей литературе.

Поскольку на философских факультетах универси-
тетов история эстетических учений является предме-
том особого обширного курса, трактовки искусства
в немецкой классической философии (они занимают
большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга,
Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их ос-
новных чертах и в их общефилософской значимости.

 

1 Важнейшие советские и зарубежные исследования по немец-
кой классической философии указаны в библиографии, помещенной
в конце книги.