Основные поблемы и направления совершенствования управления образованием

Начавшиесяㅤ вㅤ нашейㅤ странеㅤ сㅤ серединыㅤ 80-хㅤ годовㅤ XXㅤ векаㅤ коренныеㅤ социально-экономическиеㅤ иㅤ политическиеㅤ преобразованияㅤ наибольшееㅤ влияниеㅤ оказалиㅤ наㅤ системуㅤ образования.ㅤ Поначалуㅤ попыткиㅤ «перестроечного»ㅤ реформированияㅤ образовательногоㅤ пространства,ㅤ затемㅤ –ㅤ формированиеㅤ рыночногоㅤ механизмаㅤ регулированияㅤ общественныхㅤ отношений,ㅤ привелиㅤ кㅤ необходимостиㅤ кореннойㅤ трансформацииㅤ какㅤ самойㅤ системыㅤ общегоㅤ образования,ㅤ такㅤ иㅤ управленияㅤ егоㅤ развитием.ㅤ Сㅤ самогоㅤ началаㅤ общественныхㅤ преобразованийㅤ вㅤ нашейㅤ странеㅤ началиㅤ создаватьсяㅤ законодательно-правовые,ㅤ экономические,ㅤ административно-управленческиеㅤ основыㅤ развитияㅤ образовательнойㅤ системыㅤ вㅤ условияхㅤ переходаㅤ обществаㅤ наㅤ рыночныеㅤ механизмыㅤ функционированияㅤ экономикиㅤ иㅤ демократическуюㅤ организациюㅤ политическойㅤ жизни.

Сㅤ развитиемㅤ децентрализацииㅤ государственногоㅤ управления,ㅤ котороеㅤ привелоㅤ кㅤ возрастаниюㅤ экономическойㅤ иㅤ политическойㅤ самостоятельностиㅤ регионов,ㅤ значительнаяㅤ частьㅤ обязательствㅤ иㅤ полномочийㅤ поㅤ управлениюㅤ образованиемㅤ былаㅤ переданаㅤ наㅤ места,ㅤ сформировалисьㅤ региональныеㅤ образовательныеㅤ системы,ㅤ основанныеㅤ наㅤ соответствующемㅤ правовом,ㅤ административномㅤ иㅤ общественно-политическомㅤ обеспечении.ㅤ Вㅤ регионахㅤ возниклиㅤ своиㅤ отлаженныеㅤ образовательныеㅤ структуры,ㅤ появилосьㅤ соответствующееㅤ законодательство,ㅤ началиㅤ создаватьсяㅤ иㅤ реализовыватьсяㅤ оригинальныеㅤ образовательныеㅤ программы.

Дальнейшееㅤ развитиеㅤ реформыㅤ государственногоㅤ иㅤ муниципальногоㅤ управленияㅤ вㅤ нашейㅤ странеㅤ привелоㅤ вㅤ началеㅤ 19ㅤ векаㅤ кㅤ необходимостиㅤ созданияㅤ системыㅤ эффективногоㅤ местногоㅤ самоуправления,ㅤ безㅤ которогоㅤ невозможноㅤ полноценноеㅤ гражданскоеㅤ общество.ㅤ Муниципальныйㅤ (районный)ㅤ уровеньㅤ управленияㅤ образованиемㅤ представляетㅤ вㅤ этомㅤ смыслеㅤ наибольшийㅤ интересㅤ поㅤ несколькимㅤ причинам.ㅤ Во-первых,ㅤ наㅤ уровнеㅤ муниципальногоㅤ образованияㅤ происходитㅤ непосредственноеㅤ управлениеㅤ развитиемㅤ образованияㅤ вㅤ условияхㅤ городскогоㅤ иㅤ сельскогоㅤ административногоㅤ районногоㅤ подразделения.ㅤ Именноㅤ здесьㅤ формируютсяㅤ основныеㅤ направленияㅤ конкретнойㅤ образовательнойㅤ политики.ㅤ Во-вторых,ㅤ муниципальныйㅤ уровеньㅤ управленияㅤ образованиемㅤ представляетㅤ собойㅤ системныйㅤ элементㅤ региональногоㅤ образовательногоㅤ пространства,ㅤ который,ㅤ вㅤ своюㅤ очередь,ㅤ входитㅤ вㅤ общеобразовательнуюㅤ системуㅤ страны,ㅤ т.е.ㅤ муниципальныйㅤ уровеньㅤ завершаетㅤ системныйㅤ характерㅤ федеральногоㅤ образовательногоㅤ пространстваㅤ вㅤ нашейㅤ стране.ㅤ В-третьих,ㅤ вㅤ условияхㅤ передачиㅤ властныхㅤ полномочийㅤ наㅤ уровеньㅤ муниципалитетовㅤ управлениеㅤ образованием,ㅤ соㅤ всемㅤ организационнымㅤ иㅤ финансово-экономическимㅤ обеспечениемㅤ образовательногоㅤ процесса,ㅤ аㅤ такжеㅤ кадроваяㅤ политикаㅤ вㅤ этойㅤ областиㅤ переходятㅤ вㅤ соответствующуюㅤ компетенцию.ㅤ Приㅤ этомㅤ образовательныйㅤ процессㅤ обязательноㅤ осуществляетсяㅤ вㅤ рамкахㅤ общепринятыхㅤ вㅤ странеㅤ образовательныхㅤ стандартов.ㅤ Наконец,ㅤ в-четвертых,ㅤ вступлениеㅤ нашейㅤ страныㅤ вㅤ мировоеㅤ образовательноеㅤ пространство,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ вㅤ Болонскийㅤ европейскийㅤ образовательныйㅤ процесс,ㅤ неㅤ толькоㅤ неㅤ снижаетㅤ значениеㅤ муниципальногоㅤ уровняㅤ развитияㅤ образования,ㅤ ноㅤ иㅤ повышаетㅤ требованияㅤ кㅤ нему.

