В государственном и муниципальном управлении
/. Понятие и сущность свободы в государственном и муниципальном
управлении. 2. Механизм реализации свободы в государственном и муниципальном
управлении. 3. Понятие и виды ответственности в системе государственного
и муниципального управления. 4. Юридическая ответственность, ее виды и процедуры применения
Раскрывая понятие «свобода» в государственном и муниципальном управлении, прежде всего следует разобраться с самим этим понятием как таковым. Понятие «свобода» одно из самых распространенных. Оно используется в различных сферах человеческой жизни: в экономической, политической, юридической, нравственно-духовной и др. И соответственно по-разному трактуется.
В истории общественной мысли проблема свободы традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли. В этом прослеживаются две крайности: с одной стороны, волюнтаризм, проповедующий произвольность человеческих поступков; с другой, фатализм, рассматривающий все как предопределенность. Но в повседневной жизни человек сталкивается не с абстрактной необходимостью как таковой, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих социальных и экономических отношений, которые обусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств для достижения поставленных целей. И, конечно, люди не вольны в выборе объективных условий для своей деятельности, но они обладают известной свободой в выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существуют не одна, а несколько реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 189
Свобода, следовательно, относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действия. Она тем больше, чем правильнее люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находятся в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениями больших масс людей, общественных структур и с объективными тенденциями общественного прогресса.
Свобода отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Причинная обусловленность человеческих мыслей, интересов, намерений и поступков не отменяет свободу, так как они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерений люди обладают свободой постольку, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, которая объективно соответствует их интересам и потребностям. Абстрактной свободы не существует. Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены ее; они могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены ее в других; наконец, и степень их свободы может быть разной — от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободы приспособления к существующей реальности, выбора различных типов поведения и самовыражения.
Свобода выступает своими двумясторонами или гранями: внутренней и внешней.
Во внутренней сторонесвободы отчетливо проявляются способность человека ставить свои жизненные цели и добиваться их осуществления (что мы называем свободой воли) и согласование ее с объективными и субъективными природными и социальными закономерностями и формами общежития (это и есть ограничения свободы). Другими словами, внутренняя сторона свободы состоит из свободы воли человека и из ограничений этой свободы.
Во внешней сторонесвободы выражаются стремление самого общества к предоставлению человеку возможностей быть самим собой, раскрыть свой творческий потенциал, самостоятельно обустраивать свою жизнь и т.д. Здесь речь идет об обеспечении этой самой свободы каждому.
190 Глава 9
Индивидуальная свобода каждого в полной мере может быть достигнута тогда, когда цели, которые ставит перед собой отдельная личность, согласовываются с интересами остальных составляющих общество людей. Одновременно с этим каждый член общества приобретает реальные возможности для всестороннего и полного развития заложенных в нем способностей и талантов, для свободного доступа к человечеством опыту, знаниям и остальным духовным ценностям, обладая при этом свободой овладения ими.
Исходя из изложенного, свобода— это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.Иначе говоря, свобода есть обусловленность или необусловленность намерений и поступков человека внутренними и внешними обстоятельствами.
Свобода как любая категория обладает специфическими свойствами.
Во-первых, свобода носит общесоциальный характер.Она проявляется исключительно в обществе людей, в их взаимодействиях. Когда человек один сам с собой, он не думает о своей свободе, она ему не нужна, но как только появляется еще кто-то, возникают мысли о свободе, о возможном ее ущемлении.
Во-вторых, свобода отличается конкретностью,она относительна. Объем человеческой свободы является мерой общественного прогресса, его темпы непосредственно зависят от степени свободы людей в процессе своей жизнедеятельности.
Свободное поведение характеризуется мерой развития человека, способностью поступать не так, как он хочет, а как нужно, целесообразно и разумнов данных конкретных обстоятельствах и в определенных временных рамках.
В-третьих, свобода личности всегда представляет собой лишь часть свободы,которой обладают люди в общем и целом.Она определяется уровнем развития общества, степенью познания обществом (отдельным индивидом) объективных процессов природы и общества и тем политическим режимом, который существует в обществе на данный конкретный момент.
Из этого следует, что свобода всегда ограничена,как бы парадоксально это не звучало.
Вся наша жизнь состоит из ограничений. И только человек, у которого сознание находится в мире, оторванном отжизни
Свобода и ответственность в государственном и муниципальномуправлении 191
(например, в виртуальном мире), не видит таких ограничений. Заблуждения чаше всего имеют место, когда жизнь подменяется надуманными, иллюзорными представлениями о ней.
