Материальная и духовная культура восточных славян
Основные занятия и общественные отношения. Базисом культуры Киевской Руси явилось многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие – подсечно-огневое в полесской зоне и пахотное – в лесостепи. Для обработки земли предки украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двуполье – одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.
Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским. От слова «ковать» образовалось не только слово «коваль», но и «коварство», первоначально означавшее всего лишь умение, искусство, мудрость. В Киевской Руси сложилось предание о братьях-кузнецах, победивших в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им борозду «змиевых валов» – оборонительных укреплений вокруг Киева. К Х веку мастерство киевских ковалей и литейщиков получило признание далеко за пределами Руси. Персидский географ за целое столетие до Нестора писал: «Там изготовляют очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова расправляются сами».
Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомо сложное рисуночное тканье и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о кожемяках – людях умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а по готовому изделию: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был владеть по крайней мере несколькими специальностями.
Зародившаяся торговля продуктами сельского хозяйства и ремесла первоначально осуществлялась в виде обмена как внутри общины, так и между племенами и землями. Со временем зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют клады серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати, монеты византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), найденные археологами на Замковой горе, послужили одним из доказательств даты возникновения Киева еще в конце V в. В начале 80-х годов по всей Украины было торжественно отмечено 1500-летие нашей вечно молодой столицы. Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарии, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.
Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI в. готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов леса и болота», то в IX в. скандинавы называли Русь Гардарикой – «страной городов». К началу Х в. в летописях упоминаются более двадцати городов, к ХII – около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием – уже более трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли «соперником Константинополя».
Постепенное и неуклонное развитие восточных славян обусловило разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность соседской общины на землю, все же малая семья ближайших родственников начинает играть все большую роль. Летопись "Повесть временных лет" свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко.
Родовая община называлась "мир" или "вервь" (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). По наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян встречались настолько редко, что они не запирали своих сундуков с добром. Члены общины были повязаны круговой порукой, действовал закон кровной мести. Позднее традиционное (обычное) право было нелегко заменить государственным. Процесс внедрения первого писаного закона – «Русской правды», сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью.
Княжеская власть у славян, как и у других народов на стадии разложения общественного строя и военной демократии, подчинялись совету старейшин и общему племенному собранию. Обычно князя избирали или назначали для отпора внешнему врагу, но по мере формирования княжеских дружин из удальцов, готовых по команде удачливого предводителя «поискать себе чести, а князю славы» в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала избирать дружина. Даже в Х в. великий князь киевский Святослав отказал в просьбе матери, княгине Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою дружину.
Большинство воинов шло в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелых доспехов, в отличие от средневековых рыцарей, у славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийский, славяне были мужественны и бесстрашны. В IX-X вв. широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры,
дротики. Позже появилась конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго скрываться под водой дыша через тростинку. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее дележом: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х в. Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать больших столкновений с Русью и особенно не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI в. русские князья имели парусно-весельные корабли, достигавшие берегов Византии, С превращением княжеской власти в наследственную и ее укреплением дружина постепенно становится частью государственного аппарата.
Религиозные верования. Древние славянские верования были языческими и основывались на обожествлении сил природы. Всю жизнь славян была пронизывала вера во вмешательство сверхъестественных сил, в зависимость людей от богов и духов.
Больше других поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мощи: гроза, сильный ветер, полыхание огня. Не случайно верховным божеством был Перун - бог молнии и грома, который, как и все боги, воплощал в себе и доброе и злое начало: он мог поразить молнией человека, его жилище, но в то же время он, согласно мифу, преследует Змея, который скрывается в любом предмете, догоняет и убивает его. После победы на Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог - бог огня; Стрибог - бог ветров, олицетворяющий стрелы и войну; Даждьбог – бог удачи, отождествлявшийся с солнцем; Хорс - бог солнца (иногда луны);Симаргл - бог подземного мира, как он чаще всего трактуется, представляли его в образе крылатого пса и др.
В пантеоне восточнославянских божеств, в отличие от древнегреческого и древнеримского, было мало богов, непосредственно олицетворяющих интересы и занятия человека. Можно назвать только Велеса (Волоса) - бога богатства, скота и торговли, Мокошь (Мокошу) - богиню дождя и воды, в то же время покровительствовавшую ткачеству. Кстати это практически единственное женское божество у славян.
Отличительной чертой является и слабо выраженный антропоморфизм богов: они мало похожи на человека, напоминая большей частью фантастические существа. Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще всего из дерева, редко из камня. Они устанавливались, как и в Древней Греции крито-микенского периода, не в храмах, а в рощах, на берегах рек и т.д., такие места назывались капища. «Таковы … скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря – всему существующему поклонялись они яко Богу, и чтили, и жертвы приносили», – осуждающе писал позднее один из церковников о приверженцах народной религии.
Культы божеств – установленные ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв – известны очень мало. Уникальным памятником культовой скульптуры является так называемый Збручский идол. Ученые до сих пор спорят, кого же именно он изображает. Одни считают, что это идол Святовита – четырехликого божества. Украинский философ М.Попович доказывает, что такое объяснение противоречит сущности языческого многобожия. По его мнению, это четыре разных божества.
Вредоносные свойства воплощали в народных верованиях злые духи: леший, бес, водяной, русалки, полудница - дух летнего полуденного зноя, криксы - духи крика и плача и др. Злые духи считались неопасными для тех, кто соблюдал все обряды и запреты.
Мировоззрение восточных славян формировалось в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Как и другие народы, славяне верили в преисподнюю, небесную твердь, центр мира ("мировое дерево"). Жизнь человека подчинена судьбе - "суду божьему". Правда, судьба у славян не была, очевидно, столь же неотвратимой, как фатум у древних греков, но главные события человеческой жизни считались предопределенными. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гаданий о будущей жизни человека.
Религия восточных славян, как и другие составляющие культуры, сложившиеся на этапе родоплеменных отношений, с возникновением государственности неизбежно должны были претерпеть серьезные изменения. Качественно новые культурные процессы в Киевской Руси развернулись после принятия христианства.