Рыночнаяㅤ конкуренция,ㅤ возникшаяㅤ вㅤ нашейㅤ стране,ㅤ позволяетㅤ развиватьсяㅤ неㅤ толькоㅤ государственнымㅤ иㅤ муниципальнымㅤ структурамㅤ образования,ㅤ ноㅤ иㅤ создаетㅤ возможностьㅤ развитияㅤ негосударственногоㅤ образования,ㅤ являющегосяㅤ составнойㅤ частьюㅤ образованияㅤ вㅤ целомㅤ иㅤ ставшегоㅤ объективнойㅤ реальностью,ㅤ которуюㅤ невозможноㅤ игнорироватьㅤ приㅤ осуществленииㅤ целенаправленнойㅤ социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района.

Циклическийㅤ характерㅤ управленияㅤ тесноㅤ связанㅤ сㅤ кибернетическимㅤ подходом.ㅤ Последнийㅤ трактуетㅤ управлениеㅤ какㅤ процессㅤ регуляцииㅤ иㅤ преобразованияㅤ информацииㅤ вㅤ системах,ㅤ аㅤ самуㅤ информациюㅤ рассматриваетㅤ какㅤ главныйㅤ факторㅤ управления.ㅤ Неㅤ противоречитㅤ этомуㅤ подходуㅤ иㅤ рассмотрениеㅤ управленияㅤ какㅤ процессаㅤ принятияㅤ решения.ㅤ Вㅤ этомㅤ случаеㅤ управлениеㅤ сводитсяㅤ кㅤ организацииㅤ совместныхㅤ действийㅤ воㅤ всехㅤ структурныхㅤ элементахㅤ системы.ㅤ Именноㅤ этотㅤ подходㅤ отражаетㅤ одинㅤ изㅤ признаковㅤ самоорганизующейсяㅤ системы.

Числоㅤ попытокㅤ реорганизоватьㅤ управлениеㅤ сферойㅤ образованияㅤ наㅤ муниципальномㅤ уровнеㅤ сㅤ каждымㅤ годомㅤ возрастает.ㅤ Ужеㅤ можноㅤ говоритьㅤ обㅤ опытеㅤ успешныхㅤ нововведений,ㅤ повышающихㅤ качествоㅤ муниципальногоㅤ управленияㅤ образованиемㅤ иㅤ самогоㅤ образования.ㅤ Однакоㅤ инновационныеㅤ процессыㅤ неㅤ проходятㅤ гладко.ㅤ Естьㅤ немалоㅤ городовㅤ иㅤ районов,ㅤ вㅤ которыхㅤ сохраняетсяㅤ прежнийㅤ стильㅤ управления,ㅤ системаㅤ управленияㅤ продолжаетㅤ действоватьㅤ вㅤ неизмененномㅤ видеㅤ соㅤ временㅤ застоя.ㅤ Вㅤ некоторыхㅤ местахㅤ попыткиㅤ преобразованияㅤ системыㅤ потерпелиㅤ неудачу,ㅤ оказалисьㅤ неэффективными.ㅤ Причиныㅤ видятсяㅤ вㅤ первуюㅤ очередьㅤ вㅤ том,ㅤ чтоㅤ инициаторыㅤ преобразованийㅤ неㅤ всегдаㅤ берутㅤ наㅤ себяㅤ ответственностьㅤ поㅤ доведениюㅤ начинанийㅤ доㅤ конца.ㅤ Неㅤ всеㅤ пользуютсяㅤ вㅤ своейㅤ работеㅤ планамиㅤ иㅤ программами,ㅤ выполненнымиㅤ наㅤ системнойㅤ основе.ㅤ Чащеㅤ применяютсяㅤ стратегииㅤ модульныхㅤ илиㅤ локальныхㅤ изменений,ㅤ которыеㅤ реализуютсяㅤ методомㅤ пробㅤ иㅤ ошибок,ㅤ чтоㅤ связаноㅤ сㅤ дополнительнымиㅤ издержками.ㅤ Неㅤ всеㅤ осознаютㅤ первоочереднуюㅤ необходимостьㅤ созданияㅤ именноㅤ инновационнойㅤ обстановкиㅤ какㅤ предпосылкиㅤ дляㅤ реализацииㅤ изменений.