Свобода не может быть безмерной, неограниченной; она должна реализовываться в конкретных условиях ресурсов, обстоятельств и времени. Другими словами, подлинная свобода всегда осознает свои границы (пределы).Причем пределы свободы могут быть как объективными, так и субъективными. Человек живет в конкретном мире, на него действуют и им управляют объективные условия, которые он не в силах изменить. Он может принять их как данность, может использовать их, но изменить не в состоянии. Эти условия называются «объективными».
Свобода одного индивида кончается там, где начинается свобода другого. И наоборот, свобода одного начинается там, где она кончается у другого. Так взаимодействуют людимежду собой. Здесь действуют ограничения субъективного характера. Ради обшей свободы, а также ради нормального сосуществования каждая личность должна жертвовать частью собственной свободы, иначе мы не сможет существовать вообще. Наступит хаос, анархия, произвол. В свое время французский философ и писатель Ш.Монтескье (1689—1755) предостерегал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его»1. Это созвучно и платоновской мысли о том, что чрезмерная свобода может превратиться в чрезмерное рабство.
return false">ссылка скрытаВ-четвертых, свобода в управленческой деятельности,в отличие от свободы вообще, которая в основном зависит от воли человека и ею определяется, обладает признаком долженствования.
Это означает, что в государственном и муниципальном управлении на субъекте управления, а также на управляемом объекте лежит обязанностьдействовать. И пренебречь этой обязанностью нельзя. Это основа всего государственного и муниципального Управления.
Конечно, реальность управления диктует определенные ограничения на свободу человека, находящегося на государственной и муниципальной службе. Вообще само по себе несение любых обязанностей предполагает исполнение их независимо от Объективного восприятия данным гражданином.
Монтескье Ш.О духе законов. М, 1956. С. 242.
192 Глава 9
В теории государственного и муниципального управления выделяются две группы ограничений свободы государственного служащего.
К первой относятся ограничения прави функцийгражданина по занимаемой должности в структуре органов управления.
Свобода служащего в общих чертах закреплена в его правовом статусе, в его правах, обязанностях, ограничениях и ответственности, а более конкретно, в его функциях и правомочиях по занимаемой должности. Следовательно, когда гражданин поступает на службу, входя в систему государственных и муниципальных отношений, он сознательно,т. е. по собственной воле, ограничивает свою (и так ограниченную) свободу. Он ограничивает свободу своих поступков и действий, подчиняя их интересам всего гражданского общества.
Во вторую группу входят ограничения по компетенциисамого государственного органа или органа местного самоуправления.
Каждый орган государственной власти и местного самоуправления связан в своих решениях и действиях рамками своего правового статуса в нем — установленной только для него компетенцией. И здесь свобода проявляется в возможности действовать инициативно, творчески, самостоятельно, но в жестко очерченных пределах этой свободы.
Поскольку основной функцией государственного и муниципального управления является обслуживание потребностей, интересов, целей и воли всего гражданского общества, то и свобода в государственном и муниципальном управлении является регулируемой, направляемой и контролируемой.Такая свобода сильно ограничена. Однако «управляемая» свобода необходима для того, чтобы каждый человек и все гражданское общество осознавали свою свободу и пользовались ею. Для этого государственные и муниципальные служащие обязаны сознательно поступиться своей свободой во имя свободного развития всего общества.
Государственное и муниципальное управление основано на власти, которая представляет собой авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Вот, кажется, свобода не ограничена ничем. На самом деле это не так.Ограничения, присущие свободе, проявятся и здесь, но с оттенком долженствования.Власть всегда ограниченатем, что обязана принимать срочные и опера-
Свобода и ответственность в государственном и муниципальномуправлении 193
тивные решения. Причем необходимость эта возрастает в экстремальных ситуациях. Там, где временные рамки сужены до предела, когда то или иное управленческое решение может измеряться человеческими жизнями, — это как раз те жесткие рамки, которые сжимают свободу управления, заставляют его действовать в соответствии с конкретной ситуацией.
Тогда возникает вопрос: где же свобода, о которой так много написано? Как она проявляется в управлении?
Свобода в государственном и муниципальном управлении начинается и осуществляется тогда, когда наступает самостоятельное,т. е. без вертикального диктата и контроля, без постоянного указания сверху, осознание необходимостирациональной и полной реализации тех возможностей, которые заложены в правовом статусе органов государственной власти и органов местного самоуправления и в каждой конкретной государственной и муниципальной должности.
Следовательно, свобода в государственном и муниципальном управлении— это способность гражданина (должностного лица) самостоятельно действовать в соответствии со служебной необходимостью в рамках служебных ограничений и объективной реальности.
Действуя в этих ограничениях, должностное лицо обязано проявлять и использовать свои знания и опыт, культуру и способность к управлению, гражданские ценности и мировоззрение. Без всего этого не получится хорошего управленца, способного рационально и эффективно управлять.
