Техническое обслуживание
Ход штоков тормозных камерследует регулировать при холодных тормозных барабанах и выключенной стояночной тормозной системе.
Регулировку ходов штоков тормозных камер с автоматическим рычагом следует производить при переборке тормозных механизмов (замена колодок и т.д.), когда шток тормозной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозите энергоаккумулятор с помощью крана управления стояночным тормозом).
Регулировку осуществляйте согласно схеме (рис. 6-26) в следующем порядке:
— убедитесь, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью воз
вращается в исходное положение;
— вращением червяка регулировочного рычага совместите отверстия корпуса рычага и вил
ки штока тормозной камеры. Присоедините шток тормозной камеры с помощью пальца,
шайбы и шплинта (рис. 6-26, 1);
— нажмите на управляющий блок регулировочного рычага до упора в направлении его вра
щения по стрелке на корпусе (рис. 6-26, 2);
— соедините фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не на
рушая положение управляющего блока;
Рис. 6-26. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами.
— вращением червяка регулировочного рычага разожмите колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном (рис. 6-26, 3); — поверните червяк в обратную сторону приблизительно на 3/4 оборота (рис. 6-26, 4). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и мо мент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м; — убедитесь в работоспособности рычага. Для этого подайте 5 раз сжатый воздух при дав лении 0,6...0,7 МПа (6...7 кг/см") в тормозную камеру. При этом червяк рычага должен по вернуться по часовой стрелке на некоторый угол (рис. 6-26, 5); — проверьте, чтобы при подаче и выпуске сжатого воздуха шток тормозной камеры пере мещался без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах 40...45 мм. При большей величине хода отрегулируйте его, вращая червяк; — убедитесь, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок. |
Регулировка положения педали рабочей тормозной системы(рис. 6-27).
Регулировкой установочного и регулировочного болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35°±2° и свободный ход педали 10-15 мм. Установочный болт зафиксировать контргайкой, регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметикой УГ7.
Проверка работоспособности пневматического привода тормозной системы.
Проверка заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине водителя (двухстрелочный манометр и блок сигнализаторов тормозной системы).
Рис. 6-27. Схема установки педали на тормозной кран:
1 - установочный болт; 2 - регулировочный болт.
Проверять нужно по клапанам контрольных выводов, установленных во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам.
Перед проверкой необходимо устранить утечки сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных технологических манометров надо использовать манометры с пределом измерений 0-1000 кПа (0-10 кгс/см2) класса точности 1,5. Проверять работоспособность пневматического тормозного привода нужно в следующем порядке:
- заполнить пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления. При этом давление во всех контурах тормозного привода и соединительной головке 40R питающей магистрали двухпроводного привода тормозных систем прицепа должно находиться в пределах620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2). Сигнализаторы блока сигнализаторов тормозной системы должны погаснуть при достижении давления в контурах 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/см2). Одновременно прекратит работу звуковой сигнал (зуммер);
- нажать полностью на педаль управления рабочей тормозной системой. Давление по двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться, но не более чем на50 кПа (0,5 кгс/см), штоки тормозных камер должны выдвинуться. При этом давление в клапане С контрольного вывода контура привода тормозных механизмов колес переднего моста должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя. Давление в клапане D контрольного вывода контура привода тормозных механизмов колес промежуточного и заднего мостов должно быть равным показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра, давление в соединительной головке 40N тормозной магистрали двухпроводного привода - равным 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2);
- установить рукоятку привода крана стояночной тормозной системы в положение А(рис. 6-14). Давление в клапане Д контрольного вывода контура привода механизмов стоя ночной и запасной тормозных систем должно быть равным давлению в ресивере контура стояночной и запасной тормозных систем и находиться в пределах 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см ), давление в соединительной головке 40N тормозной магистрали двухпроводного привода - равным О;
- установить рукоятку привода крана стояночной тормозной системы в положение Д «Заторможено» (рис. 6-14). На блоке сигнализаторов тормозной системы должен загореться сигнализатор стояночной тормозной системы в мигающем режиме, штоки тормозных камер механизмов промежуточного и заднего мостов должны выдвинуться; давление в клапане Д контрольного вывода должно упасть до 0, а в соединительной головке тормозной магистрали двухпроводного привода 40N должно быть равным 620-750 кПа (6,2-7,5 кгс/см2);
- нажать на кнопку крана 4 (рис. 6-1) вспомогательной тормозной системы. Штоки
пневмоцилиндров 17 управления заслонками механизма вспомогательной тормозной систе
мы и пневмоцилиндра 7 привода рычага останова двигателя должны выдвинуться. Давление воздуха в тормозных камерах прицепа должно быть равным 60-70 кПа (0,6-0,7 кгс/см2).
