Государственная власть как разновидность политической власти.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1. публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2. универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3. верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4. законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5. легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6. легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7. легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8. использование системы выплаты налогов;

9. использование государственного принуждения;

10. деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1. метод принуждения (насилия);

2. метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1. на законодательную;

2. исполнительную;

3. судебную.

Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.

Политическая власть неразрывно связана с властью государственной: чтобы доминирующая социальная группа могла в полной мере реализовать политическую власть, свою волю, она должна обладать рычагами государственной власти. Тем не менее, первую следует отличать от второй. Поэтому, на наш взгляд, является спорным утверждение М.И. Байтина, что «политическая, государственная власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, суть синонимы».

Правы те авторы, которые отмечают, что первоначально политическая власть возникла именно как власть государственная, поскольку тогда, кроме государства, других политических организаций не существовало. Вместе с тем политическая власть по своему объему значительно шире власти государственной. Государственная власть - лишь одна из организационных форм политической власти.

Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластие в России в 1917 году, когда государственная власть находилась в руках Временного правительства, а значительная доля политической власти принадлежала Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это было не столько территориальное, сколько функциональное разделение: двоевластие существовало на одной и той же территории.

Возможно и территориальное разделение. В ходе революционной борьбы в Китае, на протяжении четверти века (до образования нового государства – Китайской Народной Республики в 1949 году), существовал ряд «освобожденных» районов. В них действовала «предгосударственная» политическая власть, которая затем переросла непосредствённо в государственную.

Политическую и государственную власть бывает сложно разграничить по причине дуалистической (собственно политической и государственной) роли правящих политических партий. Так при тоталитарном режиме единственно разрешенная законом правящая партия на практике реализует власть как «государственная партия». Но и в демократических государствах партия, победившая, например, на выборах в парламент и сформировавшая правительство, на деле получает в свое распоряжение рычаги и государственной власти.

Однако политическая и государственная власть имеют разные механизмы реализации. Политическая власть (в качестве собственно политической власти, не реализуемой еще через государственные структуры) осуществляется посредством деятельности политических партий, предпринимательских союзов, профсоюзов, международных организаций, массовых выступлений населения, давления через средства массовой информации, формирования определенного общественного мнения, воздействия на государственный аппарат, путем руководства определенными звеньями этого аппарата (например, посты министров в коалиционном правительстве могут занимать члены различных партий). Напротив, государственная власть централизована и формализована. Она реализуется посредством деятельности специального государственного механизма, обеспечивающего деятельность, трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Таких ветвей у политической власти нет.

Наконец, политическая власть непосредственно не всегда располагает средствами принуждения в отношении всего общества, хотя в известные периоды и осуществляет это (например, советы в условиях двоевластия в России). Но юридически институтом легализованного принуждения в отношении всего общества является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Только государственную власть характеризует способность добиваться осуществления тех или иных целей с помощью принуждения. Вместе с тем государственная власть не обязательно использует принуждение для решения стоящих перед ней задач. Она может их добиваться и другими средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и т.п. Но только она обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества к выполнению своих решений.

Словом, государственная власть - это основное направление и основной инструмент реализации политической власти государственными средствами и методами. Политическая и государственная власть - очень близкие понятия, которые не стоит противопоставлять. Но подобно тому, как политическая система не. сводится только к государству, так и политическая власть не тождественна государственной.

Таким образом, с нашей точки зрения, государственная власть это основная форма политической власти, представляющая собой возникающее на основе социальной дифференциации общества и обусловленное необходимостью руководства и управления им социальное сознательно-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, государственный орган или должностное лицо. Государственная власть характеризуется еще и тем, что опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать нормы, обязательные для всего населения.