Техническое обслуживание

Ход штоков тормозных камерследует регулировать при холодных тормозных бара­банах и выключенной стояночной тормозной системе.

Регулировку ходов штоков тормозных камер с автоматическим рычагом следует про­изводить при переборке тормозных механизмов (замена колодок и т.д.), когда шток тормоз­ной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозите энергоакку­мулятор с помощью крана управления стояночным тормозом).

Регулировку осуществляйте согласно схеме (рис. 6-26) в следующем порядке:

— убедитесь, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью воз­
вращается в исходное положение;

— вращением червяка регулировочного рычага совместите отверстия корпуса рычага и вил­
ки штока тормозной камеры. Присоедините шток тормозной камеры с помощью пальца,
шайбы и шплинта (рис. 6-26, 1);

— нажмите на управляющий блок регулировочного рычага до упора в направлении его вра­
щения по стрелке на корпусе (рис. 6-26, 2);

— соедините фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не на­
рушая положение управляющего блока;



 


Рис. 6-26. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами.


— вращением червяка регулировочного рычага разожмите колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном (рис. 6-26, 3); — поверните червяк в обратную сторону приблизительно на 3/4 оборота (рис. 6-26, 4). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и мо­ мент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м; — убедитесь в работоспособности рычага. Для этого подайте 5 раз сжатый воздух при дав­ лении 0,6...0,7 МПа (6...7 кг/см") в тормозную камеру. При этом червяк рычага должен по­ вернуться по часовой стрелке на некоторый угол (рис. 6-26, 5); — проверьте, чтобы при подаче и выпуске сжатого воздуха шток тормозной камеры пере­ мещался без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах 40...45 мм. При большей величине хода отрегулируйте его, вращая червяк; — убедитесь, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок.

Регулировка положения педали рабо­чей тормозной системы(рис. 6-27).

Регулировкой установочного и регули­ровочного болтов необходимо обеспечить по­ложение площадки педали под углом 35°±2° и свободный ход педали 10-15 мм. Установоч­ный болт зафиксировать контргайкой, регули­ровочный болт перед регулировкой покрыть герметикой УГ7.

Проверка работоспособности пневма­тического привода тормозной системы.

Проверка заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине водителя (двухстрелочный манометр и блок сигнализаторов тормозной системы).


Рис. 6-27. Схема установки педали на тормоз­ной кран:

1 - установочный болт; 2 - регулировочный болт.


Проверять нужно по клапанам контрольных выводов, установленных во всех конту­рах пневмопривода, и соединительным головкам.

Перед проверкой необходимо устранить утечки сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных технологических манометров надо использовать манометры с преде­лом измерений 0-1000 кПа (0-10 кгс/см2) класса точности 1,5. Проверять работоспособность пневматического тормозного привода нужно в следующем порядке:

- заполнить пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления. При этом давление во всех контурах тормозного привода и соединительной головке 40R питающей ма­гистрали двухпроводного привода тормозных систем прицепа должно находиться в пределах620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2). Сигнализаторы блока сигнализаторов тормозной системы должны погаснуть при достижении давления в контурах 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/см2). Од­новременно прекратит работу звуковой сигнал (зуммер);

- нажать полностью на педаль управления рабочей тормозной системой. Давление по двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться, но не более чем на50 кПа (0,5 кгс/см), штоки тормозных камер должны выдвинуться. При этом давление в клапане С контрольного вывода контура привода тормозных механизмов колес переднего моста должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя. Давление в клапане D контрольного вывода контура привода тормозных механиз­мов колес промежуточного и заднего мостов должно быть равным показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра, давление в соединительной головке 40N тормозной магистрали двухпроводного привода - равным 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2);

- установить рукоятку привода крана стояночной тормозной системы в положение А(рис. 6-14). Давление в клапане Д контрольного вывода контура привода механизмов стоя­ ночной и запасной тормозных систем должно быть равным давлению в ресивере контура стояночной и запасной тормозных систем и находиться в пределах 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см ), давление в соединительной головке 40N тормозной магистрали двухпро­водного привода - равным О;

- установить рукоятку привода крана стояночной тормозной системы в положение Д «Заторможено» (рис. 6-14). На блоке сигнализаторов тормозной системы должен загореться сигнализатор стояночной тормозной системы в мигающем режиме, штоки тормозных камер механизмов промежуточного и заднего мостов должны выдвинуться; давление в клапане Д контрольного вывода должно упасть до 0, а в соединительной головке тормозной магистрали двухпроводного привода 40N должно быть равным 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2);

- нажать на кнопку крана 4 (рис. 6-1) вспомогательной тормозной системы. Штоки
пневмоцилиндров 17 управления заслонками механизма вспомогательной тормозной систе­
мы и пневмоцилиндра 7 привода рычага останова двигателя должны выдвинуться. Давление воздуха в тормозных камерах прицепа должно быть равным 60-70 кПа (0,6-0,7 кгс/см2).

В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/см ) должен включаться зуммер и должны загораться сигнализаторы соответствующих контуров на панели приборов в кабине.

Дополнительно весной (осенью):

- проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков при снятых ступицах, устранить неисправности;

- закрепить кронштейны ресиверов на раме.

Проверка состояния тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимныхкулаков. При обслуживании тормозного механизма следует обратить внима­ние на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если это расстояние менее 0,5 мм, сменить тормозные накладки. Тормозные колодки разбираются после снятие колеса и тормозного барабана. При снятии пружины тормозных колодок не допускать их поврежде­ния. Надо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства


промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требу­ется заменить одну из накладок левого или правого тормозных механизмов, нужно менять все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес).

После установки новых фрикционных накладок пару колодок необходимо обработать по размерам, указан­ным на рис. 6-28. Для нового барабана диа­метр рабочей поверх­ности колодок должен соответствовать разме­рам, указанным на рис. 6-28.

Рис. 6-28. Тормозной механизм.

 

При наличии дефектов на поверхности барабана его допускается растачивать до диа­метра не более 422 мм. После расточки барабана при ремонте диаметр рабочей поверхности пары колодок должен быть равен диаметру расточенного барабана. Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий.

Ось червяка регулировочного рычага должна проворачиваться в одну сторону сво­бодно, в другую сторону - с усилием проворота не менее 42 Нм. Если этого не происходит -рычаг необходимо разобрать и заменить изношенные детали. Внутреннюю полость рычага очистить, просушить и заполнить смазкой Литол - 24.

Перед проверкой параметров пневматического привода тормозной системы нужно:

- затянуть болты крепления компрессора и гайки крепления головки цилиндров ком­-
прессора;

- слить конденсат из ресиверов;

- снять фильтр регулятора давления, промыть его керосином, высушить, продуть сжа-
тым воздухом и установить на место;

- снять механизмы вспомогательной тормозной системы, очистить их внутренние по-­
верхности от нагара, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом и установить на место;

- осмотреть трубопроводы, шланги, чехлы тормозных камер и тормозного крана, при­
вод тормозного крана; устранить неисправности.

Проверку надо проводить в соответствии с перечнем контролируемых параметров, приведенных в протоколе проверки параметров пневматического привода (табл. 6-2). Про­верку проводить с помощью комплекта (рис. 6-29), включающего в себя: контрольные мано­метры 2 класса 1,5, соединительные шланги 1, соединительные головки 4, клапаны 5 кон-


трольного вывода, набор штуцеров и уплотнительных шайб, набор 3 наиболее часто приме­няемых ключей (S=19x22 mm; S=24x27 мм).

В заключение необходимо проверить тормозные свойства автомобиля на тормозном стенде типа СТП-3.

Примечание: При отсутствии стенда эффективность тормозных систем автомо­биля молено оценить дорожными испытаниями по специальной методике. В этом случае критерием эффективности является тормозной путь и поведение автомобиля на дороге.



Рис. 6-29. Комплект для проверки параметров пневматического привода:

1 - шланги соединительные; 2 - манометр контроль­ный; 3 - ключи; 4 - головки соединительные; 5 - кла­паны контрольного вывода.


Критерием оценки эффективности тормозной системы является удельная тормозная сила Q, представляющая собой отношение суммарной тормозной силы всех колес к весу ав­томобиля:

Q = ∑ T/P,

где: ∑T - суммарная тормозная сила всех колес автомобиля; Р P– вес автомобиля.

Удельная тормозная сила должна быть не менее 5,49 (0,56) - при проверке рабочих тормозных механизмов; 2,75 (0,28) - при проверке запасной тормозной системы.

Кроме того, следует определить на стенде разность тормозных сил правого и левого колес одного моста. Разность не должна превышать 15%, (для приработанных тормозных на­кладок).

Погрешность показаний штатного двухстрелочного манометра определяется сравне­нием с показаниями контрольных манометров. Контрольные манометры надо подсоединить вместо резьбовых пробок к ресиверу контура I и к ресиверу контура II. Постепенно повышая, а затем, понижая давление в системе, сверить показания штатного и контрольных маномет­ров.

Давление включения сигнализатора торможения нужно определить при номинальном давлении в системе контрольным манометром, который следует подсоединить к контроль­ному выводу N. Плавно нажимая на педаль рабочей тормозной системы, зафиксировать дав­ление включения и выключения сигнализатора торможения по загоранию фонарей. Также определить давление включения и выключения сигнализатора торможения, плавно приводя в действие кран стояночной тормозной системы. Давление выключения (включения) сигнали­заторов необходимо определить для всех контуров пневматического привода. Для этого под­соединить контрольные манометры к ресиверам всех контуров, пустить двигатель и довести давление воздуха в системе до номинального значения.

Медленно выпуская воздух (например, открыв кран слива конденсата) из ресивера контура I, зафиксировать на контрольном манометре давление загорания сигнализатора кон­тура I. Так же определить давление выключения (включения) сигнализаторов контуров II, III, IV пневматического привода.