Свобода как необходимая основа для рационального и эффективного государственного и муниципального управления находит наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, воплощается в конкретные формы и принципы. Право и только право выступает официальным мерилом действующей свободы. В праве заложены те ограничения, которые присущи свободе. Это тот указатель границ, в рамках которого нужно проявлять свою самостоятельность. Но вместе с тем право является гарантом воплоще-
194 Глава 9
ния свободы, средством ее охраны и зашиты. Выступая легитимным детерминантом свободы, право, в свою очередь, объективно отражает уровень развития социальной действительности.
«Самая свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости»1, — писал литературный критик В.Г.Белинский (1811 — 1848). «Свобода бывает там, где господствует закон, а не произвол»2, — утверждал немецкий философ Гегель (1770—1831), рассматривая право как царство осуществленной свободы, реальное ее воплощение.
Можно сказать, что нормы права и есть нормы свободы, но свободы уже юридически признанной и оформленной государством в виде законов и иных правовых актов. Законы — это «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть Библия свободы»3. В этом и заключается основной смысл юридической свободы — оградить индивида от внешнего произвола и со стороны власти (должностных лиц), и со стороны окружающих его сограждан.
Именно в праве свобода получает необходимые опору и гаранта, а личность — возможность удовлетворения своего интереса. Свобода без права и вне права могла бы остаться нереализованной и незащищенной. Право необходимо человеку в этом качестве, а также в качестве инструмента властвования и принуждения как важного механизма государственного управления общественными делами.
Будучи едиными эталонами человеческой деятельности, правовые нормы определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Государство, ставя под свою юрисдикцию субъектов общественных отношений, с помощью права запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность в интересах всего общества в целом.
1 Белинский В.Г. Письмо М.А.Бакунину 21 ноября 1837 г. // Собр. соч. Т. 9. М.,
1979. С. 118.
2 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 28.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62—63.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 195
Правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, что нисколько не противоречит принципам подлинной демократии. Право — это упорядоченная, нормированная форма свободы, введенной в легитимное русло. Основная цель права —«уравновешивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними»'. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия — в ширму, фасад, прикрывающий стихию и неуправляемость.
Конечно, в общественных отношениях многое определяется не только законом, но и личными устремлениями, волей, инициативой субъектов этих отношений, хотя общие принципы, исходные позиции и ориентиры задаются все же властью и законом. В любом государстве, так или иначе, они регламентируются законодательством, которое призвано определять его общую концепцию, оставляя достаточно широкий простор для самостоятельных действий субъектов государственного управления.
Поэтому проблема политико-правового выражения свободы, совершенствования ее форм, методов использования имеет принципиальное значение для понимания самой сути свободы и демократии.Юридически оформленная свобода как раз и «обнаруживает» себя в таких состояниях общественной жизни, как право, законность, правопорядок, правосудие, законотворчество, правоприменительная деятельность, система прав и обязанностей, их гарантии, правовая культура, ответственность и т.д.
Конечно, при определенных условиях свобода и права личности могут ограничиваться во имя общего блага. Пункт 3 ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Но «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» (п.1 ст. 56 Конституции РФ). Так как это чрезвычайная мера, то далее в конституции перечис-
1 Иерииг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 8.
196 Глава 9
лены те свободы, которые не подлежат ограничению. К ним относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на информацию о частной жизни, свободу совести, вероисповедания и т.д. (ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1) 46-54).
Приведенные положения российской Конституции — это выработанные на протяжении веков правила человечного общежития, которые полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, Всеобщей декларации прав человека, практике других государств.
Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу-от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором выражена официальная мера независимости индивида, его «суверенитет», а равно очерчены границы деятельности самой этой власти. Давно сказано: «Государством должен править закон. Закон выше любой должности, он «властвует над всеми». Это то, чего сегодня так не хватает российскому обществу.
Законы принимаются только выборными органами, непосредственно представляющими волю народа — единственного и абсолютного источника власти. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой.
Право — мера не только юридической свободы, но и юридической ответственности. Вэтом и состоит подлинная этика поведения индивида. «Когда мы слышим, что свобода состоит вообще в возможности делать все, чего хотят, то мы может признать такое представление полным отсутствием культуры мысли: в этом представлении нет еще ни малейшего даже намека понимания того, что есть в себе и для себя, свободная воля, право, нравственность»'.
