Достижения и проблемы культуры независимой Украины
После начала проведения политики перестройки, гласности и демократизации в Украине происходит широкий национально-демократический подъем. С середины 80-х годов в условиях подъема национального самосознания, становления демократии многие украинские литераторы активно включились в общественно-политическую жизнь. В 1989 г. начало работу Общество украинского языка имени Т.Шевченко, целью которого стало утверждение украинского языка во всех сферах общественной жизни, его всестороннего развития, охрана его чистоты и самобытности. Происходит настоящий газетно-журнальный бум. Народ заново открывает свою истории, проходят широкие дискуссии о гетмане И.Мазепе, о деятельности Центральной Рады, советско-германском договоре 1939 г., впервые публикуются материалы о голоде 1932-1933 гг. В печать попадают ранее запрещенные книги, на экраны – фильмы. Устанавливаются первые контакты с диаспорой. Активное участие творческая интеллигенция приняла в создании Народного Руха Украины.
После обретения Украиной независимости в 1991 г. начался новый этап в развитии украинского общества. Украина стала суверенным демократическим государством, начались радикальные реформы. Главной особенностью современного периода можно считать его переходный характер. Мы можем говорит о ото, что в обществе сложилась новая социокультурная ситуация, которая характеризуется иными социально-экономическими условиями, формами собственности, характером отношений между людьми, социальной структурой, системой ценностей. Принципиально новый статус в наши дни получила национальная культура. В то же время серьезно влияет на все сферы общественной жизни экономический кризис, который переживает наша страна.
Одним из важнейших для развития культуры является вопрос о национальном языке. В 1989 г. Верховной Радой был принят «Закон про мови в УкраЇнаській РСР”. Статус украинского языка как государственного закрепила Конституция Украины. С принятием нового законодательства начался процесс перехода на украинский язык государственных органов, средств массовой информации, учреждений культуры, образования. Жизнь уже выявила многие трудности, которые стоят на этом пути. По переписи 1989 г. в населении республики украинцы составляли 72%, среди них родным украинский язык назвали 67%, русский язык преобладает на востоке Украины, в Крыму. Финансовые проблемы препятствуют увеличению тиражей украинских книг, коммерческая литература в основном привозится из России. То есть очевидно, что для успешного решения проблемы не достаточно административных мер, а нужна культурно-просветительская работа, государственная экономическая поддержка. Сокращаются тиражи книг. Оптимальным показателем считается, когда на душу населения печатается 12-14 книг в год. Если в 1991 г. в Украине этот показатель составлял 3,6, то в конце 90–х – 0,99. Население в значительной степени было лишено возможности читать периодику (сейчас в Украине только около 8% семей выписывают газеты или журналы).
В 1999 г. в более чем в 60 % средних учебных заведений обучение шло на государственном языке, за исключением нескольких регионов. Из системы среднего образования ушло однообразие. Появляются авторские школы. Особое развитие получили новые виды средних учебных заведений с ранней профилизацией – гимназии, лицеи. Действует программа государственной поддержки одаренных детей. Сейчас начат переход на 12-летнее среднее образование. Однако социальное расслоение населения все чаще придает системе образования по сути сословный характер. Государственные школы испытывают финансовые трудности, учителям нерегулярно выплачивается зарплата. Практически исчезла система профессионального обучения, так как промышленность не в состоянии финансировать ПТУ. Массово закрылись детские сады.
Реформируется система высшего образования. Для повышения его уровня введена система аккредитации. Крупнейшие высшие учебные заведения получают статус Национальных. Например, Национальный Киевский университет им. Тараса Шевченко, Национальный университет «Киево–Могилянская Академия». Кроме государственных, появляется большое количество коммерческих вузов. В результате количество разного рода институтов, академий, университетов выросло почти вдвое.
В годы независимости широкими стали культурные контакты с различными странами. Это и работа различных международных фондов, возможности поездок, совместные проекты. Украина участвует в таких международных программах, как «Sea launch». Были изданы произведения писателей, работавших в эмиграции, появилась переводная литература ведущих зарубежных историков-украиноведов (в 1993 г. украиноведение преподавалось в 28 университетах и колледжах США и в 12 университетах Канады).
В то же время на научном потенциале очень серьезно отразились экономические проблемы. Реструктуризация управления экономикой, переход одних предприятий в частную собственность, убыточность других ударили по отраслевым научным и проектным институтом. Государственной финансирование науки сократилось в четыре раза. В Украину широко завозиться электронная техника, собственная ее разработка и производство не налаживаются. Ухудшение условий жизни и работы стало главной причиной того, что в 1992-1996 гг. за рубеж выехали тысячи научных сотрудников.
