Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 111

ская мощь привлекает больше, чем греческая изысканность. Они восхищаются размерами и мощью Колизея, не задаваясь вопросом, для чего он был возведен. Колизей и в самом деле стал символом цивилизации Рима, так что было общим местом считать: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир»2. Но есть много и таких, кто не любит Рима. Для многих Рим — это в лучшем случае подражатель и продолжатель Греции, только в большем масштабе. У греческой цивилизации было качество, у римской — только количество; Греция — оригинальна, Рим - насквозь произволен. У Греции был стиль, у Рима — только деньги; Греция — изобрела, Рим — только изучил и применил. Такого же мнения придерживались и римляне-

интеллектуалы. «Если бы греки так же презирали новшества, как мы, — писал Гораций в Письмах, — то какие бы произведения древности сейчас существовали?» Больше того, римляне вульгаризировали многое из того, что копировали. Так, в архитектуре они переняли тяжелый и роскошный поздний коринфский ордер, а не дорический или ионический. «Самая ткань греческого искусства распадается, — пишет один критик, — когда оно приходит в соприкосновение с таким исключительно практическим народом, как римляне»3.

Рим в непомерном долгу перед Грецией. В религии римляне переняли весь пантеон олимпийцев, превратив Зевса в Юпитера, Геру в Юнону, Ареса в Марса, Афродиту в Венеру. Они переняли их философию настолько, что стоицизм стал более типичен для Рима, чем для Афин. В литературе латинские последователи сознательно брали за образец греческих писателей. Не подлежало обсуждению, что образованный римлянин должен в совершенстве владеть греческим языком. В теоретической философии и науках римляне практически нисколько не продвинулись по сравнению с более ранними достижениями греков.

Однако было бы ошибкой полагать, что Рим был чем-то вроде младшего партнера в


 

греко-римской цивилизации. Римский гений был устремлен в новые сферы — особенно в сферу права, военной организации, администрации и инженерного искусства. Больше того, конфликты и психологическое напряжение в римском государстве были источником литературной и художественной чут-

кости самого высокого порядка. Не случайно многие выдающиеся римские воины и государственные мужи были также и превосходными писателями. Не следует также забывать и длинный СПИСОК римских пороков. Критики указывают на особенно отвратительное рабство, на превосходящую всякую меру жестокость, а с течением времени

— и на такой социальный и нравственный упадок, по сравнению с которым эллинизм выглядит пуританством.

Политическая история древнего Рима в ее самом широком толковании — от основания

«Вечного города» в 753 г. до н. э. до окончательного падения Римской империи в 1453 г. н. э. — насчитывает 2206 лет. В более принятом смысле — от основания Рима до падения западной части Римской империи, столицей которой был Рим, — она продолжалась вдвое меньше. Обычно историю Рима делят на три периода: царский, республиканский и императорский. [годы от ОСНОВАНИЯ РИМА]

Полулегендарное Римское царство сопоставимо во многих отношениях с ранним

«Героическим веком» Греции. О начале Римского царства повествует рассказ о Ромуле и Реме, сиротах-близнецах, потомках Энея, которые были вскормлены волчицей, а завершается этот период изгнанием последнего из семи царей — Тарквиния Гордого, в 510 г. до н. э. Эти два с половиной столетия принадлежат доисторическому (то есть до начала письменной истории) времени. Ромул, основатель Рима, затем организовал похищение сабинянок, а те способствовали заселению нового города. Нума Помпилий, сабинянин, ввел календарь и официальные религиозные культы. Им основан храм Януса на Форуме, двери которого были открыты в военное время и закрыты в мирное время. Тулл Гостилий, третий царь, латинянин, разрушил до основания соседний город Альба Лонга и депортировал его население. Анк Марций создал социальную группу плебс, или «простой народ», из привозимых в Рим пленников. Сервий Туллий, шестой царь, даровал Риму его первую конституцию, предоставив плебсу независимость от патрициев, или старейших, и основал Латинский союз. Пятый и седьмой цари, Тарквиний Древний и Тарквиний Гордый были этрусками. Первый организовал общественные работы в Риме, в том числе построил громадную сточную канаву, на-

Roma

 