В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/см ) должен включаться зуммер и должны загораться сигнализаторы соответствующих контуров на панели приборов в кабине.
Дополнительно весной (осенью):
- проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков при снятых ступицах, устранить неисправности;
- закрепить кронштейны ресиверов на раме.
Проверка состояния тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимныхкулаков. При обслуживании тормозного механизма следует обратить внимание на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если это расстояние менее 0,5 мм, сменить тормозные накладки. Тормозные колодки разбираются после снятие колеса и тормозного барабана. При снятии пружины тормозных колодок не допускать их повреждения. Надо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства
промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормозных механизмов, нужно менять все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес).
После установки новых фрикционных накладок пару колодок необходимо обработать по размерам, указанным на рис. 6-28. Для нового барабана диаметр рабочей поверхности колодок должен соответствовать размерам, указанным на рис. 6-28.
Рис. 6-28. Тормозной механизм.
При наличии дефектов на поверхности барабана его допускается растачивать до диаметра не более 422 мм. После расточки барабана при ремонте диаметр рабочей поверхности пары колодок должен быть равен диаметру расточенного барабана. Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий.
Ось червяка регулировочного рычага должна проворачиваться в одну сторону свободно, в другую сторону - с усилием проворота не менее 42 Нм. Если этого не происходит -рычаг необходимо разобрать и заменить изношенные детали. Внутреннюю полость рычага очистить, просушить и заполнить смазкой Литол - 24.
Перед проверкой параметров пневматического привода тормозной системы нужно:
- затянуть болты крепления компрессора и гайки крепления головки цилиндров ком-
прессора;
- слить конденсат из ресиверов;
- снять фильтр регулятора давления, промыть его керосином, высушить, продуть сжа-
тым воздухом и установить на место;
- снять механизмы вспомогательной тормозной системы, очистить их внутренние по-
верхности от нагара, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом и установить на место;
- осмотреть трубопроводы, шланги, чехлы тормозных камер и тормозного крана, при
вод тормозного крана; устранить неисправности.
Проверку надо проводить в соответствии с перечнем контролируемых параметров, приведенных в протоколе проверки параметров пневматического привода (табл. 6-2). Проверку проводить с помощью комплекта (рис. 6-29), включающего в себя: контрольные манометры 2 класса 1,5, соединительные шланги 1, соединительные головки 4, клапаны 5 кон-
трольного вывода, набор штуцеров и уплотнительных шайб, набор 3 наиболее часто применяемых ключей (S=19x22 mm; S=24x27 мм).
В заключение необходимо проверить тормозные свойства автомобиля на тормозном стенде типа СТП-3.
Примечание: При отсутствии стенда эффективность тормозных систем автомобиля молено оценить дорожными испытаниями по специальной методике. В этом случае критерием эффективности является тормозной путь и поведение автомобиля на дороге.
Рис. 6-29. Комплект для проверки параметров пневматического привода:
1 - шланги соединительные; 2 - манометр контрольный; 3 - ключи; 4 - головки соединительные; 5 - клапаны контрольного вывода.
Критерием оценки эффективности тормозной системы является удельная тормозная сила Q, представляющая собой отношение суммарной тормозной силы всех колес к весу автомобиля:
Q = ∑ T/P,
где: ∑T - суммарная тормозная сила всех колес автомобиля; Р P– вес автомобиля.
Удельная тормозная сила должна быть не менее 5,49 (0,56) - при проверке рабочих тормозных механизмов; 2,75 (0,28) - при проверке запасной тормозной системы.
Кроме того, следует определить на стенде разность тормозных сил правого и левого колес одного моста. Разность не должна превышать 15%, (для приработанных тормозных накладок).
Погрешность показаний штатного двухстрелочного манометра определяется сравнением с показаниями контрольных манометров. Контрольные манометры надо подсоединить вместо резьбовых пробок к ресиверу контура I и к ресиверу контура II. Постепенно повышая, а затем, понижая давление в системе, сверить показания штатного и контрольных манометров.
Давление включения сигнализатора торможения нужно определить при номинальном давлении в системе контрольным манометром, который следует подсоединить к контрольному выводу N. Плавно нажимая на педаль рабочей тормозной системы, зафиксировать давление включения и выключения сигнализатора торможения по загоранию фонарей. Также определить давление включения и выключения сигнализатора торможения, плавно приводя в действие кран стояночной тормозной системы. Давление выключения (включения) сигнализаторов необходимо определить для всех контуров пневматического привода. Для этого подсоединить контрольные манометры к ресиверам всех контуров, пустить двигатель и довести давление воздуха в системе до номинального значения.
Медленно выпуская воздух (например, открыв кран слива конденсата) из ресивера контура I, зафиксировать на контрольном манометре давление загорания сигнализатора контура I. Так же определить давление выключения (включения) сигнализаторов контуров II, III, IV пневматического привода.
