Структура управленческой деятельности
/. Сущность и структура управленческой деятельности.
2. Формы иметоды управленческой деятельности. 3. Управленческое решение как выражение управленческой деятельности
Управленческая деятельностьнаправлена на достижение определенного результата и связана с движением к какой-либо цели. «Деятельность есть целенаправленная активность»1, «это информационно направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к среде с целью самоопределения»2. Следовательно, деятельность характеризуется не только целесообразностью, но и активностью, т. е. целесообразной активностью.
Важнейшей специфической чертой управленческой деятельности является ее сознательныйхарактер. Всякая производственная и общественная деятельность при любых обстоятельствах требует предварительного осознания результата труда как его цели, которая выступает некой моделью этого результата и определяет весь процесс труда. Поэтому сознание выступает одной из существенных характеристик деятельности.
Управленческая деятельностькак сложная динамическая система имеет свое внутреннее строение, или структуру. Различают разнообразные виды деятельности, отличающиеся друг от друга
1 См.: Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 61.
- См.: Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 13-15.
Структура управленческой деятельности 341
многими особенностями и которые можно выделить по конкретным признакам: по форме, по способам осуществления, по эмоциональной направленности, по временной и пространственной характеристике и т.д. Если рассматривать деятельность как организацию непосредственного процесса ее протекания, то в ее структуру войдут определенные виды деятельности в качестве ее элементов, образуя эффективно функционирующую целостность.
Деятельность является прежде всего предметной, т. е. она связана с воздействием на объект и представляет собой сложную совокупность интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности. Все эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и являются в определенной мере «необходимыми и достаточными» для их осуществления.
Интеллектуальная деятельность воздействует на предмет, в результате которого человек получает знания,используемые в дальнейшей деятельности. Таким образом, создается модель будущего предмета, соответствующего потребностям, интересам и реальным запросам человека, и интеллектуальная деятельность участвует в формировании целей.
Для достижения поставленных целей необходимо не только познать предметы и явления окружающей действительности, но и оценить их сообразно своим стремлениям, потребностям и интересам. Это осуществляется в процессе оценочно-эмоциональнойдеятельности человека. Для такой оценки нужно иметь знания о внешнем предмете и его свойствах, а также информацию о самом субъекте, его желаниях, стремлениях, детерминируемых в конечном счете социальными потребностями и интересами. По существу процесс эмоциональной оценки состоит в сопоставлении информации о внешнем предмете и информации о социальном субъекте, его потребностях и интересах.
Предметная деятельность не ограничивается духовным (интеллектуальным и эмоциональным) воздействием на объект, а продолжается в практическом преобразовании предмета, соответствующего потребностям и интересам людей.
Особое место в системе деятельности принадлежит труду, т- е. такому активному процессу, который устремлен на достижение известной цели, подчиняет волю субъекта и определяет характер его действий. Следовательно, труд есть целесообразная
342 Глава 15
активность, характеризуемая в качестве деятельности1. Однако не всякая деятельность может быть названа трудом. Это — такая деятельность, которая обладает специфическими, только ей присущими свойствами, выступает относительно самостоятельным видом деятельности и связана с практической полезностью и необходимостью своего конечного результата для человека.Труд всегда направлен на производство практически полезных предметов, способных удовлетворить ту или иную индивидуальную или общественную практическую потребность людей. Таким образом, деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Ее содержанием является целесообразное изменение и преобразование этого мира. Основной формой деятельности выступает труд, характеризуемый как особыми формами своей социальной организации, так и непосредственной направленностью на получение общественно значимого результата.
Основными составляющими всех типов управленческой деятельности являются цели и задачи, наличие рабочей силы, кооперация и специализация труда, средства производства, предметы труда, его содержание, условия, стимулирование участников и т.д. В процессе управленческой деятельности весь этот механизм приводится в действие. Осуществляется сознательное рациональное воздействие человека на трудовой процесс при целесообразном, экономичном расходовании человеческих сил, средств и предметов труда. Помимо этого, важнейшая задача управленческой деятельности — научно обоснованное решение вопросов, связанных с эффективным функционированием управляемого процесса.
Следовательно, сущность управленческой деятельности сводится к системе организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на эффективное функционирование деятельности в субъектах управления и управляемых объектах, рациональное использование в них трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
Применительно к государственному органу управленческая деятельность — это система организационно-технических мер, направленных на организацию рационального функционирова-
1 См.: Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» // Вестник МГУ. Сер.: Философия. 1979. № 5.
Структура управленческой деятельности 343
ния и эффективного использования общественного труда для наиболее полного икачественного выполнения целей и задач, стоящих перед государственными органами. При этом в процессе управленческой деятельности решаются задачи внутреннего характера — деятельность самого субъекта и внешнего — деятельность субъекта по управлению объектами управления. Фактически решение внутренних вопросов направлено на решение внешних.
Управленческая деятельность включает относительно постоянные (орган, предприятие, его цели, задачи, функции) и переменные (сам процесс деятельности, формы, методы и т.д.) элементы. Многие из переменных элементов нередко приходится приспосабливать к новому содержанию управленческого процесса, который отличается разнообразием решаемых органом вопросов, а также тем, что каждый последующий управленческий процесс совершается в другом временном периоде, в других условиях и т.д. Если предположить, что в каждый последующий временной период совершенствуется технология труда, улучшаются его условия, повышается квалификация и навыки кадров и т.д., то по логикекаждый последующий процесс управленческой деятельности должен протекать эффективнее и качественнее предыдущего. Но так бывает не всегда, поскольку может изменяться состав кадров, уровень подготовленности которых может быть ниже уровня предыдущих, или не всегда бывает доведена до соответствующего уровня новая производственная техника. Таким образом, каждый раз задача управленческой деятельности в основном остается прежней, но решается по-иному.Это нужно предвидеть и учитывать при осуществлении деятельности органов управления. Необходимо учитывать не только настоящее, но и прошлое и будущее, т.е. на основе настоящего готовится к будущему. В любой деятельности реализация цели достигается путем выделения более важных, более близких и более дальних задач.
