Особенности поиска наркотических веществ в транспортных средствах
Первоначальные упражнения по приучению собаки к обыску транспортных средств сводятся к выработке у нее нейтрального отношения к легковым и грузовым машинам, а также поездам и самолетам. Для этого кинолог с собакой должен регулярно прогуливаться около них, подходить к ним, а также входить с собакой в машину, поезд, самолет. Если у нее проявляется боязнь к транспортному средству, специалист обязан успокоить животное.
В том случае, если это не помогает, поступают следующим образом: возбудив собаку одной из ее любимых игрушек, на виду у нее бросают игрушку внутрь машины или под нее. Затем собаку посылают командой “апорт” за игрушкой, и как только она принесет ее, кинолог поощряет животное игрой, командой “хорошо” и поглаживанием.
Только после того, как собака перестанет бояться различных транспортных средств, следует переходить к поиску наркотических веществ в транспортных средствах.
Делается это следующим образом: кинолог подводит собаку к автомашине и дает собаке обнюхать апортировочный предмет. После этого помощник забирает предмет и на глазах у собаки прячет его где-нибудь в автомобиле так, чтобы она могла взять его самостоятельно.
Кинолог подает команду “ищи” и посылает ее на поиск. Первоначально он производится на поводке, при этом специалист жестом указывает на различные места автомашины с тем, чтобы привлечь внимание собаки и заставить ее активно вести поиск.
При обнаружении собакой предмета с запахом наркотика кинолог играете ней этим предметом. Данное упражнение повторяется 3-4 раза за одно 4-часовое занятие.
По мере закрепления у собаки навыка ее пускают на поиск без поводка. Упражнение постепенно усложняется, наркотик прячут в кабине, под мотором и в других труднодоступных местах.
Изменяется и концентрация наркотиков.
Затем приучают собаку к обыску автотранспортных средств с работающими двигателями. После того, как собака перестала реагировать на работу двигателей и производит обыск заинтересованно, осуществляется переход по приучению собаки к поиску наркотических веществ в самолетах, поездах.
Сначала ее приучают к шуму самолетов и железнодорожных вагонов, затем гуляют с ней: по салону самолета, тамбуру вагонов, заходят в купе и т. д. Как только собака перестала обращать внимание на шум, ее начинают приучать к поиску наркотических веществ в салоне самолета (вагона). При обнаружении предмета с наркотиком собаке предоставляется возможность схватить и поиграть с ним.
Затем собаку выводят из салона самолета (вагона) и предоставляют ей небольшой отдых, после чего упражнение повторяется снова.
За одно 4-часовое занятие прием повторяется 3-4 раза. В дальнейшем наркотик прячут в различные места салона самолета или вагона (в обшивку, на полку над сиденьями и т. д.).
Посадочные места для пассажиров в самолетах, автобусах и поездах схожи. Вариант осмотра “горизонтальная восьмерка” считается наиболее удобным. Он заключается в следующем: сначала собака посылается на осмотр пола самолета (вагона) слева от кинолога, затем на осмотр стенки. Стоя на сиденьи, собака должна осмотреть полку над головой и сиденье, на котором она стоит. Пересекая проход вправо, собака должна провести осмотр в том же порядке. После этого кинолог делает шаг назад и направляет собаку на осмотр следующего ряда, повторяя весь процесс заново. Это позволяет довольно тщательно осмотреть салон в минимально возможные сроки.
Кинолог наблюдает за поведением своей собаки и в случае необходимости оказывает ей помощь.
В конце второго этапа дрессировки наркотические вещества добавляются в объекты с присутствием в них пищевых продуктов. При этом пищевые продукты закладываются по степени их привлекательности для собак (например: крупы, хлеб, вареное мясо, мясокопчености, сырое мясо).
При отвлечении собаки на запах продуктов кинолог должен переключить ее внимание на поиск наркотических веществ посредством подергивания за поводок и командой “нюхай” в подаваемой приказной интонации. Данный прием отрабатывается, когда собака находится в сытом состоянии.