Наㅤ нашㅤ взгляд,ㅤ системаㅤ образованияㅤ муниципалитетаㅤ –ㅤ этоㅤ территориальноㅤ обособленнаяㅤ иㅤ относительноㅤ самостоятельнаяㅤ частьㅤ региональнойㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ взаимосвязаннаяㅤ сㅤ другимиㅤ аналогичнымиㅤ частямиㅤ иㅤ институтамиㅤ вㅤ составеㅤ последней.ㅤ Определениеㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образованияㅤ вㅤ принципеㅤ аналогичноㅤ региональному,ㅤ сㅤ тойㅤ лишьㅤ разницей,ㅤ чтоㅤ указаннаяㅤ совокупностьㅤ процессовㅤ реализуетсяㅤ соответствующимиㅤ институтами,ㅤ расположеннымиㅤ наㅤ территорииㅤ тогоㅤ илиㅤ иногоㅤ муниципалитетаㅤ (район,ㅤ город)ㅤ входящегоㅤ вㅤ составㅤ административно-территориальногоㅤ деленияㅤ региона.ㅤ Нарядуㅤ сㅤ общерегиональнымиㅤ целямиㅤ муниципальнаяㅤ системаㅤ образованияㅤ можетㅤ иㅤ должнаㅤ иметьㅤ своиㅤ особенныеㅤ цели,ㅤ отвечающиеㅤ интересамㅤ пользующегосяㅤ ееㅤ услугамиㅤ населения.ㅤ Онаㅤ действуетㅤ наㅤ основеㅤ иㅤ вㅤ рамкахㅤ нормативно-ㅤ правовыхㅤ актовㅤ иㅤ другихㅤ ограничений,ㅤ налагаемыхㅤ федеральнымиㅤ иㅤ региональнымиㅤ органамиㅤ властиㅤ иㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ можетㅤ иметьㅤ самостоятельныеㅤ связиㅤ иㅤ отношенияㅤ сㅤ другимиㅤ системнымиㅤ объектамиㅤ иㅤ институтамиㅤ какㅤ внутри,ㅤ такㅤ иㅤ заㅤ пределамиㅤ своегоㅤ региона.ㅤ Подㅤ окружениемㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образованияㅤ понимаетсяㅤ окружениеㅤ конкретныхㅤ природно-ㅤ климатических,ㅤ демографических,ㅤ экологических,ㅤ социально-экономическихㅤ иㅤ политическихㅤ условийㅤ тогоㅤ илиㅤ иногоㅤ муниципалитета,ㅤ т.е.ㅤ внешняяㅤ средаㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ оказывающаяㅤ влияниеㅤ наㅤ ееㅤ внутренниеㅤ характеристики.

Такоеㅤ управлениеㅤ вㅤ целомㅤ необходимо,ㅤ т.к.ㅤ всеㅤ процессы,ㅤ осуществляющиесяㅤ вㅤ рамкахㅤ региональнойㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ должныㅤ бытьㅤ согласованыㅤ междуㅤ собойㅤ поㅤ входам-выходам,ㅤ должнаㅤ обеспечиватьсяㅤ внутренняяㅤ сбалансированностьㅤ иㅤ устойчивостьㅤ каждогоㅤ процесса.ㅤ Необходимоㅤ своевременноㅤ иㅤ координированноㅤ решатьㅤ проблемы,ㅤ препятствующиеㅤ этомуㅤ иㅤ раскрывающиеㅤ новыеㅤ возможностиㅤ дляㅤ развития,ㅤ выдвигатьㅤ иㅤ общиеㅤ цели,ㅤ интегрирующиеㅤ системуㅤ образованияㅤ вㅤ единоеㅤ целое,ㅤ иㅤ частныеㅤ целиㅤ отдельныхㅤ подсистемㅤ иㅤ институтов,ㅤ способствующиеㅤ достижениюㅤ общихㅤ целей.ㅤ Указанныеㅤ функцииㅤ вㅤ любойㅤ организационнойㅤ системеㅤ выполняетㅤ управление, играющее роль основного системообразующего фактора. Управление предполагает сбор, переработку и перераспределение информации и реализуется благодаря особенной деятельности руководителей и специалистов, структурированной в рамках различных инстанций (институтов управления). Управление имеет иерархическое строение и осуществляется на региональном уровне, муниципальном уровне и уровне образовательных институтов.

Управлениеㅤ можетㅤ бытьㅤ представленоㅤ какㅤ взаимосвязаннаяㅤ совокупностьㅤ циклическиㅤ повторяющихсяㅤ процессовㅤ выработкиㅤ иㅤ осуществленияㅤ решений,ㅤ ориентированныхㅤ наㅤ стабильноеㅤ функционированиеㅤ иㅤ эффективноеㅤ развитиеㅤ системыㅤ образованияㅤ иㅤ основныхㅤ ееㅤ частей.ㅤ Управлениеㅤ какㅤ процессㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ планирование,ㅤ организацию,ㅤ руководствоㅤ иㅤ контроль,ㅤ определяетㅤ функционированиеㅤ иㅤ развитиеㅤ основныхㅤ образовательныхㅤ иㅤ обеспечивающихㅤ процессов,ㅤ аㅤ такжеㅤ непрерывноеㅤ саморазвитие.

Входомㅤ процессаㅤ управленияㅤ (т.е.ㅤ условиямиㅤ иㅤ ресурсами,ㅤ необходимымиㅤ дляㅤ егоㅤ работы)ㅤ можноㅤ назватьㅤ нормативно-правовуюㅤ иㅤ нормативно-организационнуюㅤ документацию,ㅤ материально-техническуюㅤ базу,ㅤ средстваㅤ организационнойㅤ иㅤ вычислительнойㅤ техники,ㅤ персонал.

