Требования, классификация применяемость

Лекция Тормозное управление

 

 

К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления его движения вплоть до полной остановки и удержания на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-77 и международными правилами (Правила № 13 ЕЭК ООН).

Требования к тормозным системам следующие:

- минимальный тормозной путь или максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-77 для пассажирских автомобилей категорий M1, M2, M3 и грузовых автомобилей категорий N1, N2, N3 в зависимости от типа испытаний;

- сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда);

- стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;

- минимальное время срабатывания тормозного привода;

- силовое следящее действие тормозного привода, т. е. пропорциональность между усилием на педали и приводным моментом;

- малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозной педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно лежать в пределах 500...700 Н (низший предел для легковых автомобилей); ход тормозной педали 80...180 мм;

- отсутствие органолептических явлений (слуховых, обонятельных);

- надежность всех элементов тормозных систем; основные элементы (тормознаяпедаль и ее крепление, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса; должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы;

- общие требования.

 

В соответствии с ГОСТ 22895-77 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:

1. Рабочую;

2. Запасную;

3. Стояночную;

4. Вспомогательную (тормоз - замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т и грузовых автомобилей полной массой свыше 12 т, предназначенную для торможения на затяжных спусках и поддерживающую скорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6 км.

 

Каждая из перечисленных тормозных систем включает один или несколько тормозных механизмов и тормозной привод.

В зависимости от принципа действия тормозные механизмы автомобилей могут быть:

- механическими (фрикционными);

- гидравлическими;

- электрическими.

Наиболее распространенными на автомобилях являются фрикционные тормозные механизмы, которые классифицируются по следующим признакам:

1. По расположению:

- колесные;

- трансмиссионные.

2. По форме поверхностей трения:

- дисковые;

- барабанные (колодочные, ленточные)

 

На легковых автомобилях большого класса часто используются только дисковые тормозные механизмы. На легковых автомобилях малого и среднего классов чаще всего используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные колодочные на задних колесах.

На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливают барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых тормозных механизмов для грузовых автомобилей.

Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время совсем не применяют. В редких случаях их используют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (автомобили семейства МАЗ, БелАЗ-540).

Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормоза-замедлители. На ряде автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, выпускная труба которого перекрывается специальной заслонкой. Кроме того, замедление может быть осуществлено при переводе двигателя в компрессорный режим.

Для экстренного торможения на скоростных и гоночных автомобилях иногда меняют особые закрылки, увеличивающие воздушное сопротивление, или используют специальные парашюты (внеколесное торможение).

В зависимости от тормозные приводы автомобилей делятся на:

1. По принципу действия:

- механические;

- гидравлические;

- пневматические;

- электрические;

-комбинированные.

2. По наличию усилителя:

- с усилителем;

- без усилителя.

 

Механический тормозной привод используют в качестве обязательного приводастояночной тормозной системы.

Тормозной гидропривод применяют на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности.

На легковых автомобилях в зависимости от их класса возможны варианты привода с усилителем или без него. На грузовых автомобилях в гидроприводе устанавливают вакуумный усилитель.

Тормозной пневмопривод применяют для автомобилей большой грузоподъемности, кроме того, на этих автомобилей может быть использован комбинированный тормозной привод. В последние годы находит применение электропневматический тормозной привод.