Ответственность в государственном и муниципальном управлении — такая же объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность является основным условием свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственностигосударства и личности в современных условиях приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности
1 Гегель. Соч. Т. VI. М., 1936. С. 44.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 197
возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть -предпосылка эффективности такого взаимодействия. Проблема безответственности власти перед обществом — одна из наиболее крупных проблем России, которая требует неординарных решений на основе углубленных исследований управленческой науки, выработки эффективных технологий, цивилизованных взаимоотношений общества и политической власти, прежде всего активного становления гражданского общества, укрепления его контрольно-экспертных функций в отношении к институту власти. Последний и сам должен постоянно совершенствоваться, чтобы быть способным ответить на грозные вызовы XXI в., в том числе и глобальные.
Власть, желающая предоставить своим гражданам свободу, идет на самоограничения. В то же время она оставляет за собой право ограничивать свободу во имя общего интереса. Конечно, данная проблема стара как мир. В связи с этим любопытно одно наблюдение Гегеля: «В Древних Афинах существов&т закон, предписывающий гражданину отчитываться, на какие средства он живет; теперь же полагают, что это никого не касается»'. Звучит более чем современно.
Философами и юристами ответственность рассматривается в двух аспектах — негативном (ретроспективном) и позитивном (перспективном).Для нормального функционирования правовой системы и поведения личности важны оба аспекта.
Первый предполагает ответственность за совершенные правонарушения, он давно и обстоятельно разработан юридической наукой, подробно регламентируется законодательством. Такая ответственность — форма принудительного лишения человека определенных благ, реакция государства на противоправные Действия, применение к виновному предусмотренных законом санкций. Это извечные вопросы «деяния и воздаяния».
Позитивный аспект ответственности изучен слабее. Под ним подразумеваются не «расплата» за содеянное, а ответственность за надлежащее исполнение своих функций, обязанностей, порученного дела, за добросовестное поведение, ответственность Перед обществом, государством, коллективом, семьей, окружающими.
1 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 269.
198 Глава 9
Как отмечается в научной литературе, позитивная ответственность— «это ответственность за будущее поведение, ответственность наперед; она предполагает поведение, не противоречащее социальным нормам».
Слово «ответственность» в негативном и позитивном аспектах употребляется в законодательстве почти всех стран мира. Но эта проблема не может быть решена рамками права, даже самого совершенного. Ее решение все в большей мере связывается с нравственными нормами, с чувством долга, наличием гражданской позиции, развитым нравственным сознанием, в том числе и правосознанием всех граждан. Поэтому ответственность в ее полном объеме есть ответственность и за прошлое, и за настоящее, и за будущее, и именно в таком виде она подлежит теоретической разработке.
Позитивную инегативную ответственность еще называют «предварительной» и «последующей». Предварительная ответственность «есть живое чувство предостояния и призванности, стремление к совершенствованию. Еще не совершив поступка, человек уже знает о своей ответственности. И это дисциплинирует его и вдохновляет. Последующая ответственность есть результат искаженного правосознания, негативного поведения индивида. Она — антипод предварительной ответственности, то есть безответственность»1.
Позитивная ответственность в отличие от негативной не временная и не принудительная, а постоянная, добровольная и глубоко осознанная ответственность личности за свое надлежащее поведение. Она предполагает не только контроль субъекта за собственными действиями, но и положительную реакцию на контроль общества, государства. Для правовой системы — это принципиально важный стабилизирующий и цементирующий фактор. Цицерон писал: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга»2.
Такой вид ответственности, как считают многие ученые, не может быть сформирован без разработки и утверждения во властных отношениях, в обществе, государственной идеологии,которая всегда была и остается тем духовно цементирующим
1 Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 305. - Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 95.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 199
стержнем, который объединяет всех людей на основе общих ценностей и современного мировоззрения.
Оба аспекта ответственности взаимосвязаны, так как являются разновидностями единой социальной ответственности личности и играют важную роль в становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе, его устойчивости и целостности. Они должны взаимодействовать, подкрепляя друг друга. Но общее развитие идет от негативной к позитивной ответственности, а не наоборот. «В переходе ответственности ретроспективной в перспективную как раз и заключается прогрессивная тенденция ее эволюции»1.
Если основанием негативной ответственности является правонарушение, то основанием позитивной — взаимосвязь личности с государством и обществом, ее обязанности, гражданский и юридический долг перед ними, а также необходимость уважать права и свободы других граждан.
Субъектами позитивной ответственности выступают не только все дееспособные граждане, но и само государство. Вст. 2 Конституции РФ записано: «Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это означает, что все российские граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных,а государство по отношению к ним является правообязаннойстороной. На этой основе возникают так называемые общерегулятивные правоотношения, в рамках которых граждане могут предъявлять и уже предъявляют к государству, его органам судебные иски.
