Понятие об обучении и дрессировке собак

Чем отличается дрессировка от обучения собаки?

Научение или обучение в широком смысле слова, как уже упоминалось, - это процесс появления приспособительных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. Обучение животных человеком - это направленный процесс формирования у животных необходимых действий.

Дрессировка - это последовательное приучение животного к совершению по сигналам дрессировщика разнообразных и сложных действий, необходимых для несения службы (работы), т. е. дрессировка - это частный случай обучения.

Дрессировка служебных собак имеет выраженные особенности:

- она проводится по заранее выработанному плану (разработанной методике);

- при дрессировке человек и собака находятся в определенных ролевых отношениях - человек играет роль лидера, собака - подчиненного;

- команды (санкционирующие стимулы) подаются однообразно;

- прием отрабатывается до тех пор, пока собака не станет выполнять его безотказно по первой команде в любой обстановке, не получая при этом поощрения (подкрепления), т. е. пока он не проявляется в виде навыка.

Хочется еще упомянуть о воспитании собаки, которое также является частным случаем обучения. Под воспитанием понимаем процесс формирования у молодых животных нужного нам типа поведения, определение его социального статуса, очерчивание границ деятельности собаки, а также мероприятия по ее психическому и физическому развитию.

 

Установление ролевых отношений в паре “дрессировщик - собака”

Одна из особенностей дрессировки - это наличие иерархических отношений между хозяином и собакой. В собачьей стае между ее членами устанавливаются отношения лидерства - подчинения, не всегда линейные, но близкие к таковым. Это значит, что имеется лидер (доминант), затем следует подчиненный (суборди-нант 1 порядка), далее - его подчиненный (субординант 2 порядка) и т. д. Доминант - это обычно крупный, агрессивный и упорный в достижении лидерства кобель. Встречаются также не склонные к выяснению отношений, умеренно агрессивные, уверенные в себе животные, которые имеют довольно высокий социальный статус. Между двумя собаками могут возникать отношения дружбы и взаимной поддержки, эта пара также имеет шансы на достижение высокого положения в стае. У людей в различных сообществах (в семье, на работе и т. д.) возникают сходные иерархические отношения, и это одна из причин хорошего взаимопонимания между человеком и собакой, т. е. в основе организации сообщества у человека и собаки лежат сходные закономерности.

Исходя из вышеизложенного, становится понятно, почему для достижения успеха в дрессировке человеку необходимо быть лидером по отношению к собаке. В противном случае собака, как стайное существо, будет стремиться к установлению диктата в паре человек - собака, либо просто не будет слушаться, а такую собаку заинтересовать или заставить исполнить что-либо почти невозможно.

Выяснять отношения щенки начинают довольно рано (по некоторым данным, с 3-4 месяцев), однако настоящая борьба за высокий социальный статус разворачивается в период полового созревания. Окончательные отношения доминирования-подчинения у разных пород собак складываются в разном возрасте, в зависимости от сроков созревания, обычно около 1,5-2 лет. Хозяева должны это знать и быть готовыми к тому, чтобы отстоять и подтвердить свое положение лидера.

В ситуации, когда приходится брать для дрессировки взрослую собаку, необходимо использовать все рычаги, чтобы как можно более безболезненно установить отношения лидерства-подчинения с собакой, т. е. быть распределителем благ -пищи, прогулок, гулять на незнакомой территории, в группе собак, которые признают несомненное доминирование человека и т. д.

Иерархические отношения не исключают других ролевых отношений собаки и человека, когда собака может быть охранником, добытчиком и т. д.

Таким образом, для успеха дрессировки хозяин, независимо от ситуации, должен быть лидером для собаки, но лидерство не должно превращаться в тиранство и приводить к подавлению инициативы у собаки и потере заинтересованности в работе.