Правотворчество: понятие и стадии.
Давая общую характеристику формально-юридических источников права, мы отмечали, что они возникают в результате целенаправленной деятельности государства, которое в лице компетентных органов осуществляет разработку и принятие документов содержащих в себе общезначимые правила поведения (нормы права), наделяет эти документы юридической силой и обеспечивает их доведение до сведения заинтересованных лиц. Таким образом, правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.
Целями правотворчества являются:
1. создание новых правил поведения (норм права);
2. конкретизация существующих правил поведения;
3. совершенствование существующих правовых норм;
4. устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.
Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества прежде всего следует отнести такие как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.
1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.
2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.
3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.
4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.
5. Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.
6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого, корректируется работа правотворческих органов.
7. Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.
Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.
В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:
1.Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают:
- Президент РФ;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).
2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).
В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой.
При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.
6. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под источником права в формально-юридическом смысле? Назовите виды формальных источников права и охарактеризуйте каждый из них.
2. Дайте определение и раскройте основные признаки нормативно-правового акта.
3. В чем выражается специфика закона как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой?
4. Охарактеризуйте особенности действие нормативно-правового акта в пространстве, во времени и по кругу лиц.
5. Что такое обратная сила закона?
6. Каков порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов?
7. Каков порядок утраты юридической силы нормативно-правовых актов?
8. В чем отличие отмены нормативно-правовых актов от признания актов противоправными (антиконституционными)?
9. Дайте определение правотворчества и охарактеризуйте принципы правотворческого процесса.
10. Перечислите основные стадии законотворчества и дайте им короткую характеристику.
Учебная литература:
1. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 103 – 114.
2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.27 – 29.
3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.105 – 113.
4. Коваленко А.И. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1994. С. 62 – 64.
Дополнительная литература:
5. Антонова Л.И. Некоторые вопросы теории правотворчества // Правоведение.1963. № 3.
6. Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. 2001. №4
7. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.
8. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во Спарк, 1998.
9. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.: Наука, 1993.
10. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права.// Правоведение. 2000 №4.
11. Маяков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право.1995.№ 5.
12. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. М., 1995. № 3.
13. Рабко Т. Выявление правовых актов субъектов Федерации, не соответствующих законам и Конституции РФ // Законность 2001. №10.
14. Сергеева Т.В. Обычай как источник права.// Правоведение. 1997. №2.
15. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 5.
ТЕМА 7
НОРМА ПРАВА
Вопросы:
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура нормы права.
3. Классификация норм права.
4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.