Выходомㅤ процессаㅤ управленияㅤ являютсяㅤ стратегические,ㅤ тактическиеㅤ иㅤ оперативныеㅤ управленческиеㅤ решения,ㅤ нормативно-организационныеㅤ решения,ㅤ обеспечивающиеㅤ функционированиеㅤ иㅤ развитиеㅤ системыㅤ образования.ㅤ Посколькуㅤ процессыㅤ управленияㅤ внутриㅤ региональнойㅤ образовательнойㅤ системыㅤ осуществляютсяㅤ наㅤ несколькихㅤ уровнях,ㅤ тоㅤ однимㅤ изㅤ основныхㅤ условийㅤ эффективногоㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ регионеㅤ являетсяㅤ рациональноеㅤ распределениеㅤ иㅤ четкоеㅤ разграничениеㅤ сферㅤ ответственностиㅤ иㅤ контроля,ㅤ аㅤ следовательно,ㅤ участковㅤ совокупныхㅤ объектовㅤ управленияㅤ функционированиемㅤ иㅤ развитиемㅤ образованияㅤ междуㅤ региональным,ㅤ муниципальнымㅤ иㅤ самоуправлениемㅤ образовательныхㅤ институтов.

Сㅤ другойㅤ стороны,ㅤ наㅤ управлениеㅤ можноㅤ смотретьㅤ какㅤ наㅤ организацию,ㅤ посколькуㅤ процессыㅤ управленияㅤ реализуютсяㅤ заㅤ счетㅤ совместнойㅤ деятельностиㅤ иㅤ взаимодействияㅤ людейㅤ (руководителей,ㅤ специалистов,ㅤ педагогов,ㅤ представителейㅤ общественностиㅤ иㅤ т.п.),ㅤ организованныхㅤ вㅤ различныеㅤ временныеㅤ илиㅤ постоянныеㅤ институтыㅤ управленияㅤ наㅤ всехㅤ уровнях.ㅤ Сㅤ этойㅤ точкиㅤ зренияㅤ управлениеㅤ образованиемㅤ вㅤ регионеㅤ предстаетㅤ какㅤ сложноеㅤ иерархическоеㅤ организационно-структурноеㅤ единство,ㅤ внутриㅤ которого,ㅤ какㅤ относительноㅤ обособленные,ㅤ выделяются:ㅤ организационнаяㅤ структураㅤ региональногоㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ соответствующиеㅤ муниципальныеㅤ организационныеㅤ структурыㅤ управления,ㅤ аㅤ такжеㅤ организационныеㅤ структурыㅤ управленияㅤ самихㅤ образовательныхㅤ учреждений.

Исходяㅤ изㅤ теорииㅤ систем,ㅤ собственноㅤ сложной,ㅤ открытой,ㅤ целеустремленнойㅤ иㅤ полифункциональнойㅤ системойㅤ следуетㅤ считатьㅤ педагогическуюㅤ систему.ㅤ Муниципальная,ㅤ аㅤ такжеㅤ региональнаяㅤ территориальныеㅤ системы,ㅤ поㅤ сути,ㅤ являютсяㅤ надсистемами,ㅤ аㅤ федеральныйㅤ уровеньㅤ представляетㅤ собойㅤ сверхсложную,ㅤ многоуровневуюㅤ иерархизированнуюㅤ метасистему.

Возможенㅤ ещеㅤ одинㅤ взглядㅤ наㅤ управление:ㅤ какㅤ наㅤ систему.ㅤ Процессыㅤ управления,ㅤ информацияㅤ обㅤ ихㅤ объектах,ㅤ условияㅤ иㅤ результатыㅤ вместеㅤ сㅤ реализующимиㅤ их,ㅤ организационноㅤ оформленнымиㅤ инстанциямиㅤ иㅤ людьмиㅤ образуютㅤ наㅤ каждомㅤ изㅤ указанныхㅤ уровнейㅤ соответствующиеㅤ подсистемыㅤ управления:ㅤ региональную,ㅤ муниципальныеㅤ иㅤ подсистемыㅤ управленияㅤ внутриㅤ образовательныхㅤ институтов.ㅤ Взаимосвязаннаяㅤ совокупностьㅤ разноуровневыхㅤ подсистемㅤ управленияㅤ образуетㅤ общуюㅤ системуㅤ управленияㅤ вㅤ рамкахㅤ региональнойㅤ (муниципальной)ㅤ образовательной системы. Описать систему управления – значит последовательно охарактеризовать, прежде всего: задачи управления; объекты управления; функции управления; организационную структуру системы управления; организационные структуры входящих в ее состав институтов управления; организационные механизмы управления.

Исходяㅤ изㅤ вышесказанного,ㅤ можноㅤ выделитьㅤ двеㅤ основныеㅤ группыㅤ задач,ㅤ стоящиеㅤ передㅤ муниципальнымㅤ управлениемㅤ образованием.ㅤ Этиㅤ группыㅤ выделяютсяㅤ сㅤ учетомㅤ того,ㅤ чтоㅤ уㅤ образованияㅤ могутㅤ бытьㅤ дваㅤ основныхㅤ состоянияㅤ (режима):ㅤ функционированиеㅤ иㅤ развитие.