В связи с этим особую злободневность приобретает вопрос об ответственности политических лидеров, государственных деятелей, особенно тех, кто стоит у рычагов власти и управления. Своими непродуманными, ошибочными, а порой и волюнтаристскими действиями и решениями они могут причинить (и причиняют) огромный и непоправимый вред обществу, государству, гражданам. Но, как правило, никакой ответственности за это они не несут — ни моральной, ни политической, ни тем более юридической. В свою очередь безответственность и безнаказанность плодят новые злоупотребления и преступления, подрывают правопорядок, дестабилизируют общество и разлагают людей.
Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 14.
200 Глава 9
Из сказанного следует, что парной категорией свободы является ответственность. Нет свободы без ответственности, а ответственности без свободы. И хотя слова «ответственность» в Толковом словаре В. Даля нет, однако диалектика свободы и ответственности в нем отражена очень тонко. «Хорошо жить в почете на миру, да ответ большой: чей грех, тот и в ответе»1, — передает он колорит этой связи через суждения, взятые из живого русского языка.
Ответственность — это, во-первых, особый вид социальной связи всех элементов общества и, во-вторых, один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности.
Как особый вид социальной связи, ответственность представляет собой специфическое общественное отношение, имеющее сложный, комплексный характер. Само же отношение ответственности возникает на основе последовательного взаимодействия таких составных частей, которые только в своем единстве и определяют его специфику. Традиционно выделяются тричасти, в своем единстве формирующие отношение к ответственности. К ним можно отнести:
сознаниедолга. Оно формируется внутри самого человека, в его понимании того, что его действия и поступки связаны (зависимы) с другими людьми, с обществом в целом и закрепляются в нормах морали и права;
оценку поведения личности и ее социально значимых поступков в соответствии с нормативно закрепленными критериями другим индивидуумом, коллективом, обществом;
отклонение от норм, влекущее наложение санкцийот имени государства, общества, коллектива, отдельных людей, которые определяют меры воздействия, характер применяемых санкций. Данные меры реабилитируют (защищают) интересы той стороны, у которой были нарушены или ущемлены права и свободы.
Только единство перечисленных трех составляющих может породить ответственность как особый метод социальной связи, а также воздействия всего общества на его граждан. Ведущим
1 Даль В Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 2. С. 717.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 201
элементом в ответственности выступает оценка поведения (действий) гражданина, коллектива, органа.
Конечно, феномен ответственностикак явление общесоциальное обусловлен прежде всего тем, что человек способен осознавать и регулировать свои поступки и действия.
Любая социальная оценка отношения индивида к ценностям общества и его поведения в конкретных ситуациях имеет различные уровни. На начальном уровне социальная оценка выражена прежде всего в самооценке индивида, другими словами, в понимании им своего долга и в его исполнении. Это предопределяется соотношением различных форм идеологии в обществе (политическим и нравственным сознанием, религиозными верованиями, правосознанием и т.п.). Именно здесь формируется идеальное понимание долга конкретным индивидом и группами людей (обществом), т. е. адекватное понимание долга на уровне общественного сознания. На более высоком уровне проявления, в самом поведении человека, это сознание долга реализуется уже непосредственно в поступках человека.
Любая оценка поведения конкретного субъекта в определенных отношениях выражается в реакции другого (других) субъекта и, что самое важное, обладает социально значимым характером. Эта оценка может быть или: 1) нейтральной,когда на данный момент поведение субъекта не диссонирует требованиям общества к данному виду и форме поведения; 2) позитивной,либо поощряющей, когда такое поведение совпадает не только с интересами социальной среды, но и с мнением непосредственно оценивающего его субъекта (или субъектов), вызывает чувство подражания; 3) негативной— тормозящей, порицающей, наказывающей, если поведение отклоняется от требований, предъявляемых данной социальной системой.
Ответственность в управлениипредставляет собой реализацию таких отношений, при которых государство (его органы) и гражданское общество применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цель которых восстановить нарушенное право «потерпевшего», наказать нарушителя и пресечь возникновение подобных нарушений со стороны других субъектов Управления. Эти отношения могут регулироваться как нормами права и нормами общежития, так и традициями, обычаями гражданского общества. Субъектом (нарушителем) таких отношений может быть только субъект управления, который умыш-
202 Глава 9
ленно или по неосторожности не выполняет определенные обязанности по должности либо выполняет их с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, гражданам.
Данное определение позволяет оценить ответственность и как институт организации управления и как комплексный правовой институти тем самым найти пути совершенствования самого процесса ответственности и повышения его эффективности в практике управления.
Как институт организации управления, ответственностьпредставляет собой систему мер, обеспеченных правовыми, политическими, моральными и организационными средствами, которые стимулируют безупречное и активное поведение субъектов управления путем применения к ним позитивных и негативных мер воздействия, направленных на достижение эффективного функционирования системы управления. Эта ответственность не только охватывает правовой институт ответственности, но включает нормативы политического и общественного характера, обеспечивающие эффективность и рациональность управления.
На практике вся система ответственности выступает как единое целое, которое, с одной стороны, активно влияет на ход организации и функционирования аппарата управления, а с другой — принудительно воздействует на нарушителя порядка управления в условиях, когда виновное в нарушении закона лицо не выполняет порученного ему задания. Первая стадия, как уже отмечалось, названа активной или перспективной ответственностью (ее называют и позитивной, и организационной), а вторая — ретроспективной.
Институт ответственности проявляется в единстве двух его аспектов:активной ответственности всех участников управления и пассивной, ретроспективной ответственности, когда общество предъявляет к нарушителю свои претензии, дает отрицательную оценку его работы и определяет меры воздействия, а если нужно — и меры наказания к нарушителю. Особенно остро стоит вопрос об ответственности в сфере государственного управления.
Это и понятно, так как проблема ответственности каждого гражданина, гражданского общества и в особенности органов управления и должностных лиц государственного аппарата, которые призваны обеспечить должный уровень организации, яв-
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 203
______ ---------------------------------------------------------------------------------------
ляется одной из главных первостепенных задач. Поэтому исследование проблемы ответственности, ее обеспечение — одна из важнейших задач, стоящих перед наукой управления.
В связи с этим отметим не столько слабую изученность причин правонарушений в сфере управления, их классификации, составов нарушений, критериев оценки поведения субъектов управления, по которым определяются основания ответственности, недостаточное разнообразие санкций, сколько слабую разработанность процедур и механизмов реализации свободы и ответственностив государственном и муниципальном управлении. Специфичной здесь также является и большая доля так называемых диспозитивных норм, обеспечивающих определение рамок поведения субъектов управления, по сравнению с нормами запретительными.
Немало имеются противоречий между теорией и практикой самого института ответственности в системе государственного и муниципального управлении.
Ответственность как общий социальный институтобеспечивается различными социальными нормативами и средствами. Это позволяет различать виды и формы ответственности: морально-нравственную, политическую, правовую (юридическую). Наиболее исследованной и применяемой на практике является юридическая ответственность. По существу вся юридическая наука посвящена в разных аспектах изучению природы свободы и ответственности и специфических форм их правового обеспечения.
Как комплексный правовой институт, ответственностьпредставляет собой совокупность материальных и процессуальных норм различных отраслей права, обеспечивающих соблюдение государственной дисциплины путем установления обязывающих и управомочивающих норм, которые определяют нормальный процесс организации системы государственного и муниципального управления и ее деятельности, а также путем применения или стимулирующих, или принудительных мер к лицам и органам, допустившим отклонения от установленных норм поведения.
Как политический институт, ответственностьвыступает в виде отношений, которые возникают между субъектами управления и Управляемыми объектами, между государственными структурами и гражданским обществом. При чем в этих отношениях
204 Глава 9
каждая из сторон выражает, обеспечивает и защищает свои потребности, интересы, идеалы, цели и ценности. Данный вид ответственности более всех связан с управлением, поскольку в нем наиболее выражена зависимость гражданского общества и каждого гражданина от того, как власть управляет публичными и частными процессами.
Способы реализации на практике института политической ответственности в управлении могут быть различными: отказ в выборах на второй срок; досрочный отзыв с занимаемого поста; публичное осуждение негативной деятельности, поддержанное общественным мнением; создание условий невосприятия обществом человека, который обманул или не сдержал слово, данное публично; законодательное определение оснований, в соответствии с которыми люди, нарушившие свои обязательства, не могут претендовать на замещение известных руководящих должностей и пр.
Следующий вид ответственности — морально-нравственный.Здесь предметом отношений могут быть забвение, отклонение, игнорирование, нарушение признаваемых и поддерживаемых некоторыми людьми правил, норм поведения, противоречащих утвержденным в обществе нормам нравственности. Для воплощения этих мер в жизнь необходимо, чтобы над ними «потрудились» прежде всего органы государственной власти вместе с органами местного самоуправления, а также средствами массовой информации и самими гражданами (утверждая высокие политические и нравственные позиции) в своем практическом поведении.
Итак, в государственном и муниципальном управлении можно выделить три вида ответственности: 1) юридическую, которая наступает за совершение правонарушений; 2) политическую — за отклонение от согласованных политических целей, программ и других документов; 3) нравственную — за аморальные поступки. Особое значение имеет юридическая ответственность.
Юридическая ответственность- это отношение, возникающее между государством (его органами) и правонарушителем.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальномуправлении 205
_--------------------------------------------------------------------------------------------------
при котором государство применяет к правонарушителю меры принудительного характера, а правонарушитель обязан претерпевать неблагоприятные последствия (лишения) своего неправомерного поведения.
Юридическая ответственность заключается либо в лишении каких-то прав, либо в возложении дополнительных обязанностей. Эти лишения могут быть:
личного характера (например, лишение свободы);
имущественного характера (например, штраф, возмещение причиненного ущерба);
организационного характера (например, освобождение от должности, закрытие предприятия);
престижного характера (например, выговор, лишение наград, почетных званий);
лишение определенных прав (например, заниматься определенной деятельностью, лишение водительских прав и т.д.).
Юридическая ответственность изменяет правовой статус правонарушителя (его права и обязанности). На него возлагаются дополнительные отягчающие обязанности (штраф, конфискация имущества, исправительные работы и т.д.) или он лишается определенных прав (лишение или ограничение свободы и т.п.).
Юридическая ответственность применяется при наличии:
1) правонарушения, т. е. юридического факта (фактическое
основание);
2) нормы права, предусматривающей ответственность за оп
ределенный вид деяний (нормативная основа);
3) правоприменительного акта, с помощью которого мера
ответственности конкретизируется, индивидуализируется (на
пример, приговор суда). В некоторых случаях ответственность
наступает и реализуется без правоприменительного акта, на
пример, добровольное возмещение причиненного вреда, уплата,
пени, неустойки.
Принципы юридической ответственности, т. е. основополагающие идеи, которых следует придерживаться при возложении юридической ответственности, выглядят следующим образом.
Принцип законностисостоит в том, что ответственность возлагается: а) при наличии факта (правонарушения), предусмотренного законом (фактическая обоснованность); б) компетентным органом; в) на основе закона, предусматривающего конк-
206 Глава 9
ретные меры ответственности (юридическая обоснованность); г) по процедуре, предусмотренной законом.
Принцип равенства перед закономозначает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом и подлежат ответственности независимо от пола, возраста, национальности, социального происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства. Из этого принципа есть исключение, касающееся лиц, обладающих иммунитетом (неприкосновенностью). К ним относятся Президент, депутаты, судьи. Эти лица от ответственности не освобождаются, но в отношении их установлена более сложная процедура привлечения к ответственности.
Принцип целесообразностизаключается в том, что ответственность должна соответствовать целям, ради которых она установлена. Здесь возможен конфликт (противоречие) целей, и тогда возникает вопрос о предпочтении (преференции) одной цели другой или об избрании компромиссного варианта ответственности.
Принцип справедливости ответственностисостоит в соразмерности, соответствии, эквивалентности меры ответственности содеянному правонарушению. Этот принцип проявляется в презумпции невиновности, недопустимости обратной силы закона, учитывающего ответственность, и т.п.
Принцип недопустимости двойной ответственностиподразумевает недопустимость привлечения дважды за одно и то же деяние к одной и той же ответственности. Однако закон допускает совмещение гражданско-правовой ответственности с другими видами ответственности.
Принцип неотвратимостиответственности требует, чтобы любое правонарушение влекло за собой ответственность. Осуществление этого требования — необходимое условие превентивного действия ответственности в укреплении правопорядка.
Основаниемюридической ответственности является совершение правонарушения.
Элементами состава правонарушенияявляются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект правонарушения— это то, на что направлено деяние, нарушающее ту или иную правовую норму. Например, в таком уголовном правонарушении, как убийство, — это жизнь человека, его здоровье, конституционные права и свободы и т. д.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 207
Объективная сторонаправонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих деяние как реальное событие, произошедшее в пространственно-временных границах (время, место, состав участников, способ и условия совершения и т.п.), и выражающих отношение деяния, его последствий и причинную связь между ними.
Субъект правонарушения— лицо, совершившее противоправное деяние, т.е. физическое или юридическое лицо. Важнейшей характеристикой субъекта правонарушения является его делик-тоспособность.
Субъективная сторонаправонарушения выражается через формы вины (прямой или косвенный умысел, неосторожность в форме самонадеянности, легкомыслия или небрежности), а также цель и мотив совершения правонарушения.
Лишь при наличии всех перечисленных элементов наступает юридическая ответственность лица, совершившего правонарушение.
Кроме того, условием наступления юридической ответственности являются такие свойства субъекта правонарушения,как де-ликтоспособность и вменяемость.
Деликтоспособность— это признаваемая государством способность каждого носителя прав и обязанностей отвечать за свои действия, влекущие правовые последствия.