Постепенно закладки с наркотическим веществом маскируются в сигаретах, табаке, чае, сухих травах и других остро пахнущих веществах. При этом необходимо следить за тем, чтобы эти вещества и замаскированные в них наркотики находились в упаковке, а не в открытом виде. В противном случае вдыхание частиц табака, травы и других веществ может привести к раздражению слизистой оболочки обонятельного анализатора собаки и временной (а иногда и полной) потере ею обоняния.
При выполнении данного приема первоначальная доза наркотического вещества должна быть гораздо большей, чем доза маскирующего вещества (примерно в
соотношении 3:1). В процессе последующих занятий доза наркотического вещества уменьшается, а доза маскирующего вещества увеличивается, и к окончанию второго этапа соотношение этих средств в закладке должно быть примерно 1:5.
Требования, предъявляемые к организации занятий на втором этапе дрессировки:
- занятия проводить не реже 3-4 раз в неделю продолжительностью 3-4 часа;
- совершенствование всех навыков осуществлять в условиях, приближенных к реальной службе с постепенным вводом усложнений;
- дрессировку собак следует чередовать по принципу сытый-полуголодный желудок;
- ввод (ознакомление) новых обстановочных раздражителей необходимо осуществлять осторожно, с учетом особенностей поведения собаки;
- управление собакой осуществляется с помощью короткого поводка и лишь в отдельных случаях - без поводка;
- не допускать занятий по общей дрессировке после приучения собак к поиску наркотиков. Выполнение приемов “сидеть” и “рядом” осуществлять без применения механических и болевых раздражителей.
Третий этап дрессировки - заключительный
Задача этапа: Совершенствование у собак навыка поиска наркотических веществ до безотказного их выполнения в реальных условиях службы.
На этом этапе вводятся следующие усложнения:
- закачка запаха наркотических веществ в чемоданы, посылки и другие вещи с помощью шприца;
- приучение собаки к работе в сложных условиях, в том числе в различное время суток;
- приучение собаки к поиску наркотических веществ по комплексному запаху;
- постепенное переключение собаки на поиск наркотиков в широком диапазоне;
- маскировка наркотических веществ (табаком, остро пахнущими веществами и т. д.);
- периодический пуск собаки на досмотр при отсутствии запахоносителя с наркотиком;
- переключение на поощрение собаки только командой “хорошо”.
Занятия на третьем этапе по отработке всех специальных навыков у собаки должны проводиться в условиях, близких к реальным, т. е. на вокзале, КПП, в аэропорту, на пристани, в автобусе, камере хранения, почтовом отделении и т. д.
Закачка запаха наркотических веществ шприцем в реальные вещи пассажиров осуществлять лицам, не связанным с дрессировкой собак. При обнаружении собакой вещей с закачанным запахом наркотического вещества она должна поощряться командой “хорошо” и игрой с заранее подготовленным апортировочным предметом, который кинолог незаметно подкладывает под искомую вещь.
В заключение дрессировки особое внимание следует уделить приучению собаки к работе в сложных условиях обстановки (как правило, в тех условиях, в которых собаке предстоит работать). Занятие необходимо проводить в разное время суток, при любых погодных условиях и на различных участках местности.
Режим занятий: тренировка (днем) - занятия (вечер, ночь) - отдых (день) - тренировка (вечер, ночь) - занятия (день) и т. д.
Необходимо продолжать маскировку наркотических веществ в пищевых продуктах, табаке, парфюмерных средствах и т. д. Наиболее сложно собаке обнаружить наркотик в кофе, т. к. вдыхание запаха кофе действует возбуждающе на нервную систему собаки. Подобным образом действуют на собаку и некоторые химические вещества. Поэтому, если в вещах, предназначенных для досмотра, они имеются, применять собаку нужно только в крайнем случае.
Продолжается маскировка наркотических веществ сильно пахнущими веществами.
Требования к организации занятий:
1. Занятие проводить 2-4 раза в неделю в различное время суток и при различной погоде в условиях реального применения собак на КПП.
2. Непрерывность работы собаки от 10 до 50 минут (в зависимости от ее индивидуальных особенностей) с последующим предоставлением отдыха 10-15 минут.
3. Исключить занятие по общему курсу дрессировки или проводить их только по необходимости.
4. Поощрение собаки производить только командой “хорошо” и лишь периодически:
- лакомством;
- игрой с предметом, имеющим запах наркотического вещества.