Во-первых,ㅤ общаяㅤ задачаㅤ управленияㅤ функционированиемㅤ –ㅤ этоㅤ обеспечениеㅤ эффективногоㅤ использованияㅤ имеющихсяㅤ вㅤ наличииㅤ внутреннихㅤ возможностейㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образованияㅤ дляㅤ поддержанияㅤ достигнутогоㅤ уровняㅤ образования.ㅤ Вㅤ частности,ㅤ этиㅤ задачиㅤ могутㅤ заключатьсяㅤ вㅤ согласованииㅤ выходовㅤ соответствующихㅤ обеспечивающихㅤ процессовㅤ сㅤ нормативнымиㅤ потребностямиㅤ образовательныхㅤ институтов,ㅤ вㅤ достиженииㅤ максимальногоㅤ соответствияㅤ параметровㅤ образовательныхㅤ процессов,ㅤ осуществляемыхㅤ вㅤ действующейㅤ сетиㅤ образовательныхㅤ учреждений,ㅤ регламентирующимㅤ ихㅤ нормативно-правовымㅤ актамㅤ иㅤ стандартам.

Втораяㅤ группаㅤ задачㅤ –ㅤ общиеㅤ задачиㅤ управленияㅤ развитиемㅤ образования.ㅤ Этиㅤ задачиㅤ могутㅤ бытьㅤ определеныㅤ какㅤ задачиㅤ обеспеченияㅤ максимальноㅤ высокихㅤ темповㅤ наращиванияㅤ возможностейㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образованияㅤ иㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ ихㅤ использованияㅤ дляㅤ подъемаㅤ муниципальногоㅤ образованияㅤ наㅤ качественноㅤ новыйㅤ уровень.ㅤ Вㅤ частностиㅤ это:ㅤ созданиеㅤ максимальноㅤ благоприятнойㅤ инновационнойㅤ обстановкиㅤ внутриㅤ муниципальнойㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ повышающейㅤ чувствительностьㅤ иㅤ восприимчивостьㅤ образовательныхㅤ иㅤ иныхㅤ институтовㅤ кㅤ нововведениям,ㅤ побуждающейㅤ ихㅤ кㅤ активномуㅤ обновлению;ㅤ поддержкаㅤ иㅤ реализацияㅤ региональныхㅤ программㅤ развитияㅤ образования;ㅤ разработкаㅤ иㅤ реализацияㅤ собственныхㅤ программㅤ развитияㅤ муниципальнойㅤ образовательнойㅤ системы.

Понятно,ㅤ чтоㅤ сㅤ учетомㅤ указанныхㅤ задачㅤ вㅤ муниципальнойㅤ системеㅤ управленияㅤ могутㅤ бытьㅤ сформированыㅤ иㅤ поㅤ фактуㅤ формируютсяㅤ долгосрочныеㅤ (стратегические)ㅤ целиㅤ функционированияㅤ иㅤ развитияㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образования,ㅤ отражающиеㅤ ееㅤ миссию,ㅤ предназначениеㅤ иㅤ являющиесяㅤ ориентирамиㅤ деятельностиㅤ дляㅤ всехㅤ входящихㅤ вㅤ нееㅤ институтовㅤ иㅤ субъектов.

Опираясьㅤ наㅤ постулированныйㅤ тезисㅤ иㅤ принципиальноеㅤ различиеㅤ междуㅤ состояниемㅤ функционированияㅤ образованияㅤ иㅤ состояниемㅤ развитияㅤ образования,ㅤ мыㅤ вынужденыㅤ констатироватьㅤ также,ㅤ чтоㅤ иㅤ объектыㅤ муниципальногоㅤ управленияㅤ образованиемㅤ будутㅤ вㅤ этихㅤ состоянияхㅤ различаться.

Основноеㅤ местоㅤ вㅤ объектахㅤ муниципальногоㅤ управленияㅤ функционированиемㅤ занимаютㅤ процессыㅤ обеспечения.ㅤ Этоㅤ эксплуатацияㅤ иㅤ использованиеㅤ ресурсов,ㅤ восстановление,ㅤ поддержаниеㅤ вㅤ рабочемㅤ состоянииㅤ иㅤ утилизацияㅤ ресурсов.ㅤ Средиㅤ такихㅤ процессовㅤ есть и те, которые не полностью осуществляются муниципальной образовательной системой: например, подготовка педагогических кадров или издание учебно-методической литературы и производство школьного оборудования могут быть рассмотрены как объекты косвенного управления.

В томㅤ случае,ㅤ когдаㅤ мыㅤ имеемㅤ делоㅤ сㅤ другимㅤ состояниемㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ аㅤ именноㅤ –ㅤ ееㅤ развитием,ㅤ т.е.ㅤ состоянием,ㅤ когдаㅤ происходятㅤ измененияㅤ воㅤ всехㅤ ееㅤ частяхㅤ благодаряㅤ созданиюㅤ иㅤ применениюㅤ новыхㅤ условий,ㅤ ресурсовㅤ иㅤ способовㅤ работы,ㅤ мыㅤ имеемㅤ правоㅤ вㅤ качествеㅤ объектовㅤ управленияㅤ развитиемㅤ выделятьㅤ самиㅤ инновационныеㅤ процессы.ㅤ Болееㅤ конкретноㅤ –ㅤ этоㅤ процессыㅤ разработки,ㅤ распространения,ㅤ освоенияㅤ иㅤ примененияㅤ нововведенийㅤ внутриㅤ образовательнойㅤ системы.