Давление выключения и давление включения регулятора давления следует определить по штатному двухстрелочному манометру, погрешность показания которого предварительно проверена. Автомобиль должен быть расторможен, т. е. положение педали рабочей тормозной системы и ручного тормозного крана должно обеспечивать движение автомобиля, потребители сжатого воздуха должны быть выключены.
Пустить двигатель и, повышая давление воздуха в системе, зафиксировать на манометре момент начала выхода воздуха из вывода регулятора давления в окружающую среду (давление включения).
Нажать несколько раз на педаль рабочей тормозной системы, при этом следить по манометру за снижением давления в системе и зафиксировать момент прекращения выхода воздуха из вывода регулятора давления в окружающую среду (давление выключения). Примечание: Перед определением давления выключения регулятора надо убедиться в исправности сигнализаторов, нажав кнопку контроля.
Падение давления в приводеследует определить по контрольным манометрам, подключенным ко всем ресиверам привода.
Пустив двигатель, заполнить систему воздухом до номинального давления. Остановить двигатель и через 15 мин зафиксировать падение давления по манометрам, положение педали рабочей тормозной системы и ручного тормозного крана при этом должно обеспечивать движение автомобиля.
Определить поочередно падение давления в ресиверах от номинального значения за 15 мин при нажатой педали рабочей тормозной системы или включенном ручном тормозном кране.
Падение давления в ресиверахза одно торможение определить по контрольным манометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам I и II контуров или по проверенному штатному манометру.
Заполнить систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остановить двигатель, полностью нажать на педаль рабочей тормозной системы (потребители сжатого воздуха должны быть включены) и зафиксировать по манометрам падение давления в ресиверах.
Опережение давления в управляющей магистрали по отношению к давлению на выходе тормозного крана надо определить по контрольным манометрам, подсоединив их к клапанам контрольных выводов 40N и Д.
Заполнить систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остановить двигатель и, плавно нажимая на педаль рабочей тормозной системы, зафиксировать давление на манометре, подсоединенном к клапану вывода 40N, при давлениях на манометре, подключенном к выводу Д, равных 588, 490, 392, 294, 196, 98 кПа (6, 5, 4, 3, 2, 1 кгс/см2).
Разность давлений в выводах 40N и Д даст величину опережения давления в управляющей магистрали.
Ремонт
При снятии тормозной камеры с пружинным энергоаккумуляторомследует:
- установить рукоятку крана стояночной тормозной системы в положение «затормо-
жено» (рис. 6-14);
- вывернуть до упора винт механического растормаживания пружинного энергоакку-
мулятора, убедиться при этом, что шток тормозной камеры убрался;
- отсоединить проводящие трубопроводы, ослабить крепление тормозной камеры, от-
соединить вилку штока от регулировочного рычага;
- снять тормозную камеру.
При установке регулятора тормозных сил после замены промежуточного и заднего мостов (рис. 6-30) обратить внимание на то, чтобы тяга 5, соединяющая рычаг 3 регулятора с упругим элементом 7, была установлена вертикально, упругий элемент должен быть в горизонтальном положении. Длина рычага 3 должна соответствовать величине, указанной на рис.6-29.
Рис. 6-30. Установка регулятора тормозных сил:
1 - регулятор тормозных сил;
2 - соединительная муфта;
3 -рычагрегулировочный;
4 - хомут;
5 - тяга упругого элемента;
6 - наконечник;
7 - элемент упругий;
8 - кронштейн;
9 -гайка.
Уртановив необходимую длину рычага, затянуть болт крепления рычага на регуляторе. После установки проверить выходное давление регулятора тормозных сил. Для этого пневмосистему заполнить сжатым воздухом до контрольного давления, равного 637,5 кПа (6,5 кгс/см2). При полностью нажатой педали давление в клапане контрольного вывода С (рис. 6-1) должно быть 250+2° кПа (2,5+0'2 кгс/см2) (для порожнего автомобиля). Если в клапане вывода давление отличается от указанного значения, то привести его в соответствие изменением длины вертикальной тяги, перемещая ее в резиновой соединительной муфте 2. Проверить стабильность выдаваемого регулятором тормозных сил давления, нажимая неоднократно тормозную педаль, после чего затянуть хомут на соединительной муфте.
Подняв наконечник упругого элемента на величину статического прогиба подвески, равную 40 мм, убедиться, что давление в тормозных камерах задней тележки при полностью нажатой педали тормоза стало равно контрольному давлению, т.е. 588,4-637,5 кПа (6-6,5 кгс/см'); если этого не происходит, откорректировать длины рычага 3 и тяги 5. При этом помнить, что тяга должна входить в соединительную муфту регулятора на глубину не менее 45 мм. Окончательно закрепить все соединения.