Особенности поиска наркотических веществ в транспортных средствах

Первоначальные упражнения по приучению собаки к обыску транспортных средств сводятся к выработке у нее нейтрального отношения к легковым и грузовым машинам, а также поездам и самолетам. Для этого кинолог с собакой должен регулярно прогуливаться около них, подходить к ним, а также входить с собакой в машину, поезд, самолет. Если у нее проявляется боязнь к транспортному средству, специалист обязан успокоить животное.

В том случае, если это не помогает, поступают следующим образом: возбудив собаку одной из ее любимых игрушек, на виду у нее бросают игрушку внутрь машины или под нее. Затем собаку посылают командой “апорт” за игрушкой, и как только она принесет ее, кинолог поощряет животное игрой, командой “хорошо” и поглаживанием.

Только после того, как собака перестанет бояться различных транспортных средств, следует переходить к поиску наркотических веществ в транспортных средствах.

Делается это следующим образом: кинолог подводит собаку к автомашине и дает собаке обнюхать апортировочный предмет. После этого помощник забирает предмет и на глазах у собаки прячет его где-нибудь в автомобиле так, чтобы она могла взять его самостоятельно.

Кинолог подает команду “ищи” и посылает ее на поиск. Первоначально он производится на поводке, при этом специалист жестом указывает на различные места автомашины с тем, чтобы привлечь внимание собаки и заставить ее активно вести поиск.

 

При обнаружении собакой предмета с запахом наркотика кинолог играете ней этим предметом. Данное упражнение повторяется 3-4 раза за одно 4-часовое занятие.

По мере закрепления у собаки навыка ее пускают на поиск без поводка. Упражнение постепенно усложняется, наркотик прячут в кабине, под мотором и в других труднодоступных местах.

Изменяется и концентрация наркотиков.

Затем приучают собаку к обыску автотранспортных средств с работающими двигателями. После того, как собака перестала реагировать на работу двигателей и производит обыск заинтересованно, осуществляется переход по приучению собаки к поиску наркотических веществ в самолетах, поездах.

Сначала ее приучают к шуму самолетов и железнодорожных вагонов, затем гуляют с ней: по салону самолета, тамбуру вагонов, заходят в купе и т. д. Как только собака перестала обращать внимание на шум, ее начинают приучать к поиску наркотических веществ в салоне самолета (вагона). При обнаружении предмета с наркотиком собаке предоставляется возможность схватить и поиграть с ним.

Затем собаку выводят из салона самолета (вагона) и предоставляют ей небольшой отдых, после чего упражнение повторяется снова.

За одно 4-часовое занятие прием повторяется 3-4 раза. В дальнейшем наркотик прячут в различные места салона самолета или вагона (в обшивку, на полку над сиденьями и т. д.).

Посадочные места для пассажиров в самолетах, автобусах и поездах схожи. Вариант осмотра “горизонтальная восьмерка” считается наиболее удобным. Он заключается в следующем: сначала собака посылается на осмотр пола самолета (вагона) слева от кинолога, затем на осмотр стенки. Стоя на сиденьи, собака должна осмотреть полку над головой и сиденье, на котором она стоит. Пересекая проход вправо, собака должна провести осмотр в том же порядке. После этого кинолог делает шаг назад и направляет собаку на осмотр следующего ряда, повторяя весь процесс заново. Это позволяет довольно тщательно осмотреть салон в минимально возможные сроки.

Кинолог наблюдает за поведением своей собаки и в случае необходимости оказывает ей помощь.

В конце второго этапа дрессировки наркотические вещества добавляются в объекты с присутствием в них пищевых продуктов. При этом пищевые продукты закладываются по степени их привлекательности для собак (например: крупы, хлеб, вареное мясо, мясокопчености, сырое мясо).

При отвлечении собаки на запах продуктов кинолог должен переключить ее внимание на поиск наркотических веществ посредством подергивания за поводок и командой “нюхай” в подаваемой приказной интонации. Данный прием отрабатывается, когда собака находится в сытом состоянии.

