Принципы и способы воздействия дрессировщика на собаку

Принципы и способы воздействия дрессировщика на собаку при выработке необходимых служебных навыков представлены в табл. 3.

Сами действия дрессировщика по отношению к собаке могут быть активными и пассивными, и те и другие широко используются при дрессировке служебных собак.

Принуждение чаще связано с отработкой навыков общего курса дрессировки при приучении собаки садиться, ложиться по команде, ходить рядом с хозяином.

Провоцируя животное, можно обучить его как преодолению препятствий, так и многим элементам охранной деятельности. Приучение собаки к поиску человека по его запаховому следу с предварительным дразнением - тоже пример провоци-рования собаки.

Наталкивание часто используют на первых этапах обучения собаки работе по чутью, например, когда помощник прокладывает следы на местности, где нет следов других людей и животных, а дрессировщик, зная линию следа, сознательно направляет к нему собаку.

Подражая взрослым животным и человеку, молодая собака может научиться любому навыку, о чем уже достаточно говорилось выше.

Подлавливание - это основной способ воздействия на животное при цирковой дрессировке, однако и в практике служебного собаководства его с успехом используют, например, при обучении собак апортировке различных предметов.

В практике деятельности специалистов служебного собаководства предпочтение отдают активным способам воздействия на собаку, т. к. при этом быстрее достигается необходимый результат, к тому же есть возможность активно формировать границы и конкретную форму выполнения навыка, поправлять собаку в случае надобности. Например, попеременно провоцируя и принуждая животное, его обучают не бросаться на всех людей, которые подходят к хозяину, а лишь на тех, кто проявляет агрессивные намерения (формируют границы навыка), развивают крепкую хватку, если необходимо, перехват и т. д. (т. е. желаемую форму выполнения навыка).

Таким образом, приступая к отработке приема, дрессировщик уясняет себе базу, на которой формируется требуемый навык, выбирает метод дрессировки и способ воздействия на собаку в соответствии с ее индивидуальными особенностями и поставленными задачами. Он разрабатывает конкретный план занятий, который корректируется в зависимости от достигнутых результатов. При стабилизации и закреплении навыка постепенно вводит усложнения и отказывается от поощрения собаки лакомством (пищей).

Начиная дрессировать собаку на базе какой-то одной потребности, постепенно переходят к ее дрессировке на другой основе. Например, на пищевой основе формируют потребность в поиске, и к концу обучения собака сама заинтересована в точной проработке запахового следа. К тому же в процессе дрессировки собака начинает все больше ориентироваться на дрессировщика, т. е. у нее развивается социальная потребность согласовывать свои действия с действиями хозяина (вожака). Таким образом, четкая работа совместно с дрессировщиком становится для собаки сама по себе целью и подкреплением, т. е. работа собаки переходит в инстинктивное русло.