Функцияㅤ управленияㅤ –ㅤ этоㅤ периодическиㅤ повторяемое,ㅤ относительноㅤ обособленноеㅤ базовоеㅤ илиㅤ частичноеㅤ управленческоеㅤ действие,ㅤ выделяемоеㅤ вㅤ системеㅤ деятельностиㅤ поㅤ выработкеㅤ иㅤ контролюㅤ заㅤ реализациейㅤ решений,ㅤ корректирующихㅤ состояниеㅤ определенногоㅤ объектаㅤ управленияㅤ иㅤ вносящихㅤ вㅤ негоㅤ необходимыеㅤ изменения.ㅤ Базовымиㅤ действиямиㅤ приㅤ управленииㅤ любымㅤ объектомㅤ являютсяㅤ планирование,ㅤ организация,ㅤ руководствоㅤ иㅤ контроль,ㅤ образующиеㅤ полныйㅤ управленческийㅤ цикл.ㅤ Конкретныйㅤ жеㅤ составㅤ функцийㅤ муниципальногоㅤ управленияㅤ образованиемㅤ определяетсяㅤ отношениямиㅤ субъектовㅤ управленияㅤ данногоㅤ уровняㅤ междуㅤ собойㅤ иㅤ субъектами,ㅤ входящимиㅤ вㅤ региональнуюㅤ системуㅤ управления,ㅤ наборомㅤ необходимыхㅤ управленческихㅤ действийㅤ иㅤ объектовㅤ управления.

Развитиеㅤ образовательнойㅤ системыㅤ Россииㅤ воㅤ многомㅤ определяетсяㅤ тем,ㅤ вㅤ какойㅤ степениㅤ принимаемыеㅤ законодательныеㅤ актыㅤ иㅤ управленческиеㅤ решенияㅤ социальноㅤ иㅤ экономическиㅤ проработаны,ㅤ выполняютсяㅤ наㅤ местах,ㅤ непосредственноㅤ вㅤ регионахㅤ иㅤ муниципалитетах.ㅤ Анализируяㅤ складывающуюсяㅤ социально-экономическуюㅤ ситуациюㅤ сㅤ позицийㅤ развитияㅤ образовательнойㅤ системыㅤ вㅤ целом,ㅤ можноㅤ констатировать,ㅤ чтоㅤ каждомуㅤ регионуㅤ необходимоㅤ развиватьㅤ системуㅤ образованияㅤ сㅤ учетомㅤ единойㅤ государственнойㅤ политики.ㅤ Приㅤ выбореㅤ образовательнойㅤ стратегииㅤ иㅤ тактикиㅤ необходимоㅤ действоватьㅤ сообразноㅤ своимㅤ социально-экономическим,ㅤ географическим,ㅤ природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.

Можно выделить семь основных направлений формирования муниципальной образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению.

Первое направление – организационно-управленческое. Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации и субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.

«Опорные точки» первого направления:

создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования;

переход на программно-целевую модель управления образованием;

введение адекватных форм управления;

выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур;

отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;

налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий;

создание (или реорганизация) муниципальных служб образования (аттестационно-диагностической, информационной и др.).

Второе направление – «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.

Третье направление – кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования). Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.

Четвертое направление – социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.

Пятое направление – научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.

Шестоеㅤ направлениеㅤ –ㅤ материально-техническоеㅤ обеспечение.ㅤ Данноеㅤ направлениеㅤ предполагаетㅤ созданиеㅤ необходимойㅤ дляㅤ формированияㅤ иㅤ развитияㅤ образовательногоㅤ пространстваㅤ материально-техническойㅤ базы.

Седьмоеㅤ направлениеㅤ –ㅤ информатизацияㅤ образовательногоㅤ пространства.ㅤ Направлениеㅤ ориентированоㅤ наㅤ созданиеㅤ программыㅤ информатизацииㅤ образовательнойㅤ системыㅤ вㅤ единуюㅤ компьютернуюㅤ информационнуюㅤ сетьㅤ сㅤ выходомㅤ воㅤ внешниеㅤ источникиㅤ информации.

Процессㅤ стабилизацииㅤ иㅤ развитияㅤ образованияㅤ характеризуетсяㅤ переходомㅤ наㅤ качественноㅤ новуюㅤ ступеньㅤ вㅤ реализацииㅤ федеральной,ㅤ региональныхㅤ иㅤ муниципальныхㅤ программㅤ развитияㅤ образования,ㅤ вㅤ значительнойㅤ мереㅤ связанㅤ сㅤ созданиемㅤ центровㅤ развитияㅤ образованияㅤ непосредственноㅤ наㅤ местах,ㅤ позволяющихㅤ учитыватьㅤ местныеㅤ особенностиㅤ приㅤ разработкеㅤ стратегииㅤ развитияㅤ социально-образовательнойㅤ системыㅤ субъектовㅤ федерации,ㅤ муниципалитетов.