Постепенно закладки с наркотическим веществом маскируются в сигаретах, табаке, чае, сухих травах и других остро пахнущих веществах. При этом необходимо следить за тем, чтобы эти вещества и замаскированные в них наркотики находились в упаковке, а не в открытом виде. В противном случае вдыхание частиц табака, травы и других веществ может привести к раздражению слизистой оболочки обонятельного анализатора собаки и временной (а иногда и полной) потере ею обоняния.

При выполнении данного приема первоначальная доза наркотического вещества должна быть гораздо большей, чем доза маскирующего вещества (примерно в

 

соотношении 3:1). В процессе последующих занятий доза наркотического вещества уменьшается, а доза маскирующего вещества увеличивается, и к окончанию второго этапа соотношение этих средств в закладке должно быть примерно 1:5.

Требования, предъявляемые к организации занятий на втором этапе дрессировки:

- занятия проводить не реже 3-4 раз в неделю продолжительностью 3-4 часа;

- совершенствование всех навыков осуществлять в условиях, приближенных к реальной службе с постепенным вводом усложнений;

- дрессировку собак следует чередовать по принципу сытый-полуголодный желудок;

- ввод (ознакомление) новых обстановочных раздражителей необходимо осуществлять осторожно, с учетом особенностей поведения собаки;

- управление собакой осуществляется с помощью короткого поводка и лишь в отдельных случаях - без поводка;

- не допускать занятий по общей дрессировке после приучения собак к поиску наркотиков. Выполнение приемов “сидеть” и “рядом” осуществлять без применения механических и болевых раздражителей.

Третий этап дрессировки - заключительный

Задача этапа: Совершенствование у собак навыка поиска наркотических веществ до безотказного их выполнения в реальных условиях службы.

На этом этапе вводятся следующие усложнения:

- закачка запаха наркотических веществ в чемоданы, посылки и другие вещи с помощью шприца;

- приучение собаки к работе в сложных условиях, в том числе в различное время суток;

- приучение собаки к поиску наркотических веществ по комплексному запаху;

- постепенное переключение собаки на поиск наркотиков в широком диапазоне;

- маскировка наркотических веществ (табаком, остро пахнущими веществами и т. д.);

- периодический пуск собаки на досмотр при отсутствии запахоносителя с наркотиком;

- переключение на поощрение собаки только командой “хорошо”.

Занятия на третьем этапе по отработке всех специальных навыков у собаки должны проводиться в условиях, близких к реальным, т. е. на вокзале, КПП, в аэропорту, на пристани, в автобусе, камере хранения, почтовом отделении и т. д.

Закачка запаха наркотических веществ шприцем в реальные вещи пассажиров осуществлять лицам, не связанным с дрессировкой собак. При обнаружении собакой вещей с закачанным запахом наркотического вещества она должна поощряться командой “хорошо” и игрой с заранее подготовленным апортировочным предметом, который кинолог незаметно подкладывает под искомую вещь.

В заключение дрессировки особое внимание следует уделить приучению собаки к работе в сложных условиях обстановки (как правило, в тех условиях, в которых собаке предстоит работать). Занятие необходимо проводить в разное время суток, при любых погодных условиях и на различных участках местности.

Режим занятий: тренировка (днем) - занятия (вечер, ночь) - отдых (день) - тренировка (вечер, ночь) - занятия (день) и т. д.

 

Необходимо продолжать маскировку наркотических веществ в пищевых продуктах, табаке, парфюмерных средствах и т. д. Наиболее сложно собаке обнаружить наркотик в кофе, т. к. вдыхание запаха кофе действует возбуждающе на нервную систему собаки. Подобным образом действуют на собаку и некоторые химические вещества. Поэтому, если в вещах, предназначенных для досмотра, они имеются, применять собаку нужно только в крайнем случае.

Продолжается маскировка наркотических веществ сильно пахнущими веществами.

Требования к организации занятий:

1. Занятие проводить 2-4 раза в неделю в различное время суток и при различной погоде в условиях реального применения собак на КПП.

2. Непрерывность работы собаки от 10 до 50 минут (в зависимости от ее индивидуальных особенностей) с последующим предоставлением отдыха 10-15 минут.

3. Исключить занятие по общему курсу дрессировки или проводить их только по необходимости.

4. Поощрение собаки производить только командой “хорошо” и лишь периодически:

- лакомством;

- игрой с предметом, имеющим запах наркотического вещества.