Управленческая деятельность в государственном управлении - это воздействие на общественную жизнедеятельность со стороны государства через государственный аппарат управления, который сосредотачивает в себе всю управленческую информацию, влияет на сохранение и развитие общественной системы, оказывает прямое воздействие на общественные про-Нессы, сознание, поведение и деятельность людей.
344 Глава 15
В управленческой деятельности участвуют управление, труд, человеки природа,которые воздействуют друг на друга и взаимодействуют. Она является ведущей, направляющей среди всех остальных видов деятельности.
В государственных и муниципальных органах управленческая деятельность значительно отличается от деятельности вообще и осуществляемой в сфере хозяйственного руководства, в частности. Деятельность здесь носит общий политический, государственный, общественный директивный характер, направлена на решение общегосударственных и местных, социально-экономических задач и воздействует на все стороны общественной жизнедеятельности.
На уровне предприятий, организаций осуществляемая управленческая деятельность отражает конкретно-хозяйственное руководство предприятием, учреждением и т.д.
Следовательно, управленческая деятельность — это вид сознательной человеческой деятельности, направленный на эффективное функционирование индивидуально или коллективно осуществляемых работ по выполнению тех или иных целей, задач, функций'.
Государственная управленческая деятельность складывается в ходе разработки, принятия и реализации управленческих решений, когда формируются и реализуются социальные интересы, являющиеся предметом деятельности. При этом реализация общественных интересов возможна только при обладании властью, наличие которой определяет структуру, формы и методы управленческой деятельности.
В любой системе управленческая деятельность ведет к поиску возможностей удовлетворения потребностей и интересов людей.
Сущность управленческой деятельностисостоит прежде всего в том, что она выражается во внешнем проявлении власти и осуществляется посредством воздействия на субъективную деятельность людей через их потребности и интересы, сознание и волю. Управленческая деятельность означает сознательное, целенаправленное стремление субъекта власти регулировать и направлять социальные процессы и явления на основе научного прогнозирования последствий управляющих воздействий.
1 См.: Атаев А.А. Управленческая деятельность: практика и резервы организации. М., 1988. С. 12-13.
Структура управленческой деятельности 345
Управленческая деятельность характеризуется определенными чертами. Любой ее форме в той или иной мере присущи навыки, знания, без которых деятельность вообще невозможна и практически не обходится. Особое место здесь принадлежит навыкам (умениям), которые накапливаются опытом, приобретают определенную привычку субъекта. Что касается знаний в более широком понимании интеллектуальных, мыслительных процессов вообще, то они в деятельности всегда играют существенную роль. Особенно, если приходится сталкиваться со сложными видами работ, требующих высокого напряжения умственных способностей человека.
В процессе осуществления управленческой деятельности еесубъекту в той или иной мере приходится решать новые задачи, которые либо возникают в самой деятельности и поэтому в определенной степени планируются заблаговременно, либо вызваны изменяющимися условиями труда и вследствие этого требуют непосредственных реакций. В любом случае эффективная деятельность предполагает инициативу и творчество со стороны субъекта.
Важная особенность управленческой деятельности — ее мотивация.Поскольку она направлена на получение заранее определенного результата, мотивом этой деятельности выступает достижение предварительно запрограммированного результата. Получение сознательно намеченного, необходимого и практически полезного эффекта является побуждающим фактором и сознательным основанием деятельности.
Деятельность по управлению в различных структурах имеет однотипный характер: это организация совместной работы коллектива по решению стоящих перед ним задач. Она состоит, главным образом, из согласования индивидуальных и выполнения общих функций, характерных для деятельности членов данного коллектива. Согласование придает четкость процессу тру-Да, обеспечивает завершение отдельных работ в установленное время в определенном месте и в определенной очередности.
Таким образом, структура деятельностивключает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.Целесообразный характер деятельности приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле как совокупность различных форм сования и как множество его внутренних регуляторов (потреб-
346 Глава 15
ностей, мотивов, установок, ценностей). Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности.
Основное содержание и сущность управленческой деятельности могут быть раскрыты только с учетом конкретной сферы его применения, анализа этой сферы. Так, деятельность сотрудников государственных органов, в отличие от предприятий, организаций, имеет специфическое содержание. Их трудовая деятельность состоит из множества разнохарактерных по содержанию операций. Это сбор и подготовка информации, составление справок, заключений и проектов решений, которые согласовываются с руководителем, а затем рассматриваются на заседаниях и т.д.
Государственная управленческая деятельность несет на себе свойства связанности с государственной властью, системности, объективной универсальности и др. Одновременно она тождественна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления1.
Система государственного управления сообразуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), персонал государственных органов, совокупность реализуемых функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.
Процесс государственного и муниципального управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти и регламентируемую юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий, явлений. То есть в процессе управленческой деятельности выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, реализуются принятые за-
1 См.: Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (Размышления об управленческой деятельности). М., 2002.
Структура управленческой деятельности 347
коны и политика, провозглашаемая высшей публичной властью. Одним словом, осуществляется реализация целей и функций управления и выполняются управленческие решения и действия.
