Вопрос 44: Уровни организационной культуры и их характеристики. Субъективная и объективная организационная культуры.
Под организационной культурой понимается философия управления, предположения, ценности, верования и нормы, лежащие в основе отношений как внутри организации, так и за её пределами; совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Философия управления впервые была разработана в крупнейших корпорациях.
Президент компании «Сони» А. Морита так её сформулировал:
- Патернализм: все работники – члены семьи.
- Выбор только амбициозных целей.
- Развитие творческой инициативы.
- Культ преданности фирме.
- Всеобщее согласие и вежливость к окружающим.
Компонентами культуры организации являются:
· корпоративные цели;
· корпоративные нормы (набор представлений, «что такое хорошо и что такое плохо», правила и законы поведения, санкции и поощрения);
· принятая система лидерства (кто и как управляет организацией, как выдвигаются лидеры, их права и обязанности);
· стиль деятельности и общения (отношение к творчеству и нестандартным идеям, особенности юмора, жаргон, жестикуляция, уровень демократизма, наличие субординации);
· действующая система коммуникации;
· положение индивида в организации;
· групповые привычки, табу, традиции и ритуальное поведение (например, совместные чаепития, обряды посвящения, запрет на нецензурные выражения и т.п.);
· принятая символика: лозунги, внешний вид и отличительные признаки членов объединения (униформа, специальные символы – значки, галстуки, бэджи, головные уборы и т.п.).
Уровни организационной культуры по Эдгару Шейну (книга «Организационная культура и лидерство»):
· 1 уровень(поверхностный): Видимые факты -Сюда относится все то, что можно понаблюдать, «пощупать» или зафиксировать еще каким-либо образом: технология, архитектура и дизайн помещений, наблюдаемые образцы поведения людей, форма одежды, кодекс поведения члена объединения и т.д.;
· 2 уровень (ценностный): Ценностные ориентации и верования. - На этом уровне изучают ценности и верования сотрудников организации.
· 3 уровень (глубинный): Базовые предположения - Данный уровень составляет ядро организационной культуры. Он включает скрытые, принимаемые на веру, предположения, которые направляют поведение людей (отношения с природой, людьми, отношения ко времени…).Это и общая философия организации и стереотипы восприятия действительности, и верования, принимаемые без доказательств.
Организационную культуру подразделяют на субъективную и объективную
Субъективная организационная культура основывается на разделяемых всеми членами коллектива предприятия ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входят герои организации, мифы, истории об организации и её лидерах, обряды, ритуалы общий язык и организационные лозунги
Субъективная организационная культура включает в себя:
· определение ценностей и норм поведения сотрудников;
· осознание каждым членом трудового коллектива себя и своего места в организации;
· создание системы коммуникаций внутри предприятия;
· создание системы питания (место, условия и традиции);
· осознание важности времени и выработку отношения к нему членов коллектива;
· создание и поддержание доброжелательных рабочих отношений между сотрудниками;
· создание непрерывного процесса развития членов трудового коллектива;
· развитие этики, системы мотивации и создание соответствующих условий на рабочих местах.
Объективная организационная культура обусловлена физическим и материальным окружением, создаваемым в организации. К ней относятся здания, их дизайн, внутренний интерьер, стоянки для автомобилей, сами автомобили и т. п. К объективной культуре относится знаковая символика в виде стиля одежды, знаков отличия статуса, фирменных наград и отличий.
Оба эти аспекта организационной культуры активно взаимодействуют друг с другом. Однако субъективный аспект организационной культуры осуществляет большее влияние на формирование всех черт культуры.
Билет 46
Субкультура и контркультура. Сила организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры.