Взвод (отделение, танк) на марше

 

352. Марш - организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях прибытия в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.

При совершении марша танки и другая гусеничная техника могут перевозиться седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трейлерами).

Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. Марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск - и днем. Он может осуществляться к фронту, вдоль фронт или от фронта в тыл.

353. Взвод совершает марш одной колонной. Дистанции между машинами могут быть 25-50 м. При движении по открытой местности в условиях угрозы применения противников высокоточного оружия, пыльным дорогам и других условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении на повышенной скорости дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.

Средняя скорость движения взвода на марше должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники. Марш совершается с максимально возможной в данных условиях скоростью.

354. Для своевременного и организованного начала и совершения марша взводу указываются район сосредоточения (рубеж), время прибытия в него (выхода на указанный рубеж), маршрут движения, место в колонне роты, места и время привалов, дневного (ночного) отдыха, а взводу, действующему в головной походной заставе, - дополнительно исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения.

Районы отдыха (привалы) назначаются для приема пищи и отдыха личного состава, технического обслуживания, ремонта вооружения и военной техники, дозаправки машин, пополнения запасов ракет, боеприпасов и других материальных средств. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. Привалы назначаются через 3-4 ч движения продолжительностью до 1 ч, во второй половине суточного перехода - один привал продолжительностью до 2 ч.

355. Получив задачу на марш в колонне роты, командир взвода:

· уясняет ее;

· производит расчет времени на организацию выполнения полученной задачи и непосредственную подготовку подразделений (личного состава, вооружения и военной техники);

· оценивает обстановку и вырабатывает замысел марша;

· завершает принятие решения (определяет задачи отделениям (танкам) и приданным подразделениям; основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления);

· докладывает и утверждает решение у старшего начальника;

· отдает боевой приказ;

· организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление;

· завершает подготовку взвода, проверяет его готовность к маршу и в установленное время докладывает об этом старшему начальнику.

356. Уясняя задачу, командир взвода должен изучить: цель марша и его протяженность; задачу роты, ее место в походном порядке батальона и замысел командира роты на марш (построение колонны роты, установленные дистанции между машинами, скорости движения по участкам маршрута); место взвода в походном порядке батальона (роты), задачу взвода, время на подготовку к маршу; мероприятия по подготовке к маршу, определенные старшим начальником.

При оценке обстановки командир взвода изучает по карте маршрут движения, его протяженность и проходимость по участкам маршрута и определяет: к каким действиям быть готовым; возможные действия воздушного и наземного противника на маршруте движения, особенно на барьерных рубежах; возможности приданных подразделений по совершению марша, условия взаимодействия с соседями; порядок подготовки взвода к маршу; порядок дозаправки машин, приема пищи личным составом, пополнения запасов материальных средств, расходуемых в ходе марша; порядок наблюдения и поддержания связи в ходе марша, а также намечает состав дежурных огневых средств и наблюдателей, учитывает влияние погодных условий на совершение марша.

Вырабатывая замысел, командир взвода должен определить: построение колонны, порядок ведения огня по воздушным целям и отражения нападения противника из засады, а при совершении марша в предвидении вступления в бой с противником - и порядок действий при встрече с ним.

357. Боевой приказ на марш командир взвода обычно отдает всему личному составу взвода и приданных подразделений.

При постановке боевых задач отделениям (танкам) указываются: место в колонне взвода; скорость движения и дистанции между машинами; порядок открытия и ведения огня по воздушным целям; задачи и порядок действий при встрече с противником и его нападении из засады.

При организации взаимодействия командир взвода уточняет и согласовывает: порядок совершения марша по участкам маршрута; преодоления зон заражения, разрушений и дистанционно установленных минных полей; действий при нападении противника из засады и оказания помощи подразделениям, попавшим в засаду; действий при налете авиации противника, при применении им оружия массового поражения, высокоточного и зажигательного оружия, а при совершении марша в предвидении вступления в бой - и действий отделений (танков) между собой и с соседями; действий по прибытии в район сосредоточения (на указанный рубеж).

При организации управлениякомандир взвода определяет последовательность использования средств связи, сигналы оповещения, управления и взаимодействия и порядок действий по ним.

При организации боевого обеспечениякомандир взвода определяет порядок организации и ведения разведки в ходе марша и на привалах; маскировки машин на стоянках и остановках: инженерного оборудования района расположения взвода на привалах, в районах отдыха и с прибытием в назначенный район; ведения радиационной и химической разведки и доклада о ее результатах.

Организуя выполнение мероприятий по техническому и тыловому обеспечениям,командир взвода указывает: объем и порядок проведения технического обслуживания, ремонта вооружения и военной техники при подготовке и в ходе марша; порядок пополнения до установленных норм и создание запасов боеприпасов, горючего, специальных жидкостей, продовольствия, воды, медицинского имущества, других материальных средств и их пополнения в ходе марша; порядок получения пищи (продуктов) и организации питания, а также оказания помощи раненым и больным.

358.Командир отделения (танка), получив задачу на марш в составе взвода, проверяет знание личным составом полученной задачи, сигналов оповещения, управления и взаимодействия, порядка действий по ним и назначает наблюдателя за сигналами, подаваемыми командиром взвода, доводит радиоданные и определяет порядок работы на средствах связи, определяет личному составу секторы наблюдения, кому и в каком секторе вести наблюдение в ходе движения, указывает порядок действий в движении и на привалах, при нападении противника, преодолении зон (районов) заражения, разрушений, затопления, ставит задачу подчиненным по личной подготовке, подготовке вооружения и военной техники к маршу, руководит выполнением отданных распоряжений.

При наличии времени командир отделения (танка) по карте командира взвода изучает маршрут (протяженность и условия движения по участкам маршрута, наличие населенных пунктов, труднопроходимых мест, мостов и их грузоподъемность, другие сведения) и составляет схему маршрута с разбивкой его по участкам, указанием километража, скорости движения, населенных пунктов, ориентиров в местах изменения направления движения, мест остановок и привалов, труднопроходимых участков.

359.При подготовке к маршу командир взвода (отделения, танка) обязан проверить исправность, вооружения и военной техники, приборов ночного видения, средств защиты ипожаротушения, средств связи и светомаскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обработки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и средств повышения проходимости. О готовности к маршу в установленное время он докладывает командиру роты (взвода).

360.Командир подразделения на марше обязан строго соблюдать установленный порядок движения и маскировки, не допускать задержек на переправах, перевалах, в теснинах, тоннелях и населенных пунктах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами командира роты (взвода), своевременно оповещать личный состав о противнике, а также о радиоактивном, химическом и биологическом заражении.

Командир взвода на марше следует, как правило, в голове колонны взвода. Управление взводом на марше осуществляется установленными сигналами и командами. Радиосредства работают только на прием.

361.В зависимости от обстановки, решаемых задач и дорожных условий отделение (экипаж) по решению старшего начальника может совершать марш «по-походному» или «по-боевому». Машины на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленную скорость движения, дистанции и требования безопасности.

Для защиты от высокоточного оружия противника максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, а также придорожная растительность. На открытых участках маршрута не допускаются скучивание и остановка машин, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.

При вынужденной остановке машина отводится на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. Поворот башни на боевой машине пехоты (танке) в сторону проезжей части категорически запрещается.Остановившаяся неисправная машина объезжается только слева. После устранения неисправности машина присоединяется к проходящей колонне; свое место во взводе она занимает на привале. Обгон колонн в движении запрещается.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения, светомаскировочных устройств, а при движении по участкам местности, просматриваемым противником, и в светлую ночь - с приборами ночного видения, работающими в пассивном режиме, выключенным наружным и внутренним освещением.

362.По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение, танк) продолжает движение, увеличив скорость и дистанции между машинами.

Огневые средства, выделенные для ведения огня по воздушным целям, изготавливаются для открытия огня; люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, кроме люков, из которых будет вестись огонь, закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира взвода (отделения, танка) или самостоятельно. При движении в пешем порядке мотострелковое подразделение по команде командира занимает ближайшее укрытие и открывает огонь из стрелкового оружия по воздушным целям противника.

363. При нападении противника из засады экипажи боевых машин открывают огонь, устанавливают аэрозольную завесу, обеспечивая выход сопровождаемых машин из зоны поражения, спешивание личного состава и отражение нападения. Командир взвода (отделения, танка) немедленно докладывает командиру роты (взвода) о месте нападения. При невозможности вывода машин из зоны поражения личный состав спешивается, занимает огневые позиции под их прикрытием, открывает плотный огонь по обнаруженным целям противника и наиболее вероятным местам их расположения, смелыми, решительными действиями отражает нападение, при возможности переходит в атаку. Если на помощь подходят другие подразделения, то подразделение, подвергшееся нападению, не должно позволить противнику выйти из боя и совершить отход.