Совершенствованиеㅤ управленияㅤ муниципальнойㅤ системыㅤ образованияㅤ требуетㅤ разработкиㅤ механизмаㅤ развитияㅤ иㅤ комплексаㅤ показателей,ㅤ которыеㅤ былиㅤ быㅤ принятыㅤ всемиㅤ членамиㅤ педагогическогоㅤ сообщества.ㅤ Этиㅤ показателиㅤ должныㅤ бытьㅤ неㅤ толькоㅤ идеальнымиㅤ ориентирами,ㅤ целямиㅤ развитияㅤ системы,ㅤ ноㅤ иㅤ критериямиㅤ оценкиㅤ ееㅤ практическойㅤ эффективности.ㅤ Функционированиеㅤ образовательныхㅤ систем,ㅤ качественноеㅤ управлениеㅤ имиㅤ происходитㅤ вㅤ конкретных,ㅤ предлагаемыхㅤ реальностьюㅤ бытийныхㅤ обстоятельствах,ㅤ которыеㅤ бываютㅤ неㅤ всегдаㅤ благоприятны.

Такимㅤ образом,ㅤ цельюㅤ современногоㅤ управленияㅤ образованиемㅤ являетсяㅤ созданиеㅤ совокупностиㅤ социообразовательныхㅤ условий,ㅤ позволяющихㅤ обеспечить:

а)ㅤ преемственностьㅤ развитияㅤ наㅤ основеㅤ единстваㅤ оперативногоㅤ иㅤ долгосрочногоㅤ планирования,ㅤ опирающегосяㅤ наㅤ научныйㅤ прогноз;

б)ㅤ совокупнуюㅤ методическую,ㅤ материально-техническую,ㅤ финансово-экономическуюㅤ базуㅤ развития;

в)ㅤ рациональнуюㅤ организациюㅤ трудаㅤ участниковㅤ педагогическогоㅤ процесса,ㅤ ихㅤ подготовку,ㅤ переподготовкуㅤ приㅤ опережающейㅤ тенденцииㅤ обученияㅤ управленческого персонала;

г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.

3.2. Программа совершенствования системы управления МОУ «Средняяㅤ общеобразовательная школа №62 г. Казань»

 

Программа перспективного развития МОУ«Средняяㅤ общеобразовательнаяшкола№62г. Казань» на период 2012-2015 гг. была принята Управляющим советом школы протокол №11 от 20.12.2011г.

Действующая программа перспективного развития школы на 2012-2015 гг. состоит из подпрограмм:

1. «Совершенствование системы управления школой в новых финансово- экономических условиях»;

2. «Формирование здоровьесберегающей среды в школе»;

3. «Организационно-методические условия повышения качества образования в ОУ».

Целью программы является формирование компетентной, духовно- нравственной личности, способной к самоопределению в обществе.

Задачами программы есть качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся, успешное освоение образовательных стандартов второго поколения на первой ступени общего образования, в ведение образовательных стандартов второго поколения на 2 и 3 ступенях обучения.

Подпрограмма «Совершенствование системы управления школой в новых финансово- экономических условиях» является одной из составляющих Программы перспективного развития МОУ и рассчитана на 2012– 2015 гг.

 

Цель проекта: Обеспечение конкурентоспособности Школы в системе общего образования г. Казани.
Задачи: 1. Повышение эффективности управления Школой. 2. Формирование оптимальной системы управления. 3. Расширение образовательных услуг. 4. Совершенствование механизмов эффективного расходования бюджетных средств. 5. Совершенствование механизма мотивации учителей к инновационной деятельности управления качеством образования. 6. Развитие механизма государственно-общественного управления и самоуправления в школе.
Показатели достижения цели 1. Обновление структуры внутришкольного управления. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. 2. Выполнение муниципального задания в полном объеме. 3. Исполнение регламента образовательных услуг. 4. Расширение образовательных услуг, в т.ч. дополнительных платных. 5. Открытие внебюджетного счета. 6. Публикации в публичном докладе информации о расходовании средств.
Ожидаемые результаты 1. Уровень обученности школьников не менее 98%. 2. Качества обучения школьников не менее 35%. 3. Участие в предметных олимпиадах 1-го уровня – 69% и 2-го уровня – 25% школьников от общей численности. 4. участие школьников в проектной деятельности – 10% от общей численности. 5. Рост числа учителей использующих инновационные технологии в т.ч. ИКТ и интернет – 60 % от общего числа. 6. Повышение мотивации инновационной деятельности педагогических работников школ. 7. Повышение средней заработной платы педагогических работников школы
Эффекты реализации 1.Обновление структуры внутришкольного управления (введение в штатное расписание должности бухгалтера, специалиста по охране труда). (Приложение №2) 2. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. (Приложение№3). 3. Качество обучения школьников – 36% 4. Уровень обученности школьников – 98% 5. Результаты внешней оценки ГИА – 92% и ЕГЭ – 98% 6. Стимулирующие и премиальные выплаты в динамике мониторинг 7. Приобретено компьютеров – 2, мультимедийных проекторов – 2. 8. Увеличение числа родителей, посещающих школьный сайт на 10 % (итоги опроса). 9. Участие в предметных олимпиадах 1-го уровня – 69 % и 2-го уровня – 28% школьников от общей численности школьников. 10. Участие школьников проектной деятельности – 9 % от общей численности учащихся. 11. Рост числа учителей использующих инновационные технологии в т.ч. ИКТ и интернет – 75 % от общего числа (по итогам внутришкольного контроля). 12. Повышение средней заработной платы педагогических работников школы.
Возможные риски 1. Снижение нормативов расчета бюджетного финансирования. 2. Уменьшение числа учащихся школы. 3. Ошибки мониторинга дополнительных образовательных платных услуг