Таким образом, управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Осуществление управленческих задач требует от участников управленческой деятельности обширных знаний и умения мыслить. Управление требует знания законов развития природы и общества, техники и технологии производства, экономики, организации, планирования, основ управленческой психологии в области права, социологии и информации. В процессе управленческой деятельности важны не только знания основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации и делать правильные выводы. Следовательно, чтобы управлять, необходимо овладеть системой знаний и уметь творчески ее применять.
Знания и владение искусством управления способствуют правильному выбору цели деятельности и стратегии, ее достижению.
Управленческая деятельность как любое самостоятельное явление имеет свое внутреннее содержание и формы проявления.К формам управленческой деятельности ученые юристы относят: 1) процессуальные (процедурные) формы; 2) формы ее внешнего проявления — издание актов управления, совершение иных юридически значимых и организационных действий; 3) нравственно - этические проявления, а также формы ее правового опосредования'.
Среди форм управленческой деятельности называют такие: а) установление норм права; б) применение норм права; в) осу-
См.: Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание Деятельности и организационные структуры. Киев. 1990. С. 9.
348 Глава 15
ществление организационных действий (оперативно-организаторская работа); г) осуществление материально-технических операций. В ряде классификаций выделяют две основные группы: правовые и организационные, и раскрывают их суть и особенности.
Управление как целенаправленная деятельность определенных структур — субъектов управления образует управляющую подсистему. При этом каждый субъект управления в отдельности для выполнения возложенных на него функций должен быть соответствующим образом оформлен организационно.
Управление как деятельность осуществляется в виде последовательно сменяющих друг друга и совершаемых в определенном порядке действий, т.е. протекает по определенной процедуре,которая тоже может рассматриваться в качестве форм по отношению к содержанию этой деятельности. Следовательно, существуют и процедурные (процессуальные) формы управления.Процесс как последовательная смена явлений или состояний в развитии какого-либо явления, как последовательность действий по достижению определенного результата присущ и государственному и муниципальному управлению. От правильности процедуры и ее соблюдения во многом зависят содержание принимаемых органами управления решений, совершение различных официальных действий.
Органы государственного и муниципального управления решают многие важные вопросы, принимают меры принуждения к широкому кругу лиц. Поэтому процедурные формы управления обеспечивают взаимодействие звеньев аппарата управления.
Любая управленческая деятельность представляет собой последовательность действий. По определенной процедуре осуществляется и нормотворческая деятельность органов управления. Особенности имеет также процесс подготовки, принятия и реализации решений. В управлении имеется множество процедур, приспособленных к решению разного рода вопросов.
Государственное и муниципальное управление находит внешнее выражениев издании актов управления, в общественно-организационных действиях, в материально-технических операциях. Все это тоже формы, посредством которых реализуются функции государственного и муниципального управления и достигаются его цели. Следовательно, формы управленческой деятельности подразделяются на: юридические— издание актов
Структура управленческой деятельности 349
управления; организационные— осуществление организующей деятельности путем разъяснения исполнителем значения тех или иных мероприятий и организации их поведения; материально-технические действия.
Таким образом, под формами государственного и муниципального управленияпонимаются: 1) структурные формы; 2) процедурные формы; 3) формы как внешние проявления управленческой деятельности1. Все они направлены на обеспечение целей, решение задач и выполнение управленческих функций органами государственного и муниципального управления.
Формы государственного и муниципального управления закрепляются в правовых нормах, т.е. регулируются и опосредуются правом, имеют правовую форму.
Правовые формыуправленческой деятельности непосредственно влекут за собой правовые последствия и осуществляются на основе полного юридического оформления. Правовые формы — это акты управления (законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).
Неправовыми формамиявляются организационные действия и материально-технические операции: проведение совещаний, обсуждения, проверки, разработка прогнозов программ, методических рекомендаций, пресс-конференции и др. Материально-техническиеоперации связаны с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов) и обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для обработки, различные измерения).
Что касается внутреннего содержания управленческой деятельности, то здесь прежде всего следует иметь в виду такие ее элементы, как цели, задачи, функции и методы ее управления.
Цели и задачиуправленческой деятельности — сознательные (мыслительные) представления о направлениях и ожидаемых результатах деятельности. При этом в целях отражаются более Долговременные и значимые, нежели в задачах, характеристики Деятельности.
Среди множества имеющихся в литературе определений понятия «функции управления» (как государственного, так иместного самоуправления) более обоснованными являются те, в
См.: Формы государственного управления: Сборник статей / Отв. ред. Б.М. Лазарев. М, 1983. С. 7.
350 Глава 15
которых функции рассматриваются как составные специализированные части содержанияуправленческой деятельности, характеризующиеся определенной целевой самостоятельностью (автономностью) и качественной однородностью. При этом в государственном и муниципальном управлении функции его деятельности связаны с властными полномочиями, а соответственно, и с необходимостью их юридического оформления. Единство и соотносимость функций с другими элементами управленческой деятельности обеспечиваются посредством компетенциисубъектов управления, т. е. целей, задач и функций, с одной стороны, и функций и методов — с другой.
В частности, функции могут быть представлены в качестве конечного этапа реализации целей управленческой системы, за которым следует результат деятельности в том случае, когда функции опосредованы конкретными полномочиями.
Любая функция управления эффективна при условии временной непрерывности (цикличности)управленческой деятельности — от подготовки и принятия управленческого решения через организацию его исполнения до контроля и оценки результатов исполнения. Одним словом, каждая функция последовательно проходит все стадии управленческой деятельности, приобретая различные процессуальные формы.
