Заключение
Свойствамиㅤ современнойㅤ системыㅤ управленияㅤ образованиемㅤ являютсяㅤ реализацииㅤ принципаㅤ системностиㅤ вㅤ управленииㅤ образованиемㅤ наㅤ всехㅤ уровнях;ㅤ оптимальногоㅤ сочетанияㅤ централизацииㅤ иㅤ децентрализацииㅤ управления,ㅤ сопутствующегоㅤ принципаㅤ демократизацииㅤ управленияㅤ (привлеченияㅤ кㅤ решениюㅤ проблемㅤ образованияㅤ различныхㅤ социальныхㅤ институтов,ㅤ общественности).
Основнойㅤ цельюㅤ исследованияㅤ явилсяㅤ анализㅤ вㅤ первуюㅤ очередьㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ деятельностиㅤ органовㅤ управленияㅤ образованиемㅤ наㅤ муниципальномㅤ уровнеㅤ иㅤ разработкуㅤ технологий,ㅤ позволяющихㅤ ееㅤ усовершенствовать.
Поㅤ результатамㅤ проведенногоㅤ исследованияㅤ можноㅤ сформулироватьㅤ следующиеㅤ выводы.
Анализㅤ различныхㅤ точек зрения вㅤ изучении управленияㅤ системойㅤ образованияㅤ показал,ㅤ чтоㅤ научныеㅤ работы,ㅤ посвященныеㅤ даннойㅤ проблемеㅤ можноㅤ условноㅤ разделитьㅤ наㅤ несколькоㅤ направлений:ㅤ управлениеㅤ процессомㅤ образованияㅤ (В.П.ㅤ Беспалько,ㅤ Г.Е.Зборовский,ㅤ Г.В.Осипов,ㅤ А.Н.ㅤ Тихоновㅤ иㅤ др.),ㅤ управлениеㅤ образовательнымиㅤ учреждениямиㅤ (И.П.ㅤ Гришан,ㅤ B.C.ㅤ Лазарев,ㅤ В.П.Симоновㅤ иㅤ др.),ㅤ управлениеㅤ федеральными,ㅤ региональными,ㅤ муниципальнымиㅤ системамиㅤ образованияㅤ (М.В.ㅤ Артюхов,ㅤ С.Н.ㅤ Братановский,ㅤ В.И.ㅤ Дружинин,ㅤ П.И.ㅤ Третьяковㅤ иㅤ др.).
Обеспечениеㅤ управленияㅤ системойㅤ образованияㅤ должноㅤ строитьсяㅤ сㅤ учетомㅤ общихㅤ принциповㅤ управления.ㅤ Приㅤ этомㅤ однимㅤ изㅤ важныхㅤ принципов,ㅤ определяющихㅤ сегодняㅤ деятельностьㅤ органовㅤ управленияㅤ образованиемㅤ всехㅤ уровней,ㅤ являетсяㅤ принципㅤ государственно-общественногоㅤ характераㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ которыйㅤ былㅤ провозглашенㅤ вㅤ качествеㅤ ведущегоㅤ принципаㅤ государственнойㅤ образовательнойㅤ политики,ㅤ ноㅤ неㅤ получившийㅤ должногоㅤ развития.
Современнаяㅤ системаㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ Российскойㅤ Федерации,ㅤ являясьㅤ однойㅤ изㅤ подсистемㅤ управленияㅤ обществом,ㅤ характеризуетсяㅤ следующимиㅤ особенностями:ㅤ новымиㅤ взаимоотношениямиㅤ федеральных,ㅤ региональных,ㅤ муниципальныхㅤ органовㅤ управленияㅤ образованиемㅤ междуㅤ собой,ㅤ реализациейㅤ процессаㅤ децентрализацииㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ разграниченияㅤ компетенции,ㅤ полномочийㅤ иㅤ ответственностиㅤ междуㅤ егоㅤ различнымиㅤ уровнями,ㅤ переходомㅤ отㅤ государственногоㅤ кㅤ государственно-общественномуㅤ управлению.