Появилось разделение культуры на элитарную и массовую. Украина столкнулась с таким явлением, как американизация культуры, особенно ощущаемая в области кинематографа (производство собственных фильмов по сути прекращено), популярной музыки, литературы. Для многих людей посещения театров, музеев, библиотек тем более какие-либо поездки стали недоступны. В связи со значительным сокращением жизненного уровня (по уровню жизни в Украина занимает 95 место в мире, а более половины жителей живет ниже черты бедности), ухудшением медицинского обслуживания, ростом стоимости лекарств, осложнением экологической обстановки наблюдается увеличение заболеваемости, смертности, снижение рождаемости.
Национальные меньшинства Украины получили широкую возможность удовлетворять свои культурные запросы. Возникли национальные культурные общества евреев, греков, немцев. Например, радио в Мариуполе регулярно ведет передачи на греческом языке (в Донецкой области более 100 тысяч греков), создан национальный университет. Происходит обмен культурными делегациями. Действуют школы на польском, румынском, венгерском, других языках. Особого внимания требует проблема развития культуры крымско-татарского населения.
Исчез государственный контроль, многие годы тяготевший на творческой интеллигенцией. Расширились возможности гастрольной деятельности. Однако многие театры, творческие коллективы из-за сокращения государственного финансирования оказались в сложной ситуации. В настоящее время происходит, с одной стороны, осознание необходимости их поддержки органами власти, в том числе местной, с другой стороны идет поиск спонсоров. Примером может служить Донецкий оперный театр им. А.Соловьяненко, творческим руководителем которого является В.Писарев. Здесь не прекращаются премьеры спектаклей, с успехом проходят зарубежные гастроли, организуются национальные и международные фестивали.
Принципиально изменились отношения государства и церкви. Конституция Украины гарантирует гражданам свободы совести и вероисповедания, сохраняя отделение церкви от государства и школы от церкви. Эти положения законодателтьства из декларируемых превратились в реальные. В Украине по состоянию на 1 января 2000 г. действовало около 22 тыс. религиозных организаций, входящих в 80 конфессий, течений и направлений. С провозглашением независимости Украины, произошел раскол в православной церкви. Сложились три православные конфессии: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православную церковь Киевского партриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь. Возобновлена деятельность Украинской греко-католической церкви, кроме того существуют римско-католическая церковь, 32 направления протестантства (баптисты, адвентисты седьмого дня, иеговисты), общины иудеев, ислам, нетрадиционные культы (РУН-вира, кришнаиты, буддисты). Религиозным общинам возвращены национализированные в прошлом здания. Восстановлен шедевр украинской храмовой архитектуры – Михайловский Златоверхий собор, заканчивается работы в Успенском соборе Киево–Печерской Лавры.
* * *
ХХ век в истории украинской культуры, как и во всем мире, полон противоречий, достижений и утрат. Особенность развития национальной культуры является определяющая роль политического фактора. Основные его этапы совпадают с основными этапами политической истории. Новые возможности открывает перед культурой образование украинского независимого государства. Однако пока их использование оказалось затруднено кризисом. Выход из него – задача не только экономики, но и культуры.
Список литературы
Асеев Ю.С. Джерела. Мистецтво Киiвськоi Русi. - К.:Мистецтво, 1979.-
216 с.
Белiчко Ю.В. Українське радянське мистецтво перiоду громадянської
вiйни. - К.:Мистецтво, 1982.- 183 с.
Бiлецький П.О. Українське мистецтво другої половини XVII-XVIII
столiття. - К.:Мистецтво, 1981.- 159 с.
Воропай О. Звичаї українського народу. - К.:Оберiг, 1993.- 590 с.
Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. - К.:Лыбидь, 1991.-
398 с.
Iсторiя української лiтератури ХХ ст. - У двох книгах. /за ред.
В.Г.Дончика.- К.:Либiдь, 1994.
Iсторiя українськоi культури /За загал. ред. I.Крип'якевича. -
К.:Либiдь, 1994.- 656 с.
Ковальчук О.В. Українське народознавство. - К.:Освiта, 1992.- 232 с.
Культура i побут населення Украiни: Навч. посiбник / В.I.Наулко,
А.Ф.Артюх, В.Ф.Горленко та iн. - К.:Либiдь, 1991.- 232 с.
Культура українського народу: Навч. посiбник /В.М.Русанiвський,
Г.Д.Вервес, М.В.Гончаренко та iн. - К.:Либiдь, 1994.- 272 с.
Огiенко I.I. Українська культура. - К.:Абрис, 1991.- 272 с.
Степовик Д.В. Українське мистецтво першоi половини XIX столiття. -
К.:Мистецтво, 19 .- 191 с.