При оценке потребностей управляемого объекта существующие функции управления подразделяются на взаимодействующие в управленческой деятельности группы. Все они характеризуют наиболее универсальные ее направления, которые в той или иной мере осуществляются в каждом управленческом звене. Функции, как элемент управленческой деятельности, присущи всем органам, распределены между ними по «вертикали» и «горизонтали» и определяют специапизацию управленческой деятельности.
В научной литературе методыуправленческой деятельности принято определять как способы (приемы) осуществления управляющего воздействия в отношениях субъектов и объектов управления. Существует устоявшаяся позиция по применению в государственном и муниципальном управлении общих групп методов убеждения и принуждения, а также прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия.
Методыуправленческой деятельности имеют различную классификацию и делятся на две основные группы: 1) методы
Структура управленческой деятельности 351
функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Значительная часть методов этой группы характеризует правовую и организационную управленческую деятельность; 2) методы обеспечения реализации целей и функций государственного и муниципального управления. Виды и характер методов этих групп рассмотрены в юридической литературе. По содержанию они подразделяются на: а) морально-этические; б) социально-политические; в) экономические; г) административные.
Метод — это прием или способ воздействия на управляемый объект, способствующий достижению управленческой цели. При этом воздействие на управляемый объект (членов коллектива) производится с помощью определенных стимулов, способствующих осуществлению эффективной деятельности. К примеру, для повышения производительности труда нужно создать благоприятные условия труда, технически оснастить процесс управленческой деятельности, т. е. использовать метод, прием, обеспечивающие повышение производительности труда. Однако этого недостаточно, необходимо еще применить конкретные рычаги воздействия, которые позволят повысить производительность труда. Таким методом воздействия является материальное стимулирование членов коллектива.
Решение любой задачи на любом уровне управления требует применения различныхметодов и стимулов к труду. К числу таких методов можно отнести: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические.
В группу экономических методов включаются методы экономического стимулирования, образование и использование фондов экономического стимулирования для повышения эффективности труда на конкретном рабочем месте. Используются системы оплаты труда и материального поощрения сотрудников; применяются экономические меры воздействия за некачественное выполнение трудовых обязанностей.
Основной целью административныхметодов являются правовое регулирование отношений административных воздействий, Укрепление законности, защита прав и законных интересов государственных и муниципальных органов и их сотрудников в соответствии с действующим законодательством. К административным методам управленческой деятельности относятся методы
352 Глава 15
регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий, в том числе: отбор и продвижение, расстановка и аттестация кадров; разработка и применение положений о подразделениях и должностных лицах; приказы, указания и распоряжения администрации; инструктирование, контроль за исполнением и т.д.
Административные методы управленческой деятельности опираются на отношения единоначалия, дисциплины и ответственности, решают те же задачи, что и экономические методы, только осуществляются в форме: организационного и административного (распорядительного)воздействия.
Организационноевоздействие включает: организационное регламентирование, нормирование и организационно-методическое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб органов и их руководителей. На основе положений разрабатывается штатное расписание подразделений, организуется их деятельность, оцениваются результаты деятельности, принимаются решения о моральном и материальном стимулировании сотрудников подразделений.
Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в государственном и муниципальном органах.
В актах организационно-методического инструктирования излагаются рекомендации для применения тех или иных средств управления, учитывается опыт работников аппарата управления.
К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности лиц административно-управленческого и технического персонала всех служб; методические указания (рекомендации), разрабатываемые относительно выполнения работ, связанных между собой и имеющих обшие целевые назначения; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной задачи (например, инструкции для разработки целевой программы, повышения эффективности управленческих решений); рабочие инструкции, определяющие последовательность
Структура управленческой деятельности 353
действий управленческого процесса (например, рабочая инструкция о хранении внутренних документов).
Названные акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными.Они издаются руководителем государственного или муниципального органа, а в случаях, предусмотренных законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и сотрудников, которым адресованы.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются с целью обеспечения соблюдения, исполнения и применения законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.
В группу социально-психологическихметодов управленческой деятельности включается: планирование социального развития коллектива; повышение творческой активности и инициативы членов коллектива; установление в коллективе благоприятного психологического климата; использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, сохранение и развитие традиций и обычаев; утверждение индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении; изучение и формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива и учет их в управлении.
Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность и качество управленческой деятельности, следует использовать методы анкетирования, специального инструктирования, наблюдения, опроса и др.
Сущность управленческой деятельности и, в частности, процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений состоит прежде всего в том, что она является внешним проявлением власти и осуществляется посредством воздействия На субъективную деятельность людей через их потребности и
Й-75
354 Глава 15
интересы, сознание и волю. Поэтому объектом управленческого решения всегда является поведение людей.
Управленческая деятельность выражает сознательное, целенаправленное стремление субъекта власти регулировать и направлять общественные процессы и явления на основе научного прогнозирования последствий управляющих воздействий. Основная задача управления социальными процессами — достижение возможного соответствия субъективной деятельности людей требованиям объективных законов, т. е. разработка и принятие решений, основанных на строгом учете объективных закономерностей общественного развития, объективных реальных возможностей, потребностей, интересов людей и т.п.
Управленческое решениедолжно максимально выражать все существующие зависимости между необходимостью удовлетворения потребностей сторон управленческих отношений и возможностями их удовлетворения через целенаправленную совместную, основанную на разделении труда, деятельность.
От правильности и глубины выражения социальных интересов в управленческих решениях зависят четкость работы, атмосфера творчества и дисциплинированность. Поэтому эффективность решений во многом определяется тем, насколько они адекватно учитывают интересы людей, на которых направлены.