Вㅤ последнееㅤ десятилетиеㅤ однимㅤ изㅤ ключевыхㅤ принциповㅤ управленияㅤ образованиемㅤ являетсяㅤ принципㅤ муниципализации,ㅤ когдаㅤ центрㅤ тяжестиㅤ вㅤ управленииㅤ образованиемㅤ последовательноㅤ перемещаетсяㅤ ужеㅤ наㅤ муниципальныйㅤ уровень.ㅤ Этоㅤ происходитㅤ вㅤ связиㅤ сㅤ тем,ㅤ чтоㅤ местноеㅤ самоуправлениеㅤ являетсяㅤ однимㅤ изㅤ важнейшихㅤ условийㅤ становленияㅤ гражданскогоㅤ общества.ㅤ Соблюдениеㅤ принципаㅤ муниципализацииㅤ управленияㅤ образованиемㅤ будетㅤ способствоватьㅤ созданиюㅤ необходимыхㅤ условий,ㅤ приㅤ которыхㅤ органыㅤ местногоㅤ самоуправленияㅤ становятсяㅤ реальнымㅤ субъектомㅤ управленияㅤ развитиемㅤ образования,ㅤ обеспечивающимㅤ каждомуㅤ проживающемуㅤ наㅤ даннойㅤ территорииㅤ организациюㅤ полнотыㅤ иㅤ качестваㅤ образования.
Формирование,ㅤ функционированиеㅤ иㅤ развитиеㅤ институтаㅤ образованияㅤ рассматривается как одна из основных функций государства. Формирование общей государственной политики в области образования и распределение обязанностей и ответственности на все уровни управления подчёркивает и обеспечивает целостность системы образования в Российской Федерации и единство системы управления ею.
В результате анализа развития российской системы управления образованием можно выделить особо исторические периоды, когда система управления образованием характеризовалась постепенным усилением децентрализации управления, особую роль на местах приобретали земские органы. Одними из важнейших полномочий земств были организация школьных попечительств и родительских комитетов, борьба с отчужденностью школы от населения, продуманная форма общественного контроля за образованием и влияние на его развитие, что свидетельствовало о появлении демократических тенденций в управлении образованием, которые получили новое звучание в современной реформе образования.
В процессе управления образованием в современном государстве Россия принимают участие различные органы государственной власти, местного самоуправления и общественного управления. Исходя из целевой направленности организации и деятельности органов управления образованием вся система управления может быть дифференцирована на следующие подсистемы: государственную (в т.ч. региональную), муниципальную и образовательных учреждений.
Анализ проблем распределения полномочий между различными уровнями власти в современной России показывает тенденцию к муниципализации образования, когда происходит смещение полномочий в реализации образовательной политики на муниципальный уровень. В отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта Федерации управление носит преимущественно административный характер, то в рамках местного самоуправления оно становится более демократическим.
Одним из приоритетных направлений, связанным с модернизацией модели управления образованием на всех уровнях, становится формирование системы государственно-общественного управления образованием, расширение общественного участия в управлении. Однако управление образованием по-прежнему остается в значительной степени ведомственным, а если и создаются органы общественного управления, то они в основном выполняют узкий спектр функций, не способны принять на себя решение части социальных проблем, в сфере образования, осуществлять постоянный и действенный контроль за проведением образовательной политики.
При этом государственно-общественное управление представляет собой не просто совокупность государственных и общественных органов управления, а является системой, основанной на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием, государственная составляющая гарантирует обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного качественного образования, а общественная составляющая - полноценную социализацию участников.
Гуманизация управления образованием предполагает развитие способности цивилизовать существующие отношения человека к окружающему миру, труду и самому себе. Решение данной проблемы в Российской Федерации предполагает тщательное изучение гуманистических ориентации в образовании не только Российской Федерации, но и стран с развитыми демократическими традициями, одной из которых является Америка.
Для более детального исследования управления образованием в качестве объекта исследования была выбрана МОУㅤ «Средняяㅤ общеобразовательнаяㅤ школаㅤ №62ㅤ г.ㅤ Казань».
Основные факторы повышения эффективности управления мы разделили на три большие группы:
- факторы повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы;
- факторы повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов
- факторы повышения эффективности управления на основе саморазвитием внутришкольного управления.
Список использованной литературы