Занятие №51

«Марья Искусница».
(Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

Программные задачи:

1. На основе имеющихся знаний и умений формировать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2. Использовать на занятии детское танцевальное творчество в характере русской народной пляски.

3. Определять динамичный, плясовой характер пьесы, познакомить с вариационной формой строения музыки пьесы.

4. Учить детей воспринимать веселый, шуточный характер песни

5. Познакомить с попевкой, учить детей различать звуки Т5/3.

6. Точно передавать ритмический рисунок припева, учить чисто пропевать распевы на 2 звука. Правильно передавать мелодию песни, четко произносить слова.

7. Развивать знания детей о движении мелодии вверх, вниз.

8. Учить детей менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Содержание занятия:

1. Упражнение «Хороводный шаг», «Учись плясать по-русски!» р. н. м.

2. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»

3. Слушание «Камаринская» Чайковского, «Как у наших у ворот» р. н. м.

4. Пение: Распевание «Бубенчики» Тиличеевой, «Веснянка» укр. н. м., «Песенка о весне» Бойко

5. Музыкально-дидактическая игра «Летела кукушка»

6. Игра «Не опоздай» р. н. м.

Материал: русский народный костюм, предметы прикладного искусства, музыкальные инструменты ложки, гармонь, рубель, бубен, балалайка, трещотка, коробочка, расписной сундучок, дидактическое пособие «Бубенчики».
ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель, в русском костюме – Марьи Искусницы, сидит на скамейке у центральной стены. Звучит в записи р. н. м. «Во поле берёза стояла». Дети входят в зал и выстраиваются около воспитателя свободно.
Марья Искусница: Здравствуйте, дети! А я вас давно здесь поджидаю. Вы сегодня попали к нам на русскую ярмарку. Пойдёмте по ней погуляем, посмотрим товары.
Дети подходят к столам и рассматривают жостовские подносы, шали, деревянные ложки, дымку.
Марья Искусница:Все эти вещи изготовлены русским мастерами. Это всё русское народное творчество. А посмотрите на меня…
Что необычного в моём наряде? Как он называется?
ДЕТИ: Русский народный костюм.
Марья Искусница:А из каких деталей он состоит?
(показывает сарафан) Что это? А это? (показывает рубаху)
А что у меня на голове? (Кокошник).

М.р: Дети, вы вошли в зал под русскую народную песню «Во поле берёза стояла» Под эту мелодию можно водить хоровод.
Упражнение «Хороводный шаг»
Дети идут змейкой хороводным шагом за Марьей искусницей.
М.р: Марья Искусница, наши ребята могут показать тебе движения русской народной пляски. Посмотри!

Упражнение «Учись плясать по-русски!» р. н. м.

Марья Искусница:(благодарит детей) Дети, посмотрите, какой красивый сундучок есть на нашей ярмарке. Загляну я в него.
Отгадайте, что в нём лежит?
Марья Искусница загадывает загадки про музыкальные инструменты.
1Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот – открывай пошире рот. (ложка)
2.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (гармонь)
3. Деревянна и ребриста, может вещи гладить быстро.
В руки палочку возьмёшь, заиграешь, запоёшь. (рубель).
М.р: А я вам загадаю музыкальные загадки.
Угадайте, какие вы услышите народные музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
Дети слушают в записи звучание народных инструментов, называют их.
М.р: Вот, сколько инструментов у нас собралось вместе. А когда все
инструменты собраны вместе, что получается?
ДЕТИ: Оркестр.
М.р: Сейчас вы услышите пьесу П.И. Чайковского «Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов. Слушайте внимательно, постарайтесь услышать знакомое звучание русских народных инструментов.