Управленческие решения, отражая общественные потребности и интересы, в свою очередь, способствуют их реализации, формируя установки поведения людей в сфере управленческих отношений, изменяя в той или иной степени их ценностную ориентацию. Главная особенность управленческой деятельности — обеспечение оптимальных условий для совместной, комбинированной деятельности людей.
В системе государственного и муниципального управления решения выполняют следующие основные функции: целеориен-тирующая— указывает цели, задачи функционирования системы управления; организующая— определяет пути, способы, ресурсы, гарантирующие выполнение решения; регулирующая— устанавливает порядок согласованной деятельности системообразующих структурных элементов; стимулирующая— определяет такие условия, в которых максимально раскрываются и разрабатываются способности сотрудников при выполнении конкретных служебных задач.
Структура управленческой деятельности 355
Любое управленческое решение возникает как реакцияна необходимость удовлетворения каких-либо общественных (коллективных) и взаимозависимых от них индивидуальных потребностей людей. Эти потребности могут быть удовлетворены лишь посредством сознательной, целенаправленной совместной деятельности. К. необходимости принимать решение обычно приходят после осознания наличия проблемы, целесообразности действий. Следовательно, необходимость принятия решения всегда возникает при наличии цели,являющейся некой моделью осознания определенной социальной потребности ивыражения желаемого состояния. Подготовка и принятие решения начинаются после того, когда имеются понимание цели итщательный анализ проблемы. При этом должна быть видимая связь между целью управления, ситуацией и возникшей в связи с этим проблемой.
Решение нужно принимать, если есть возможность выбораиз нескольких существующих вариантов достижения цели. Многовариантность обусловлена многомерностью общественного развития. «Только в истории, когда мы обращаемся к прошлому, то видим одну из фактически реализованных возможностей. И нам кажется, что все было предопределено однозначно. А на самом деле развитие в принципемноговариантно — в рамках, конечно, общей, глобальной закономерности общественного прогресса, экономического и социального»1.
Вариантность управленческих решений определяется многими обстоятельствами, основаниями и причинами, которые желательно знать ииспользовать на практике. На выбор вариантов прежде всего влияют характер и состояние управленческих ситуаций. Уже само определение вида управленческой ситуации есть в какой-то мере и выбор движения к соответствующему варианту управленческого решения и последующим действиям по его реализации. Одно дело — экстремальная, другое — проблемная ситуация.
Отсутствие многовариантной основы принимаемых решений, источников соответствующей информации приводит к неразумному распределению и потерям ресурсов, безответственности за Управленческие решения с негативными последствиями для исполнителей, так как ответственность можно нести лишь за
См.: АбаптнЛ.И. II Правда. 1988. 30 июня.
23*
356 Глава 15
конкретные, четко определенные задачи. Ведь эффективность:управленческих решений определяется степенью достижения целей и затратами на их достижение. То есть, чем выше степени реализации целей и меньше затраты на их реализацию, тем эф-| фективнее решение.
Выборнаиболее приемлемого варианта управленческого решения — это тщательный его анализ, сравнение, оценка, выявление положительных и отрицательных сторон. При этом каждый! вариант нужно рассматривать во взаимосвязи с другими вариантами и решаемыми проблемами. Недостаточный анализ вариан-3 тов, недооценка или переоценка их качества впоследствии могут привести к трудностям и противоречиям.
Важное значение в разработке управленческих решений имеет развитие у руководителей и членов коллектива творчес-1 ких способностей (чувствительность к проблемам, быстрота, гибкость, неординарность мышления и др.).
Одним из сложных этапов в процессе разработки и принятия управленческих решений является определение ожидаемых результатов,где используются экономико-статистические, мате-] матические методы сопоставления затрат и результатов. Поми-| мо этого нужно учитывать социально-политические факторы и последствия.
Управленческие решения обычно принимаются в условиях, когда имеются факторы, влияющие на выбор действий. К ним можно отнести факторы: экономические(различного рода ре-1сурсы: денежные, временные, людские, материальные); технические(нормативная регламентация, структурное построение, информационное обеспечение); социальные(опыт и знания ис-1полнителей, руководителя, способность ориентироваться в| экстремальных ситуациях). Поэтому решение должно приниматься тогда, когда помимо четко поставленной цели определены различные пути ее достижения, выявлены факторы, способные помешать достижению цели.
Процесс принятия и исполнения управленческих решений — это последовательные этапы и процедурыпрямых и обратных связей. Если на стадии принятия решения, осознания 14 формулирования проблемной ситуации возникает вопрос «что делать?», то на стадии его исполнения ставиться вопрос «как де" лать?». Поэтому обратные связи показывают циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Субъектно-
Структура управленческой деятельности 357
объектное взаимодействие участников управленческой деятельности реализуется через механизм обратной связи, где происходит взаимообмен необходимой для каждой стороны информацией, что способствует эффективному управлению. «Логично, что объектные и субъектные «обратные связи» проявляют себя во взаимодействии, когда по одной линии идет информация о том, как функционируют управляемые объекты, а по другой — как в этих условиях действуют субъекты управления. В сочетании эти связи (при их отлаженности) позволяют формировать достаточно точное представление о том, что происходит в обществе и почему и что необходимо делать для повышения уровня управления»1.
В общем виде в процессе принятия и исполнения решений можно выделить некоторые его основные этапы:выявление и осознание проблемы и постановка задачи; формирование вариантов решения и выбор оптимального варианта; определение пути реализации решения; подбор и расстановка кадров и доведение решения до исполнителей; обеспечение деятельности исполнителей, контроль и оценка исполнения. Все они характеризуются различными формами и методами, называемыми стадиямиуправленческой деятельности.
Стадии, сменяя друг друга, образуют управленческий цикл, при этом завершающая стадия является основой для следующего управленческого цикла.