AUC

Римское летоисчисление исходило из условной даты основания Рима. За точку отсчета принимался 750 г. до н. э. Все остальные даты устанавливались относительно AUC — ab urbe condita [от основания города Рима]. Схема была изменена в I веке н. э., когда М. Теренций Варрон (636-725 аuс/ от основания Рима), «ученейший из римлян», вычислил, что Рим был основан в 753 г. до н. э. Но к тому времени римляне уже привыкли и к альтернативной системе: обозначать год не числом, а по имени правившего в тот год консула. И в официальных свидетельствах, и в обыденных разговорах они говорили о «годе [консульства] Г. Теренция Варрона и Л. Эмилия Павла» (216 г. до н. э.) или о «семи консульствах Г. Мария» (107, 104, 103, 102, 101, 100 и 86 гг. до н. э.). Для такой системы следовало основательно знать римскую историю. Но мало кто из образованных римлян не знал, что старший Варрон и Эмилий Павел командовали римской армией во время бедствия при Каннах.

К счастью, эти две системы были сопоставимы, и каждая из них могла быть привлечена для поддержки другой. Например, возвышения и падения Гая Юлия Цезаря можно было проследить по следующим отсылкам:

AUC консульство до н. э.
M. Кальпурний Бибул и Г. Юлий Цезарь (I)
  Г. Клавдий Марцелл и Л. Корнелий Лентул Крус Г. Юлий Цезарь (II) и П. Сервилий Ватия  
  Исаврик Г. Руф Каленус и П. Ватиний  
Г. Юлий Цезарь (III) и М. Эмилий Лепид
Г. Юлий Цезарь (IV) единственный консул
Г. Юлий Цезарь (V) и Марк Антоний
Г. Вибий Панса и А. Гирций, оба убиты; заменены триумвиратом М. Антония. Г. Октавиана и М. Эмилия Лепида

Именно Цезарь понял, что календарь становится неэффективным. Старый римский год, в котором было только 304 дня, делился на 10 месяцев начиная с XI Kal. Maius [майских календ], или 21 апреля. Дополнительные месяцы lanuarius и Februarius были придуманы для заполнения пробелов. Таким образом, в 708 г. от основания Рима в третье консульство Цезаря, были проведены решительные реформы. Текущий год был продлен на 151 день, чтобы Новый год мог начаться 1 января 704 г. от основания Рима (45 г. до н. э.) и продолжался бы 365 дней до 31 декабря. Дальнейшие поправки были сделаны при Августе в


 

737 г. от основания Рима (4 г. н. э.), когда прежние пятый и шестой месяцы Quintilis и Sextilis

были названы Julius (в честь Цезаря) и Augustus, а раз в четыре года вводился bissextile

«лишний день високосного года». Получившийся в результате юлианский год длиной в 365 1/4 дней не совпадал со временем вращения Земли только на 11 минут и 12 секунд и оставался в общем употреблении до 1582 г. н. э. Тем не менее консулы назначались и во время принципата, а с ними сохранялся и обычай считать годы по консулату. На годы же правления императоров не ссылались. Позднее во времена Империи, когда консулат был отменен, система летоисчисления по году от основания Рима дополнялась и поддерживалась отсылками к пятнадцатилетним циклам индикта. И когда в середине VI

века возобладало, наконец, христианское летоисчисление, римское летоисчисление оставалось в употреблении еще в течение тринадцати веков. [ANNO DOMINI]

званную его именем. Последний был изгнан после того, как его сын обесчестил Лукрецию. [ЭТРУСКОСТЕРИЯ]

Рим с его семью холмами, занимавший стратегически важное господствующее положение на р. Тибр, был одним из нескольких городов Лация, где говорили на латинском языке. В то далекое время над ним господствовали его более сильные соседи и в особенности этруски на севе-

ре, чей укрепленный город Вейи лежал всего в 16 км от Форума. Руины «этрусских поселений» в Вульчи, Тарквинии и Перузии свидетельствует, что это была передовая, хоть и загадочная цивилизация. Рим у них многое заимствовал. Ливий пишет, что Рим уцелел при попытке этрусков атаковать его и снова посадить на престол Тарквиния после того, как одноглазый Гораций Коклес удержал Свайный мост (Pons Sublimis).

Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 113