TEMPUS (ВРЕМЯ, ТЕМП)

Джованни да Донни (1318-1389 г.), профессор астрономии в Падуе, не был ни в коем случае первым, кто сделал механические часы. Данте упоминает часы в Рае; есть упоминания о часах в лондонском соборе Св. Павла в 1286 г. и в Милане в 1309 г. Но Донди первым описал работу часов в трактате II Tractus Astarii (1364 г.). Там описаны астрономические часы с семью циферблатами, которые работают от анкерного механизма с коронной шестерней. (С этих часов было сделано в наше время несколько современных копий: одна находится в экспозиции Музея науки в Кенсингтоне, другая — в Смитсоновском Институте в Вашингтоне до сих пор привлекает внимание экскурсантов.)

Изобретение механических часов обычно приписывают китайцу, жившему в VIII в., Лян Лин-сону. Но это изобретение вошло в практику в Европе только в конце XIII века. На первых часах каждый час просто отбивался колокольчиком. Такого рода механизм (1386 г.) до сих пор работает в соборе Солсбери. Позднейшие модели имели циферблаты, на которых отмечались не только часы дня, но и фазы луны, планет, даже дни памяти святых и праздники. Лучшие экземпляры находятся в Милане (1335 г.), Страсбурге (1354 г.), Лунде (1380 г.), Руане (1389 г.), Уэлсе (1392 г.) и Праге (1462 г.). Механические часы постепенно вытесняли более ранние приборы измерения времени: теневые часы, солнечные, песочные и водяные часы (клепсидру). Механические часы были особенно привлекательны для жителей северных стран, где нельзя

было полагаться на солнечный свет. Часы сооружали на всех больших соборах, городских площадях и воротах и, конечно, в монастырях.

Часы, разбивавшие сутки на 24 часа, с часами одинаковой и определенной продолжительности буквально преобразили течение дня людей. По большей части люди жили соответственно восходу и закату, что не было точным мерилом. Там же, где в употреблении была система часов, часы имели разную продолжительность в разных странах и в разное время года. Мирские часы дня отличались от измерения ночного времени стражами и от уставных часов Церкви, где различали утреню, часы (перед обедней): первый час, третий, шестой, девятый, вечерню и вечернее богослужение. Простые люди переняли представление о постоянном делении дня (рутине времени) на равные временные у средневековых монахов. В позднейшие времена отсюда развилось нормирование городской жизни и искусственные установления индустриального общества. Часы — это

«надсмотрщик-тиран», имеющий громадное социализирующее влияние. Ньютонова физика зиждилась на представлении, что вселенная — это громадные «небесные часы»; так что понадобились величайшие умы, как Эйнштейн или Пруст, чтобы показать всю искусственность и механистичность восприятия времени людьми. [КОМБРЕ] [е=mc2]

Следующей вехой в эволюции часов стало их уменьшение. Появились домашние часы в

XV в. и личные часы в XVI в.; часы с маятником (1657 г.), обеспечивавшие большую точ- ность; морской хронометр (1761 г.), разрешивший давнюю проблему измерения долготы в

море; и заводящиеся без ключа часы, позволившие создать карманные и наручные часы. Самые точные часы — атомные, которые дают ошибку в одну секунду за 3000 лет, были созданы в Британской национальной физической лаборатории в 1955 г.

С течением веков создание часов превратилось из высокого мастерства в массовое производство. Сначала центрами часового производства были Нюрнберг и Аугсбург, Париж и Блуа. Множество мастеровых-гугенотов бежало в Швейцарию. В XVII-XVIII вв. на первое место выходит Англия. Франция особенно славилась дизайном корпусов и украшением часов. В Шварцвальде специализировались на деревянных часах с кукушкой. В XIX в. на первое место в мире в машинном производстве часов высокого качества выходит промышленность Швейцарии (с центрами в Женеве и в Ла Шоде-Фон в Юре).