Среди различных стадийуправленческой деятельности обычно выделяются:
анапиз и оценка управленческой ситуации;
прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния Управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного и муниципального управления);
разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;
обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;
организация выполнения принятых решений (правовых и организационных);
С м.: АтаманчукГ.В. Управление — фактор развития (Размышления об управленческой деятельности). М, 2002. С. 285.
358 Глава 15
контроль за выполнением и оперативное информирование;
обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.
Растущее несоответствие между ограниченностью ресурсов и ростом социальных ожиданий и потребностей различных слоев общества ведет к недовольству населения и отчуждению власти, появлению новых общественных движений, кризису политических институтов. В связи с этим возникает вопрос о системе распределения ресурсов. С одной стороны, она должна быть справедливой в отношении различных социальных групп, с другой, власть вынуждена проводить политику более рационального распределения ресурсов. Одним из аспектов данной проблемы является поиск новых моделей применения решений на государственном и муниципальном уровне по вопросам определения целей и приоритетов осуществляемой ими политики.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается управленческая деятельность?
2. Назовите основные черты управленческой деятельности.
3. В чем заключается суть форм управленческой деятельности?
4. Какие вы знаете основные методы управленческой дея
тельности?
5. Охарактеризуйте этапы и стадии управленческой деятель
ности.
6. Приведите пример организации управленческой деятель
ности.
Рекомендуемая литература
Лтаев А.А. Управленческая деятельность: практика и резервы организации. М., 1988.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М, 1997.
Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (Размышления об управленческой деятельности). М., 2002.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. М., 1997.
Структура управленческой деятельности 359
Деятельность руководителя в условиях социально-экономических преобразований // Проблемы теории и практики управления. 2000. №2. С. 115-117.
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2001. №2.
С П9.
Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. М., 2000.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебник. М., 1999.
© Буянкина А.Н.
Глава 16
Кадровый потенциал государственного и муниципального управления
/. Понятие и сущность кадрового потенциала.
2. Оценка качества кадрового потенциала. 3. Подготовка и повышение квалификации государственных
и муниципальных служащих. 4. Стимулирование высокопрофессионального исполнения должностей
Устойчивое развитие России зависит от реализации задач, связанных с активизацией и рациональным использованием управленческих ресурсов и прежде всего кадрового потенциала, особенно руководящего звена. Профессиональный потенциал страны — это ее национальное достояние.
Народ одновременно выступает и как субъект управления, источник власти, и как объект управляющего воздействия. Поэтому анализ системы государственного и муниципального управления не ограничивается изучением субъектов управления (их правовым статусом, структурой органов власти, формами и методами функционирования кадровой подсистемы и т.п.). Для общества, его конкретных частей, для каждого человека и самих субъектов управления первостепенное значение имеют управляемые объекты. С учетом состояния объектов управления корректируются управление, его содержание и механизмы. Знание объекта, наличие представления о кадровом потенциале управленческого персонала, его количественных и качественных параметрах, о тенденциях и закономерностях развития являются предпосылкой эффективности государственного и муниципального управления.
Термин «кадры»происходит от французского слова cadre -личный состав — основной (штатный) состав работников уч-
Кадровый потенциал государственного и муниципального управления 361
реждения, предприятия, общественных организаций. В научной литературе в разряд кадров зачисляются основной, постоянный, профессионально квалифицированный состав работников государственного и муниципального органа (предприятия, организации), чья трудовая деятельность обеспечивает реализацию задач и функций данной организации.
Термин «кадровый потенциал»выражает одну из существенных черт персонала — имеющиеся у него открытые и скрытые (пока невостребованные, неиспользуемые) способности и возможности (профессиональные, личностные и др.). Это своего рода интегрированная, в том числе неиспользуемая, способность кадров к профессиональной деятельности, скрытый резерв и потенциал. Слова «потенциал», «потенция» происходят из латинского языка (potentia) и в переводе на русский означают «сила», «возможность», «мощность». Греческий философ Аристотель (384—322 до н. э.) рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Бытие делилось на «потенциальное» и актуальное», а становление рассматривалось как переход от первого ко второму'. Потенциал может быть профессионать-ным, личностным, мотивационным, а также творческим, интеллектуальным, управленческим и др.
В ходе кадрового обеспечения реформ исключительно актуальна разработка стратегии воспроизводства и развития управленческого потенциала страныпутем создания условий для оптимальной востребованности профессионально значимых для государственных и муниципальных служащих и личных способностей граждан. Возможную модель решения этих задач может дать государственная кадровая политика (ГКП).
К кадровой политикеобычно относят комплекс теоретических принципов, идей, взглядов, определяющих основные направления требований к работе с персоналом, ее формы и методы. Ю.А.Ткаченко под кадровой политикой понимает систему нормативно определяющих принципов, методов, процедур, которые воплощают и отражают совокупность мер по подготовке, подбо-РУ, назначению, аттестации, перемещению, вознаграждению, наказанию и увольнению служащих (персонала) организации2.
^ См.: Аристотель. Собр. соч. Т. 1. Метафизика. Книга 8. М, 1975. С. 223—233. " См.: Ткаченко ЮЛ. Организационные и правовые основы обучения государ-етвенны\ служащих: Учебное пособие. М., 2001. С. 7.
362 Глава 16
Кадровая политика существует в каждой организации. Пребывая в рамках общества и государства, организация находится в состоянии постоянного взаимодействия с внешней средой во всем ее организационном многообразии. Кадровая политика каждой из них является результатом взаимодействия сразу нескольких, наиболее устойчивых, сильных, влиятельных, заинтересованных организаций. В качестве носителя совокупности всех элементов выступает государство, осуществляющее регулирующее воздействие на общество.
Для результативного воздействия на общественный и частный сектор гражданской жизни государство должно иметь перспективную кадровую политику.
Правовой основойгосударственной кадровой политики являются Конституция РФ, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента и распоряжения Правительства РФ, а также нормативные и распорядительные акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе субъектов Федерации. Суть этой политики — выработка генерального направления как в работе с кадрами, так и в определении общих и специфических требований к управленческому персоналу.
Основной целью кадровой политики является своевременное обеспечение организации персоналом требуемого качества и необходимой численности. Другими ее целями можно считать1:
обеспечение условий для реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей граждан;
рациональное использование кадрового потенциала;
формирование и поддержание эффективной работы трудовых коллективов и муниципальных служб.
Основными разновидностями кадровой политикисчитаются: подбор кадров, обучение, оплата труда, формирование кадровых процедур, социальные отношения.
Одно из главных направлений кадровой политики — определение путей развития кадров, обучения, переобучения, повышения их квалификации или массовой переподготовки в связи с переходом к новым технологиям; решение задач, связанных с карьерой, продвижением, омоложением кадров; стимулирова-
1 См.: Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М, 2001.
Кадровый потенциал государственного и муниципального управления 363
ние досрочного выхода на пенсию лиц, не соответствующих изменившимся требованиям и не способных освоить новые направления и методы работы. Кадровая политика должна отражать тенденции развития общественных отношений.
В ходе творческого поиска возникают трудности и многочте-ния в трактовке отдельных явлений. Пока нет единого мнения в определении понятий «кадры», «персонал», «кадровый потенциал» и др. Допускаются отождествления понятий «трудовые ресурсы», «человеческий потенциал», «трудовой потенциал», «профессиональный» и «кадровый потенциал». Нет логики в изучении трудовых ресурсов и кадрового потенциала России.
С учетом результатов исследований российских и зарубежных ученых, а также практики международных организаций1, рамочные характеристикикадрового потенциала могут быть сформулированы следующим образом:
интеллектуальный потенциал,включая способности, приобретенные в рамках непрерывного образования;
социальный потенциал,включая коммуникативные способности, обеспечивающие эффективную социализацию;
потенциал профессионального опыта,включая приобретенные механизмы его обобщения;
психолого-физиологический потенциал;
интегративный потенциал,включая механизмы компенсации отсутствующих или недостаточно развитых способностей, относящихся к вышеперечисленным характеристикам.
Кадровый потенциал — основной фактор, определяющий эффективность государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающий управляемость общественными процессами.
Как определено в ст. 2 Конституции РФ, человек является высшей ценностью. Эта конституционная норма распространяется и на ту часть трудоспособного населения страны, представители которой имеют соответствующее профессиональное образование (признак их принадлежности к кадровому корпусу), °на является и основой для объективизации понятия «кадрового потенциала».
Предметом изученияпотенциала человека применительно и в Рамках профессиональной управленческой деятельности явля-
См.: Ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала в Российской ФеДерации // Программы развития ООН с 1995 г.
364 Глава 16
ются, с одной стороны, его способности,а с другой — возможности их реализации(актуализации), формирования новых и развития имеющихся способностей, исходя из их востребованности как в интересах общества, организации, так и самого человека.
Цель исследованиякадрового потенциала общества — обеспечение управления качеством и условиями его реализации, в том числе в рамках государственного регулирования, посредством выработки и реализации кадровой политики.
При этом важнейшей задачей представляется корректное и конструктивное определение качества кадрового потенциала с целью его объективной, надежной и достоверной аттестацион-но-диагностической, прогностической оценки. При этом речь идет о качестве кадрового потенциала как меры его социальной полезностив свете социальной востребованности (актуальной и прогнозной) со стороны общества.
Большое значение имеют выявление степени, механизмов и перспектив профессиональной и психологической адаптациинаселения страны к новой рыночной социально-экономической ситуации, к потребностям укрепления государственности и развития институтов гражданского общества. В новых условиях важно сохранить и эффективно использовать уже имеющийся кадровый ресурс России. Коэффициент интеллектуальности является важным показателем качества кадрового потенциала. Наука и образование должны превратиться в ближайшем будущем в фундаментальный и неисчерпаемый источник развития общества. Они формируют тот слой нации, ее кадрового потенциала, для которого творчество и созидание являются необходимой нормой жизни.
Кадровый потенциал является частью трудового и человеческого потенциала общества. Через кадры реализуется профессиональная способность к труду.
Трудовой потенциал— совокупная общественная способность к труду, в том числе нереализованные возможности трудоспособного населения. Еслив трудовом потенциале выражается совокупность различных качеств людей, определяющих их способность к труду, то понятие «трудовые ресурсы» характеризует совокупность носителей способности к труду. Численность и качественные оценки трудовых ресурсов являются главными элементами характеристики трудового потенциала общества (региона, отрасли). В то же время трудовой потенциал есть огра-
Кадровый потенциа.1 государственного и муниципального управления 365
ничейная часть экономического потенциала общества, один из элементов человеческого потенциала.
За последние годы получил распространение термин «человеческий потенциал общества»(«человеческий ресурс», «человеческий капитал»). Это новое понятие выражает характеристику состояния и уровня развития всего населения России,т. е. иной срез оценки трудовых ресурсов. В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. дана характеристика человеческого потенциала на основе трех показателей: продолжительности жизни; уровня образования (грамотность взрослого населения, совокупная доля учащихся в составе народонаселения); условий и качества жизни, измеряемых на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения.