364. Минное поле, установленное средствами дистанционного минирования, взвод обозначает и обходит или преодолевает в составе колонны роты за головной машиной по проделанному проходу. Мины, оказавшиеся перед машинами взвода, уничтожаются с использованием возимого комплекта разминирования или другими способами.

365. При оповещении о радиоактивном, химическом и биологическом заражении взвод (отделение, танк) продолжает движение. В боевых машинах перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включаются установленные на них системы коллективной защиты. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.

Зоны радиоактивного, химического и биологического заражения в ходе марша в зависимости от обстановки обходятся или преодолеваются на максимальной скорости по направлениям с наименьшими уровнями радиации (плотностями заражения) с использованием средств индивидуальной защиты и систем коллективной зашиты.

Частичная специальная обработка проводится по указанию командира роты (взвода) после выхода из зоны радиоактивного заражения, а при попадании отравляющих веществ на кожные покровы и стрелковое оружие - немедленно.

Полная специальная обработка проводится по приказу старшего начальника в районе специальной обработки.

366. При применении противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожаров люки, бойницы и жалюзи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков закрываются. Колонна выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливается, организуются тушение огня на вооружении и военной технике, спасание личного состава и оказание ему первой помощи, после чего движение продолжается. Раненые и больные после оказания им первой помощи на месте доставляются в медицинский взвод (пункт) батальона, при невозможности - следуют со своим подразделением.

367.На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 модна от другой или на дистанции, установленной командиром. Боевые машины (автомобили) ставятся под кроны деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, на открытой местности при наличии времени маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами. Высадка из машин осуществляется только по команде (сигналу) своих командиров. Для отдыха личный состав располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пулеметчики (наводчики орудий), а в командирских машинах - и дежурные на радиосредствах. Огневые средства, назначенные для отражения нападения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня.

Экипажи машин, механики-водители (водители) совместно с назначенным в помощь личным составом проводят техническое обслуживание вооружения и военной техники, устраняют выявленные неисправности.

368. В северных районах и зимойперед маршем командир взвода (отделения, танка) обязан: принять меры по предупреждению отморожений у личного состава; убедиться в наличии зимнего дизельного топлива и специальных жидкостей в машинах, при необходимости принять меры к их дозаправке; проверить исправность средств подогрева двигателей машин, готовность вооружения к применению в условиях низких температур, а если предстоит движение по участкам с глубоким снежным покровом - и натяжение гусениц, а также оснащение машин средствами повышения проходимости; дать указания механикам-водителям (водителям) о мерах по предотвращению размораживания систем охлаждения двигателей; организовать просушивание обмундирования и обуви.

Принимаются дополнительные меры маскировки, обеспечивающие скрытность действий, в том числе окраска машин под фон окружающей местности. На стоянках производится периодический прогрев двигателей машин, принимаются меры по обогреву личного состава.

369. В горных районахпри подготовке к маршу командир взвода (отделения, танка) уделяет особое внимание проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин. На каждой машине необходимо иметь специальные приспособления для предотвращения скатывания машин при остановках на подъемах и спусках. При преодолении опасных мест машины прижимаются к стороне дороги, противоположной обрыву, личный состав мотострелкового взвода обычно спешивается. При повышении высоты снижается мощность двигателей машин и увеличивается расход горючего.

При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно повзводно или по отделениям с соблюдением требований безопасности с обязательной страховкой друг друга или самостраховкой. Привалы (районы отдыха) назначаются по возможности на ровных участках маршрутов, у источников воды, в местах, безопасных от обвалов, камнепадов, осыпей, снежных лавин и затоплений.

370. В пустынных районахпри подготовке к маршу осуществляется тщательная подготовка вооружения и военной техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и песков, машины оснащаются средствами повышения проходимости, создаются дополнительные запасы воды, горючего и продовольствия.

Для предохранения личного состава от тепловых и солнечных ударов командир взвода (отделения, танка) должен следить за строгим соблюдением питьевого режима и исправной работой систем вентиляции машин.

При движении в условиях сильного запыления дистанции между машинами увеличиваются, колонна может двигаться уступом в подветренную сторону. При движении в пешем порядке, особенно в зной и по пыльной дороге, дистанции и интервалы между военнослужащими в колонне взвода (отделения) увеличиваются.

На марше подразделение строго придерживается маршрута или установленного азимута направления движения. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.