Следующее условие наступления юридической ответственности связано с психическим состояниемсубъекта — вменяемостью,т.е. способностью лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Данное свойство присуще толькофизическим (но не юридическим) лицам.
В литературе указываются четыре вида юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная. Все виды ответственности подробно регулируются законодательством.
Ответственность дисциплинарнаяустановлена за нарушение трудовой дисциплины, т.е. за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Такое правонарушение принято называть «дисциплинарным проступком».
Субъектом правонарушения трудовой дисциплины могут быть только работники, состоящие в трудовом правоотношении
208 Глава 9
с работодателями. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на лиц, совершивших дисциплинарные проступки, мер дисциплинарного взыскания властью руководителя организации либо уполномоченных им органом (замечание, выговор, увольнение). Федеральными законами, уставами и положениями могут быть предусмотрены также другие дисциплинарные взыскания.
Споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления, судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения в качестве дисциплинарного взыскания рассматриваются вышестоящими органами государственной власти и управления.
Ответственность административная.Ее основанием является совершение административного правонарушения, которое повлекло или могло повлечь вредные последствия, предусматривающие применение административных санкций.
Особенности административной ответственности состоят:
1) в наложении административного наказания;
2) в менее суровой, чем уголовная, и не влекущей судимости
ответстве н ности;
3) в применении ее органом (должностным лицом), которо
му нарушитель не подчинен по службе;
4) в более простой и оперативной процедуре рассмотрения
дел.
Административная ответственность имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, перечень которых закреплен в разд. 3 (гл. 22 — 23) Кодекса РФ об административных правонарушениях (судьи, мировые судьи, федеральные органы исполнительной власти, органы внутренних дел (милиция), органы государственных инспекций (должностные лица), налоговые органы, комиссии по делам несовершеннолетних и другие органы).
Административной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 16 лет (ст.2.3 КоАП).
Перечень административных правонарушений закреплен в нескольких нормативно-правовых актах, составляющих законодательство об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП). Следовательно, регулирование административной ответ-
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 209
.________ ■—----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ственности характеризуется: множественностьюактов, содержащих составы административных правонарушений.
Перечень административных наказаний обширен и закреплен в ст. 3.2 КоАП. Наказание за административное правонарушение делится на основное и дополнительное (ст. 3.3 КоАП).
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Составы административных правонарушений, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные наказания и порядок их наложения, установлены Кодексом об административных правонарушениях.
Ответственность гражданская— ответственность гражданина или юридического лица за нарушение обязанностей по гражданско-правовому отношению. Для гражданской ответственности характерно имущественное содержание (например, принудительное отобрание веши, взыскание денежной суммы). Наиболее распространенные формы гражданской ответственности — возмещение убытков и уплата неустойки (штрафа). Гражданская ответственность может выражаться также в применении к правонарушителю неимущественных санкций (например, требование опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций).
Цель гражданско-правовой ответственности — обеспечить восстановление нарушенного права, принадлежащего гражданину или юридическому лицу.
Ответственность уголовная— один из видов юридической ответственности за правонарушения. Основанием уголовной ответственности является совершение лицом (умышленно или по неосторожности) деяния, предусмотренного уголовным законом. Уголовная ответственность наступает прежде всего за совершение преступления,а также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие. Привлечение к уголовной ответственности возможно лишь при наличии Установленных законом признаков преступления (состава преступления).
Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее его расследование, а затем Рассмотрение в суде (судебное разбирательство). Только суд может вынести обвиняемый приговор. Ни один из органов государственной власти данными полномочиями не обладает.
210 Глава 9
Основанием уголовной ответственности является совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК).
Уголовную ответственность несут только физические лица,а не юридические.
Под наказаниемв уголовном законе понимается мера государственного принуждения, назначаемого по приговору суда. Наказание заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК).
Контрольные вопросы изадания
1. Что такое свобода в государственном и муниципальном
управлении?
2. Как реализуется свобода и ответственность в системе госу
дарственного и муниципального управления?
3. Что понимается под ответственностью?
4. Каковы виды и процедуры юридической ответствен
ности?
5. Дайте ваше понимание значения свободы и ответствен
ности для государственного и муниципального управления.
Рекомендуемое законодательство
Конституция Российской Федерации М., 1993. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М, 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
Рекомендуемая литература
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
Лтаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М., 2000.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997.
Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении 211
Моисеев СВ. Философия права: Курс лекций. Новосибирск, 2003.
Ответственность в управлении. М., 1985.
Социальное управление: теория и методология: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-тузова, А.В. Малько. М., 2000.
Штраус Л. Введение в политическую философию. М, 2000.
© Крылова Е.Г.
Глава 10