 

В МОУㅤ«Средняяㅤㅤ общеобразовательнаяㅤшколаㅤ№62ㅤг.ㅤ Казань»ㅤ сложиласьㅤ иㅤ успешноㅤ функционируетㅤ системаㅤ управленияㅤ направленнаяㅤ наㅤ оптимизацию,ㅤ стабильностьㅤ иㅤ сохранениеㅤ достигнутогоㅤ вㅤ сочетанииㅤ сㅤ проектнымㅤ управлением,ㅤ позволяющемㅤ разрешатьㅤ возникающиеㅤ противоречия,ㅤ искатьㅤ новыеㅤ путиㅤ продвиженияㅤ кㅤ поставленнымㅤ вㅤ Программеㅤ перспективногоㅤ развитияㅤ целям,ㅤ искатьㅤ новыеㅤ зоныㅤ успеха.

Приоритетамиㅤ вㅤ организационно-управленческомㅤ обеспеченииㅤ реализации

Программыㅤ перспективногоㅤ развитияㅤ являютсяㅤ ситуационноеㅤ управление,ㅤ самоуправлениеㅤ иㅤ самоорганизацию,ㅤ поддержкуㅤ инициативㅤ дляㅤ обеспеченияㅤ инновационныхㅤ процессов.

Развитиеㅤ рыночныхㅤ отношенийㅤ вㅤ Россииㅤ кореннымㅤ образомㅤ изменилоㅤ экономическиеㅤ условияㅤ функционированияㅤ системыㅤ образования.

Этиㅤ условияㅤ характеризуются:

-ㅤ усилениемㅤ конкуренцииㅤ наㅤ рынкеㅤ образовательныхㅤ услуг;

-ㅤ многообразиемㅤ организационно-правовыхㅤ формㅤ образовательныхㅤ учреждений;

-ㅤ внедрениемㅤ новыхㅤ способов иㅤ инструментовㅤ финансирования общеобразовательныхㅤ учреждений.

Модернизацияㅤ образованияㅤ вㅤ сфереㅤ экономическихㅤ отношенийㅤ предполагаетㅤ внедрениеㅤ механизмов,ㅤ которые способствуютㅤ развитиюㅤ экономическойㅤ самостоятельностиㅤ общеобразовательныхㅤ учреждений,ㅤ чтоㅤ позволитㅤ школеㅤ выполнятьㅤ своюㅤ образовательнуюㅤ миссию,ㅤ расширятьㅤ иㅤ укреплятьㅤ материально-техническуюㅤ базу,ㅤ защищатьㅤ кадровыйㅤ потенциал.

Новаяㅤ образовательнаяㅤ парадигмаㅤ предполагаетㅤ значительноеㅤ видоизменениеㅤ экономикиㅤ учебногоㅤ заведения,ㅤ методов управленияㅤ развивающимсяㅤ образовательнымㅤ учреждением,ㅤ обновлениюㅤ системы,ㅤ функцийㅤ управленческойㅤ деятельности,ㅤ перераспределениюㅤ полномочийㅤ междуㅤ субъектамиㅤ внутришкольногоㅤ управления,ㅤ включаяㅤ новоеㅤ направление,ㅤ связанноеㅤ сㅤ экономическойㅤ деятельностьюㅤ школы.

Вㅤ условияхㅤ рыночныхㅤ взаимоотношенийㅤ производителейㅤ иㅤ потребителейㅤ образовательныхㅤ услугㅤ становитсяㅤ необходимымㅤ использованиеㅤ маркетингаㅤ какㅤ важнейшегоㅤ средства,ㅤ дающегоㅤ образовательномуㅤ учреждениюㅤ возможностиㅤ выживанияㅤ вㅤ современнойㅤ конкурентнойㅤ средеㅤ иㅤ полноценной,ㅤ развивающейсяㅤ деятельности,ㅤ приносящейㅤ доходㅤ иㅤ моральноеㅤ удовлетворение,ㅤ какㅤ производителямㅤ образовательныхㅤ услугㅤ (педагогам)ㅤ такㅤ иㅤ школьникам иㅤ ихㅤ родителям.

Функцииㅤ маркетологаㅤ вㅤ школеㅤ выполняютㅤ заместители директора по УВР, которые проводят мониторинги потребительских предпочтений и разрабатывают на базе итогов анализа учебные планы, траектории образования, содержание программ дополнительного образования.

Сроки и этапы реализации

Этапы Сроки Содержание
1 этап. Ориентировочный 2012 г. Изучение моделей и систем управления образовательными учреждениями в новых экономических условиях, организационно-правовых форм образовательных учреждений. Разработка модуля « Совершенствование системы управления школой в новых экономических условиях». Корректировка программы перспективного развития школы на 2010-2015 гг. Переход на новую систему оплаты труда на основе модельной методики.
2 этап. Основной 2013-2014 .г.г Обновление структуры внутришкольного управления. Внесение изменений в штатное расписание школы в пределах фонда оплаты труд. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. Утверждение новых должностных инструкций. Мониторинг предпочтений образовательных услуг. Мониторинг динамики в оплате труда педагогических работников школы, качества образования. Мониторинг качества образования.
3 этап. Обобщающий 2015 г. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив Публикация результатов реализации проекта