Ремесло часовщиков выросло внутри гильдий, объединяющих слесарей и ювелиров. Среди знаменитых часовщиков следует упомянуть Жака де ла Гарда из Блуа, создателя первых карманных часов (1551 г.); Кристиана Гюйгенса (1629-1695 гг.) из Гааги — изобретателя часов с маятником и волосковой пружины; Джона Арнольда, Томаса Эрншо и Джона Харрисона (1693-1776 гг.) — мастеров морских хронометров. А также Жюльена Леруа (1686-1759 гг.) — создателя часов в Версале; Авраама Луи Брегета (1747-1823 гг.) -

PESTIS

изобретателя самозаводящихся montre perpetuelle [вечных часов] и Эдварда Джона Дента (1790-1853 гг.), создателя Биг Бена. Антоний Патек из Варшавы и Адриан Филипп из Берна основали в 1832 г. фирму "Па-


 

тек-Филипп" — ведущую швейцарскую фирму наших дней.

Но к этому времени часы уже стали всеобщим признаком урбанизованного западного общества. Крестьяне Восточной Европы привыкали к

часам медленнее. Для миллионов же советских солдат вступление Красной Армии в Европу в 1944-1945 гг. стало возможностью вкусить свободы и заполучить в собственность часы.

перед лицом природных стихии, постоянных воин, повсеместного бандитизма, набегов викингов, кочевников и неверных, перед чумой, голодом и социальным хаосом — все являло человека ничтожным в руках великого Бога. И лишь укрытый в стенах монастыря неординарный разум мог предаться своему гению.

Таким образом, средневековая философия оставалась в основном отраслью богословия. Главной задачей было приспособить идеи Аристотеля к религиозным догмам, то есть примирить разум с верой. Величайший философ средневековья доминиканец св. Фома Аквинский (ок. 1225-1274 гг.) достиг этой цели, постулировав, что человеческий разум есть Божественное установление, что вера разумна и что, при правильном понимании, разум и вера не противоречат друг другу. Сходные проблемы стали предметом рассмотрения трех францисканцев (причем все они из Британии): Роджера Бэкона (1214-1292 гг.), Дунса Скота (1265-1308 гг.) и Уильяма Оккама (ок. 1285-1349 гг.). Бэкон, doctor mirabilis, провел четырнадцать лет в тюрьме за «подозрительные новшества». Дунс Скот34, в отличие от

Аквината, полагал, что пищей разума может быть только то, что доступно в непосредственном восприятии. Он был поборником идеи непорочного зачатия [имеется в виду непорочное зачатие Божьей матери ее родителями]. Оккам, venerabilis inceptor, отлученный от Церкви за его труды, был главой так называемых номиналистов. Он отверг господствовавшие тогда в философии платоновские понятия универсалий — абстрактных сущностей, о которых полагали, что они существуют независимо от предметов, что было покушением на философские основания многих неизменных условностей средневековья, включая социальные порядки. Бритва Оккама — принцип гласящий, что факты следует интерпретировать на основе необходимого минимума разъясняющих их причин, —

оказался замечательным инструментом логического мышления. Он полностью отделил мышление от веры и открыл дорогу научному, светскому познанию. У него был замечательный лозунг: «Не следует без надобности умножать сущности». Когда его представили германскому императору Людовику Баварскому, он, говорят, произнес:

«Защищай меня мечом, сир, а я буду защищать тебя пером».

Также и средневековая наука была неразрывно связана с богословием. Не было ясного сознания раздельности физических и духовных явлений, и часто считали, что тот, кто исследует «тайны природы», беззастенчиво заглядывает «в чрево Матери Церкви». Так, в средневековом немецком языке не различались понятия «газ» и «дух». Оба понятия передавались одним словом Geist, современным эквивалентом англ. ghost «привидение, призрак, дух». Тот, кто проводил научные эксперименты, рисковал быть обвиненным в колдовстве. Алхимия вытеснила физику и химию, а астрология — астрономию. Оксфорд Роберта Гроссетеста (ок. 1170-1253 гг.), ректора университета и епископа Линкольна, часто считают местом рождения науки.

Однако больше всего важных открытий совершали одиночки. Эксперименты Роджера Бэкона по оптике и механике были частью его борьбы против предрассудков и превратных представлений. Он пытался проверить знание так же, как, настаивая — наперекор духу времени — на изучении греческого, он пытался выверить точность латинского перевода Священного Писания. Учитель Бэкона Пьер де Марикур (Питер Иностранец) написал фундаментальное исследование по магнетизму, по-видимому, в то самое время, когда Анжуйцы осадили Люцеру ди Калабрию в 1269 г. Вителло, или Вителлон (1230-1280 гг.), из Силезии написал фундаментальный трактат по оптике Perspectiva, в котором автор, отделив механичес-