КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
- Понятие, сущность и функции конфликта.
- Типология конфликта.
- Процесс развития конфликта.
- Причины конфликта.
- Управление конфликта в организации.
1.
Слово конфликт – буквально означает столкновение, противоречие, возникающее между двумя сторонами-участниками конфликта.
Бороткин Ф.М. и Коряк Н.М. в учебнике «Внимание конфликт!» дали такое определение конфликта.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя сторонами, каждая из которых пытается отстоять свою точку зрения или цель, и пытается помешать другой стороне, сделать то же самое.
Длительное время считалось, что конфликт в организации – это порок, с которым нужно бороться, но как показала практика управления это невозможно, т.к. даже самое гуманное управление дает возможность для развития конфликта. Таким образом, конфликт в организации является вечным спутником совместной деятельности.
Разрешение противоречий в конфликте может приводить к следующим ситуациям:
- в результате конфликта появляется возможность выявить негативные моменты деятельности организации, которые в некоторых случаях являются скрытыми или на первый взгляд несущественными.
а) позволяют рассмотреть несколько вариантов данной проблемы, выяснив точку зрения оппонентов на данную проблему
б) позволяют улучшить взаимодействие и взаимопонимание сотрудников по данной проблеме, что позволяет своевременно и эффективно принять управленческое решение.
В данной ситуации конфликт будет являться конструктивным (функциональным), т.е. способствовать повышению эффективности организации.
2. Конфликт может быть дисфункциональным, когда в результате конфликта:
а) снижается производительность труда
б) ухудшается социальное взаимодействие и морально психологический климат в коллективе
в) ухудшаются коммуникации между сотрудниками
г) увеличивается неудовлетворенность сотрудников на данном предприятии
д) увеличивается текучесть персонала
Конфликты в организации могут выполнять следующие функции:
- Информационная – так как конфликт является сигналом о проблемах. Так же в результате конфликта оппоненты выражают свою точку зрения на проблему, устанавливая коммуникации друг с другом и с руководителем.
- Интеграционная – так как для разрешения конфликта необходимы совместные усилия.
- Инновационная – так как в результате конфликта возникает необходимость изменений в организации.
2.
Проблемы, возникающие в организации очень разнообразны, поэтому конфликты отличаются друг от друга по следующим характеристикам:
- По субъектам конфликта (по участникам конфликтующих сторон)
a) внутриличностный конфликт – когда участником конфликта является один человек. Причиной является противоречивые требования к сотрудникам по поводу результатов их работы или средств достижения целей; чрезмерно высокие требования к сотруднику или равнодушие к его работе
b) межличностные конфликты – это наиболее распространенные конфликты в организациях, так как каждый сотрудник индивидуален, поэтому его точка зрения и взгляды могут не совпадать с мнением других сотрудников
c) конфликт между личностью и группой – когда мнение или цели одного сотрудника не совпадают с общепринятыми групповыми нормами и ценностями.
d) межгрупповые конфликты – конфликты между отделами, службами, неформальными группами в коллективе.
- По причинам конфликта
a) объективный конфликт – когда существует реальная причина или проблема, в результате которой возникает конфликт.
b) субъективные конфликты – которые возникают на эмоциональной почве
- По направленности
a) горизонтальные конфликты – между равными по статусу людьми.
b) вертикальные конфликты – по иерархии.
- По распределению потерь в конфликте
a) симметричные конфликты – потери равны
b) ассиметричные конфликты – в выигрыше одна сторона
- По сфере распространения конфликта
a) деловые – связанные с работой
b) личные
- По последствиям конфликта
a) функциональные (конструктивные конфликты) – преобразующие
b) дисфункциональные (деконструктивные) конфликты – разрушающие
- По форме проявления конфликта
a) скрытые конфликты – которые могут быть в форме интриг, саботажа
b) открытые конфликты – забастовка, образование групп сотрудников которые активно противопоставляют себя другим.
3.