Давление выключения и давление включения регулятора давления следует оп­ределить по штатному двухстрелочному манометру, погрешность показания которого пред­варительно проверена. Автомобиль должен быть расторможен, т. е. положение педали рабо­чей тормозной системы и ручного тормозного крана должно обеспечивать движение автомо­биля, потребители сжатого воздуха должны быть выключены.


Пустить двигатель и, повышая давление воздуха в системе, зафиксировать на мано­метре момент начала выхода воздуха из вывода регулятора давления в окружающую среду (давление включения).

Нажать несколько раз на педаль рабочей тормозной системы, при этом следить по ма­нометру за снижением давления в системе и зафиксировать момент прекращения выхода воздуха из вывода регулятора давления в окружающую среду (давление выключения). Примечание: Перед определением давления выключения регулятора надо убедиться в ис­правности сигнализаторов, нажав кнопку контроля.

Падение давления в приводеследует определить по контрольным манометрам, под­ключенным ко всем ресиверам привода.

Пустив двигатель, заполнить систему воздухом до номинального давления. Остано­вить двигатель и через 15 мин зафиксировать падение давления по манометрам, положение педали рабочей тормозной системы и ручного тормозного крана при этом должно обеспечи­вать движение автомобиля.

Определить поочередно падение давления в ресиверах от номинального значения за 15 мин при нажатой педали рабочей тормозной системы или включенном ручном тормозном кране.

Падение давления в ресиверахза одно торможение определить по контрольным ма­нометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам I и II контуров или по проверенному штатному манометру.

Заполнить систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остано­вить двигатель, полностью нажать на педаль рабочей тормозной системы (потребители сжа­того воздуха должны быть включены) и зафиксировать по манометрам падение давления в ресиверах.

Опережение давления в управляющей магистрали по отношению к давлению на вы­ходе тормозного крана надо определить по контрольным манометрам, подсоединив их к кла­панам контрольных выводов 40N и Д.

Заполнить систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остано­вить двигатель и, плавно нажимая на педаль рабочей тормозной системы, зафиксировать давление на манометре, подсоединенном к клапану вывода 40N, при давлениях на маномет­ре, подключенном к выводу Д, равных 588, 490, 392, 294, 196, 98 кПа (6, 5, 4, 3, 2, 1 кгс/см2).

Разность давлений в выводах 40N и Д даст величину опережения давления в управ­ляющей магистрали.

Ремонт

При снятии тормозной камеры с пружинным энергоаккумуляторомследует:

- установить рукоятку крана стояночной тормозной системы в положение «затормо­-
жено» (рис. 6-14);

- вывернуть до упора винт механического растормаживания пружинного энергоакку­-
мулятора, убедиться при этом, что шток тормозной камеры убрался;

- отсоединить проводящие трубопроводы, ослабить крепление тормозной камеры, от­-
соединить вилку штока от регулировочного рычага;

- снять тормозную камеру.

При установке регулятора тормозных сил после замены промежуточного и заднего мостов (рис. 6-30) обратить внимание на то, чтобы тяга 5, соединяющая рычаг 3 регулятора с упругим элементом 7, была установлена вертикально, упругий элемент должен быть в гори­зонтальном положении. Длина рычага 3 должна соответствовать величине, указанной на рис.6-29.

Рис. 6-30. Установка регулятора тормозных сил:

1 - регулятор тормозных сил;

2 - соединительная муфта;

3 -рычагрегулировочный;

4 - хомут;

5 - тяга упругого элемента;

6 - наконечник;

7 - элемент упругий;

8 - кронштейн;

9 -гайка.


Уртановив необходимую длину рычага, затянуть болт крепления рычага на регуляторе. После установки проверить выходное давление регулятора тормозных сил. Для этого пневмосистему заполнить сжатым воздухом до кон­трольного давления, равного 637,5 кПа (6,5 кгс/см2). При полностью нажатой педали дав­ление в клапане контрольного вывода С (рис. 6-1) должно быть 250+2° кПа (2,5+0'2 кгс/см2) (для порожнего автомобиля). Если в клапане вывода давление отличается от указанного значения, то привести его в соответствие из­менением длины вертикальной тяги, переме­щая ее в резиновой соединительной муфте 2. Проверить стабильность выдаваемого регуля­тором тормозных сил давления, нажимая не­однократно тормозную педаль, после чего за­тянуть хомут на соединительной муфте.

Подняв наконечник упругого элемента на величину статического прогиба подвески, равную 40 мм, убедиться, что давление в тор­мозных камерах задней тележки при полно­стью нажатой педали тормоза стало равно кон­трольному давлению, т.е. 588,4-637,5 кПа (6-6,5 кгс/см'); если этого не происходит, откор­ректировать длины рычага 3 и тяги 5. При этом помнить, что тяга должна входить в соедини­тельную муфту регулятора на глубину не ме­нее 45 мм. Окончательно закрепить все соеди­нения.