Состояниечеловеческого потенциала (уровень здоровья, биолого-психического состояния, образования, профессиональных способностей населения) является исходной фундаментальной социально-экономической основой для характеристики трудового и кадрового потенциала общества. Наблюдаются субординация и взаимозависимость человеческого, трудового и кадрового потенциала общества. У каждого из них есть свои критерии оценки. При этом состояние человеческого потенциала во многом определяет трудовой потенциал общества, являющийся основой профессионального, кадрового потенциала.
На формирование и развитие кадрового потенциалавоздействуют внешние(управленческие потребности государства, потребности экономики, производительных сил и культуры, социально-демографические, миграционные процессы и др.) и внутренниефакторы (развитие человека, достижение баланса его интересов с потребностями и интересами коллектива, организационные, финансовые и другие возможности организации, состояние управления персоналом, изменение социально-профессиональной структуры кадрового состава и др.). Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Состояние кадрового потенциала общества и, в частности, ГосУдарственного аппарата и органов местного самоуправления
366 Глава /6
должно рассматриваться во времени и пространствена основе конкретно-исторического подхода к выбору критериев оценки, с учетом состояния и потребностей общества, его требований к кадрам. Необходимы системный подход к оценке кадрового потенциала, учет количественных и качественных параметров, их взаимообусловленности, закономерностей и тенденций развития за относительно длительный период времени, а также сравнительный анализ показателей этого процесса. Оценка кадровой ситуации может дать лишь «фотографию момента» состояния кадров, что не может быть базой для серьезных научных обобщений. Необходим сравнительный анализ состояния человеческого, трудового и кадрового (профессионального) потенциала общества в их взаимозависимости.
Существенным элементом для системного подхода являются разработка для каждого показателя качества адекватныхкритериев и шкал оценки, алгоритмов агрегации этих оценок на уровнях комплексных показателей и параметров качества, что обеспечивает технологичность и компьютеризацию процедуры сбора и обработки экспертных оценок. Получаемая диагностическая оценка свойств (параметров), характеристик (комплексных показателей) и признаков (единичных показателей) качества кадрового потенциала обеспечивает оптимизацию целенаправленных коррекционных мероприятий повышения имеющегося качества. В свою очередь, агрегированные оценки качества кадрового потенциала, получаемые в рамках аттестационных процедур, обеспечивают наиболее реально обоснованные административные решения по кадровому составу. Такие оценки должны проводиться в режиме мониторинга, обеспечивающего прогностичность оценки'.
Учитывая ограниченность кадровых ресурсов для государственной и муниципальной службы, планируемая оценка качества кадрового потенциала должна носить аттестацйонно-диагнос-тический характер,позволяющий обеспечивать целенаправленную и оптимизированную коррекцию его состояния и тенденций развития.
Формирование системы кадрового мониторингав Российской Федерации общества должно осуществляться с двух направле-
1 См.: Королев М.В. Государственная служба и кадровый потенциал России: история, современность, будущее // Материалы научно-практической конференции РАГС при Президенте РФ. Курск, 2002. С. 100.
Кадровый потенциал государственного и муниципального управления 367
ний: со стороны государства — путем создания специализированной службы и организации соответствующих государственных программ; состороны организаций, заинтересованных в эффективном развитии на базе оптимального использования своего кадрового состава, — путем создания корпоративного кадрового мониторинга на основе современных методов оценки персонала.
Проблемы оценки качества кадрового потенциала Российской Федерации могут быть решены в рамках имеющихся в стране ресурсов (кадровых, технологических, материально-технических, финансовых). Обеспечение ресурсами организации кадрового мониторинга должно быть определено на государственном уровне.
Кадровый потенциал общества и система государственного и муниципального управления взаимозависимыи взаимодействуют. Состояние и развитие кадрового потенциала общества, еготрудовых ресурсов создают основу для формирования кадрового потенциала государственного и местного самоуправления. 38,1% населения заняты в государственном и муниципальном секторах. Государственный аппарат укомплектован на 95-97%.
В последнее время намечаются изменения в возрастной структуре кадрового состава. Произошло старение квалифицированных кадров.
Ухудшение демократической ситуации в России в ближайшие годы может сократить приток в состав занятого населения молодежи, что отрицательно скажется на пополнении и качественном обновлении трудового и кадрового потенциала страны. Приток иммигрантов (за восемь лет в Россиюприбыло до восьми миллионов человек) временно ослабляет остроту этой проблемы.
Формирование и обогащение качеств работников (профессиональных, личностных, рост общей и духовно-нравственной культуры) осуществляются в процессе их профессионального образования, которое формирует профессиональную зрелость кадров. Обучение и активность в трудовой деятельности — необходимые условия роста профессионализма. Профессионально-квалификационное развитие связано прежде всего с обучением и самообразованием кадров, а профессионально-должностное Развитие — в основном с решением задач служебно-карьерного Роста, рациональным использованием способностей каждого
368 Глава 16
работника. При этом профессиональное обучение должно быть опережающим по содержанию, постоянным, непрерывным, развивающим и обогащающим кадровый потенциал, побуждающим работников к добросовестному и эффективному труду.
Кадровые процессы, особенно в системе государственного и муниципального управления, не развиваются стихийно, тем более автоматически. Государство призвано направлять и регулировать эти процессы через кадровую политику (выбор целей, приоритетов, разработка образовательных стандартов, системы сертификации и аттестации работников, определение государственного заказа на переподготовку кадров, разработка программ подготовки управленческих кадров). Государство создает правовые условия и гарантии для развития кадрового потенциала, стимулирует социально значимые кадровые процессы и отношения, создает для кадров единое образовательное, информационное и правовое поле.