Дирижёрские знаки
Дирижёрские знаки - это телодвижения, подчеркивающие ритм речи. Они концентрируют внимание на отдельных моментах нашей речи. Это все те знаки, которые мы подаём во время беседы с собеседником или на публике.
1) Точный захват пустоты. Все движения захватывающие пустоту (воздух). Могут задействоваться пальцы рук, при силовом захвате – вся кисть. Мы совершаем точные захваты, как при осторожном захвате, берем небольшие предметы и аккуратно ими манипулируем, например, когда пишем ручкой, или шьем иголкой, только во время общения мы захватываем воздух. Подчёркивая точность своих слов. «Пальцы щепоткой» и «соприкосновение двух пальцев».
2) Точный захват предмета. Пальцы осторожно держат типа некий предмет. Указывающий палец не соприкасается с остальными. Не отражает точность высказываний, а говорит о поиске более подходящих слов. «Захват предмета» означает задавание некого вопроса или не уверен в том, о чем говорит человек, словно ищет что-то.
3) Силовой захват пустоты. Это захват, как будто мы плотно сжимаем рукоятку молотка. При этом делаем мы это решительно и бесцеремонно. Если это начало жеста, то воображаемый предмет в воздухе, мы держим согнутыми пальцами, если жест доведён до конца, то это сжатый кулак. Если кончики пальцев согнуты и не прикасаются к друг другу, значит человек не решителен и мысли его расходятся. Если же сжатый кулак, то это решительность и передает точные мысли. У обманщиков этот жест прочитывается однозначно.
4) Силовой захват предмета. Обхват воздуха. Попытка совладать обстоятельствами, взять ситуацию под контроль. Силовой захват воображаемого предмета. Пальцы растопырены и слегка согнуты. Рука словно сгибает воздух, но не доводит движение до логического конца.
5) Удар по пустоте. Человек использует руки, как ударный инструмент, а не как манипулятор. Он не захватывает или обхватывает, он рубит, колит или изгибает воздух. «Разбить воздух». Распрямлена, напряженная кисть. Агрессивные ораторы так часто жестикулируют, стремясь донести своё мнение во чтобы то не стало. Навязав всем собственное мнение.
«Руки ножницы» - отвергая и отбивая все аргументы.
«Колючий удар» - кончики пальцев тычут в мишень. Тоже агрессия, только она направлена не на проблему, а на собеседника.
«Удар по воздуху» - человек агрессивно бьёт кулаком по воздуху. Удар по воздуху отличается от захвата воздуха, тем, что при ударе, человек стучит по воздуху, а при захвате захватывает его.
6) Протянутая рука. Вместо того чтобы быть по воздуху или захватывать его, можно протянуть руку перед туловищем, со сведенными пальцами вместе. Если ладони верху – это просьба о помощи (умолять, соглашение). Если ладонями вниз – невозмутимый человек. Уменьшить накал стресса, взять ситуацию под контроль. Ладонями вперед: «Я против, я отклоняю ваши слова». Знак сопутствующий возражениям. Ладонями назад – знак человека ищущего успокоения. Делается обычно обеими руками, ладони на уровни груди. Попытка осмыслить обсуждаемые идеи, схватится за мысль, притянуть слушателя ближе к говорящему. Ладонями внутрь – знак человека ведущего переговоры. Рука вытягивается как при рукопожатии, но на пути один воздух. Желание протянуть к собеседнику руку, дотронутся до него. Желание донести идею выражаемую в словах.
7) Намерение коснутся. Пальцы на руке растопырены веером «Коснутся воздуха». Часто встречаем у людей, у которых общение, часть профессии. Говорящий вытягивает пальцы так, словно хочет каждым из них коснутся одного из слушателей. Кончики пальцев касаются воображаемые предметы как при «точном захвате», только здесь кончики пальцев не соприкасаются один с другим, как при пальцы щепоткой, а человек будто пытается дотронутся ими до тех, с кем разговаривает.
8) Соединённые руки. Когда говорящий, тем или иным образом, соединяет руки – дирижирование на время прекращается. Человек продолжает говорить, но не подчеркивает свою речь, а уютно замыкается в своих мыслях. Данный знак говорит, что человек попал в стрессовую ситуацию, что он чувствует тревогу, неуверенность, но при этом намерен, сказать собеседнику всё то, что считает нужным. Если не будет размыкать руки, они будут дергаться в попытке дирижировать.
9) Указательный палец. Есть два варианта: «указательный палец» и «поднятый палец верх».
Указательный палец – направлен на слушателя или на обсуждающий предмет. Показывая на предмет, мы подчёркиваем его значимость. Указывая же на человека – мы отдаём приказы и требуем подчинения (нравоучения).
Поднятый палец – также сопровождает угрозу или попытку доминировать по иной причине. Символизируя дубинку, палку, для нанесение удара. Поднятая рука с пальцем, говорит об опасности. Знак призван запугать собеседника.
10) Знаки подаваемые головой. Голова часто играет вспомогательную роль. Говорящий в такт собственным словам, кивает головой вниз и возвращается в исходное положение. Обычно, это решительность и агрессивность заявлений.
11) Знаки подаваемые телом. Они похожи на подергивание головы, только здесь дергается тело «Подёргивание тела». Часто это происходит во время чувствительных высказываний, при попытке отчаянно и агрессивно пытающиеся завоевать внимание слушателей. Или при быстрой жестикуляции (множественной). Также, его часто проделывают певцы, покачиваясь телом из стороны в сторону. Он же - ритм слов, которые произносит на распев исполнитель.
12) Знаки подаваемые ногами. Обычно ногами не подаются знаки, за исключением, притопывание ногой. Так делают люди, которые страстные, доводя себя до припадочного состояния.
Дирижерские знаки уменьшаются или увеличиваются, ссылаясь на обратную связь слушателей. Например, от группы людей не столь чувствительную обратную связь получает оратор, чем общение один на один.
№73
Пользуетесь ли вы дирижёрскими знаками? Если да, то какие из них вы используете наиболее часто? Что обозначает этот знак или жест?