При возникновении конфликта, как правило, наблюдаются такие составляющие конфликта:
- Оппоненты и участники конфликта. Эти понятия не всегда тождественны, т.к. субъекты конфликта: оппоненты – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участники конфликта могут вовлекать в конфликт сознательно, не вполне осознавая
цели и задачи оппонентов, а так же они могут быть вовлечены в конфликт случайно.
Участники конфликта могут быть ПРЯМЫЕ (непосредственно принимают участие в
конфликте) и КОСВЕННЫЕ (могут давать советы, рекомендации, оказывать эмоциональную поддержку оппонентам).
2. Конфликтная ситуация - база конфликта.
3. Объект конфликта - причина конфликта.
Процесс конфликта можно условно разделить на несколько этапов:
- Создание конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация – это положение, при котором интересы сторон вступают в противоречие, но открытого столкновения между оппонентами нет (латентный период).
Конфликтная ситуация может складываться:
a) По инициативе двух сторон
b) Случайно
c) Передается по наследству
Признаки конфликтной ситуации:
a) Дискомфорт в отношениях
b) Напряженность между оппонентами
c) Недоразумения
d) Злость и тревога
На этом этапе оппоненты оценивают свои возможности. Оппоненты начинают искать сторонников.
- Инцидент.
Инцидент – это открытое столкновение сторон. Инцидент может быть случайным и целенаправленно созданным.
- Кризис и разрыв отношений.
Начинается с четко выраженного вызова, угрозы и заканчивается критической точкой конфликта (кульминация).
- Завершение конфликта.
Если причина конфликта не устранена, то конфликт продолжает развиваться, переходя вновь в латентную – скрытую стадию, что грозит новым этапом в развитии конфликта, который может быть более серьезным, чем первоначальный.
Главная задача менеджера заключается в том, чтобы своевременно начать управление конфликтами. Но для этого необходимо, не дожидаясь инцидента выяснить точку зрения и интересы оппонентов.
Некоторые специалисты в области конфликтологии считают, что нужно дождаться инцидента, чтобы выяснить точку зрения и цели всех участников конфликта.
На основе исследований установлено, что если управление конфликтами начинается на начальной первой или второй стадии, то перевести конфликт в конструктивное русло удается в 92% случаев. На фазе подъема конфликта конструктивно удается разрешить конфликт в 46% случаев. На пике конфликта практически никогда не удается решить конфликт положительно, т.к. даже устранение причины конфликта оставляет напряженные отношения между оппонентами на длительное время, а иногда навсегда.
4.
Управлять конфликтами возможно только в тех случаях, если известны причины конфликта.
Условно причины конфликта делятся на 3 группы:
1. Причины, порожденные трудовым процессом.
- Технологическая взаимозависимость (взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на действия другого)
- Перенос проблем, решение которых должно осуществляться руководителями на подчиненных.
- Невыполнение функциональных обязанностей.
- Недостаток ресурсов.
- Несбалансированность рабочих мест (по количественному составу сотрудников)
- «Размытые» полномочия сотрудников.
- Несоответствие между полномочиями и ответственностью.
2. Причины, вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.
- Различия в социальном статусе сотрудников.
- Различия в целях.
- Различия по поводу средств достижения целей.
3. Личностная индивидуальность сотрудников.
- Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
- Различия в манере поведения, воспитания, в жизненных ценностях.
- Неумение контролировать свое эмоциональное состояние.
5.
Все методы разрешения конфликтов можно разделить на 2 группы:
1 Организационные методы.
- Изоляция конфликтных сторон
- Разъяснение требований к работе
- Эффективные коммуникации (выслушать)
- Эффективная система вознаграждений
- Справедливость в отношения к подчиненным
- Установление для конфликтующих общих целей
2 Личностные методы (стили поведения)
Партнерство (учет интереса оппонента)
| IV. Сотрудни-чество | ||
I. Уклонение от конфликта | III. Противобор-ство |
Напористость (учет личных интересов)