ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1 Сущность девиантного поведения, виды девиации.
2 Теории, объясняющие причины возникновения девиации.
3 Статистика преступности.
1.Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.
Девиация представляет собой не характеристику совершенного индивидом действия, а следствие применения к нарушителям общественных правил и санкций. Девиантное поведение – это поведение, на которое индивиды навешивают такой ярлык. В простых обществах, в которых существует единая для всех система норм, девиацию определить легко. В сложных обществах, где существует множество противоречивых норм, определение девиации усложняется. Например, возьмем район, где большинство проживающих подростков совершили преступление, и большинство взрослых неоднократно нарушали закон. Какое поведение – преступное или неприступное – является здесь девиацией?
Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить несколько стадий: 1) формирование норм; 2) сущность норм; 3) совершение девиантного поступка; 4) признание поступка девиантным; 5) признание человека девиантом; 6) стигмация (навешивание «ярлыка» девианта); 7) следствия стигмации; 8) коллективные формы девиантного поведения.
Основные виды девиации.
1. Культурнаяипсихологическая девиация.
Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее.
2. Индивидуальная и групповая девиация.
Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп.
3. Первичная и вторичная девиация.
Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.
4. Позитивная и негативная девиация.
Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.
2.Пристальное внимание ученых вызывает вопрос о причинах возникновения девиантного поведения. Существуют три основных подхода, объясняющих причины возникновения девиаций:
1) биологический подход;
2) психологический подход;
3) социологический подход.
Остановимся на каждом из подходов.
Биологический подход ищет причины девиантного поведения в особенностях строения человеческого тела. Наиболее известные сторонники этих идей – Ч.Ломброзо и У. Шелдон. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что склонность к криминальному поведению можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.У. Шелдон считал, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследования поведения двухсот юношей, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.
Психологический подход причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.
Социологические теорииобъясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.
Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм). Социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.
Теория аномии Р.Мертона. Мертон считает, что девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социально одобряемыми способами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам (торговле наркотиками, мошенничеству и т.д.).
В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков.
Типология поступков (по Р. Мертону)
Вид поведения | Социально одобряемые цели | Социально одобряемые средства | |
Конформизм | + | + | |
Девиация | Инновация Ритуализм Ретритизм Бунт | + - - -/+ | - + - -/+ |
В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Примером может быть молодой человек, который получает образование, находит престижную работу и успешно продвигается по службе. Конформизм – это поведение, полностью противоположное девиантному.
Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой.
Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается.
Ретритизм предполагает отрицание как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.
Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.
Культурологические теории. Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.
Теория стигмации (клеймения). Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигмации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.
Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».
3.Преступление является разновидностью девиантного поступка, запрещенного законом.
Полный уровень преступности в обществе замерить сложно, так как далеко не все преступления учитываются органами правопорядка. Однако даже данные официальной статистики демонстрируют рост уровня преступности во многих обществах. К сожалению, эта тенденция не обошла стороной и Украину
Было бы ошибкой рассматривать девиантное поведение и преступность только в негативном свете. Очень часто девиантные поступки способствуют появлению в обществе новых идей, новых течений в искусстве, культуре, политике.
Общество, которое терпимо относится к девиации, может не боятся социальных взрывов. Однако это возможно только в том случае, если индивидуальные свободы людей сосуществуют с социальной справедливостью, где население в большинстве своем довольно жизнью. Если же свобода не сбалансирована равенством, а у людей нет возможности наполнить свою жизнь смыслом, девиантное поведение может вылиться в мощное социально деструктивное течение.