Классификация форм обучения (по А. С. Батуеву, 1991)

Категория Основные формы
А Неассоциативное, облигатное, стимул-зависимое обучение 1. Суммационная реакция 2. Привыкание 3. Запечатление (импринтинг) 4. Подражание
Б Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое обучение 1. Классический условный рефлекс 2. Инструментальный рефлекс (включая обучение по типу проб и ошибок)
В Когнитивное обучение 1. Психонервная деятельность 2. Рассудочная деятельность 3. Вероятностное прогнозирование

 

Рассмотрим основные категории обучения. а) Неассоциативное, облигатное, стимул-зависимое обучение.

Обычно встречается на ранних этапах онтогенеза при достаточно постоянном видоспецифичном наборе средовых факторов (родильная камера, нора, мать, однопометники и др.). Данное обучение предназначено для быстрого усвоения жизненно необходимых условий существования и является обязательным - облигат-ным для всех особей данного вида.

При этом обучении не требуется непременного совпадения (ассоциации) -

 

внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма, т. е. не требуется подкрепления, достаточно лишь соответствующего стимула, следовательно, обучение - стимул-зависимое.

б) Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое обучение.На более поздних этапах развития поведение становится более активным: щенок начинает исследовать окрестности гнезда, сталкивается с незнакомыми предметами, животными и т. д. Расширяется спектр факторов, которые могут приобретать то или иное сигнальное (предупреждающее) значение при их совпадении (ассоциации) с целостной биологической реакцией организма. При этом один и тот же фактор для разных животных может иметь различное значение в зависимости от конкретной ситуации, а обучение будет носить необязательный - факультативный характер.

Это эффект-зависимое обучение, т. е. оно определяется результатами контакта организма со средой. От относительно пассивного восприятия среды животное переходит к активному процессу формирования собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения.