В культуру Европы входят хроники.

 

В Византии в 527 г. на трон взошел Юстиниан. Он кодифицировал законы империи, подтвердив деление населения на рабов и свободных, причем колонов отнес к рабам. Смерть раба от рук господина не осуждалась. К земле прикреплялись дети колонов. Юстиниан ввел госмонополии на торговлю основными продуктами – их можно было только перепродать, предварительно купив у государства. Это вызвало рост цен. В связи с огромными военными тратами были введены новые налоги. Процветал чиновничий произвол. Церковь подчинена государству, владеет до 10% всех полезных земель и жестоко преследует инакомыслящих. В 529 г. в Афинах закрыта высшая школа - последний столп античной философской традиции. В 533-534 г. захвачено Вандальское королевство в Африке, в 554 г. – юго-восточная Испания, Сардиния и Корсика, по итогам войны 535-555 гг. с остготами – Италия и Сицилия. Всюду на завоеванных территориях реставрируется рабовладение, рабы и колоны возвращаются господам. Похоже, Юстиниан намеревался восстановить порядки и территории времен эдак Траяна.

В 532 г. в Константинополе вспыхивает такое восстание, что в осажденном дворце заканчиваются продовольствие и вода. Восстания вспыхивают в Африке и Палестине, а на Балканах сливаются с нашествиями славян и аваров. Власть в Италии держится лишь на мечах. Персия обрезает торговые связи с Востоком. Юстиниан прощает налоговые недоимки, вчетверо (!) сокращает армию и бросает ее на запад, оголив восточные владения – чем немедленно пользуются персы. Византия проигрывает Персии три войны и каждый раз принуждается платить еще большую ежегодную дань и огромную контрибуцию.

На Балканах тройная линия юстиниановых крепостей не смогла сдержать натиска славян, доходивших до Константинополя. Вскоре лангобарды отбирают у Византии большую часть Италии, вестготы занимают византийские владения в Испании, персы занимают Армению, часть Малой Азии и Сирии. На Балканах хозяйничают славяне, порой достигая даже Крита. В конце VI в., уже после Юстиниана (правившего до 565 г.), правительство отменяет его госмонополии и несколько смягчает налоговый гнет, но таки поздно пить боржоми.

 

Остготы осели главным образом в северной и средней Италии. Теодорих по традиции конфисковал 1/3 земель, но преимущественно у варваров, одаренных в свое время Одоакром. Римских землевладельцев он по большей части не тронул, но заставил платить налог в 1/3 дохода. Римская церковь была уравнена в правах с готской арианской церковью, германские законы формализованы с помощью римского права. При Теодорихе существовало две параллельные системы управления: старая римская, с сохранением римских законов, для римлян и готская, с графами во главе, для готов (то же самое характерно для королевств вестготов, вандалов, бургундов). Готы, однако, облизывались на богатства римской знати, и после смерти Теодориха сторонники и противники "взять все, да и поделить" схлестнулись в открытую. Этим воспользовалась Византия, давно желавшая отобрать Италию у своих формальных федератов. В 534 г. огромная византийская армия высаживается в Италии и, пользуясь поддержкой римской знати и католической церкви, быстро захватывает большую часть страны, включая Рим и Равенну. Однако король готов Тотила начал жесткие репрессии против римской знати и одновременно облегчал положение колонов и других зависимых людей, чтобы привлечь их в свое войско. Поддержка низших слоев населения позволила готам изгнать византийцев из северной и средней Италии. Однако Византия направила новые войска и к 555 г. окончательно завоевала Италию. Юстиниан возвращает все земли, рабов и колонов прежним господам. У готов отнимают значительную часть имущества, они массово бегут из страны. Только на севере Италии сохраняется готское население.

 

Тем временем в Паннонии обосновалось германское племя лангобардов, создав там племенной союз с саксами, болгарами и сарматами. Византия использовала их как союзников в войне с остготами, но в 568 г. лангобарды сами вторгаются в Италию. Они воюют в стиле гуннов: разрушают города, отнимают все земли и прочее имущество, местное население, включая богатых землевладельцев, превращали в рабов. Постепенно лангобарды завоевали большую часть Италии.

 

В VI в. Боэций и Кассиодор разделяют "семь свободных искусств" на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Они изучались в школах при епископских кафедрах. Позже из этих школ выросли университеты. В обычных церковно-монастырских школах учили только Писанию и молитвам. Риторика понималась как искусство составлять проповеди, диалектика – как искусство рассуждать и доказывать, в геометрию входила география, в арифметику – умение толковать числа а-ля Пифагор, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников.

 

Славяне включились в свое время в переселение народов и продвинулись на запад до Эльбы. Теперь они живут от Эльбы до Днепра и от Балтики до Черного моря. Затем славяне перешли Эльбу и Дунай и заселили все Балканы. Писатели VI в. (Прокопий, Иордан) уже различают три славянских племенных союза: между Дунаем и Днестром живут склавины (словены), на Днепре – анты, на Висле и Балтике – венеты. По Висле и Варте до Одера обитают польские племена, по верхней Лабе – чешско-моравские, севернее их – сербско-лужицкие. На нижней Лабе и до Балтики – лютичи и ободриты, на балтийских островах – славяне балтийской группы. По уровню развития славяне не уступали германцам. В ходу были плуг с железным лемехом, коса, серп. Разводили разный скот и птицу. Развиты были изготовление железа, гончарное дело, ткачество. Найдены клады арабских, византийских и других монет, что говорит о развитии торговли. Жили славяне в селах, но строили укрепления – гроды, позже ставшие городами. По византийским источникам VI в. известно общественное устройство славян: большие семьи, роды, племена, вече, родоплеменная знать. В V-VII вв. начинается выделение знати, появляются постоянные дружины, власть князей во многих племенах становится наследственной. В VI в. сложилась держава волынян – союзником Византии в борьбе с кочевниками. по Вернадскому, это первое известное государственное образование у славян. Колесницкий, однако, такого подхода не разделяет и первым государственным образованием славян называет княжество Само, возникшее веком позже. Росы упоминаются в сирийской хронике VI в.

 

В Аравии кочевники-бедуины (разводили в основном верблюдов, но также коней, овец, коз, крупный рогатый скот) вступают в стадию разложения первобытнообщинного строя: выделяется знать, появляются зависимые соплеменники. Патриархальное рабство имеет место давно – и у кочевников, и у земледельцев. Рабы преимущественно из Африки.

Тем временем Византия и Персия ведут борьбу за торговые пути через Аравию. Византия использовала христианский Аксум (Эфиопию) и содействовало развитию в Йемене христианства. Это вылилось в смуту между христианами, иудеями и язычниками. Под сурдинку Аксум в 525 г. захватывает Йемен. В 572 г. эфиопов изгнали персы, сами захапавшие Йемен и владевшие им до 628 г. Персидские власти направили торговые пути по своей территории и Персидскому заливу, что вызвало упадок Йемена.

 

В Индии в VI – VII в.в. образуется до 70 самостоятельных княжеств во главе с раджами – в каковом состоянии Индия пробудет еще долго.

Несмотря на политический хаос, разбега, взятого наукой при Гуптах, еще достаточно, чтобы лететь. В 476 г. рождается Арьябхата, заявивший, что Земля – шар, вращающийся вокруг своей оси и обращающийся вокруг Солнца. Вот так. Он же, кстати, определил число π с высокой точностью.

 

VII в.

 

В Англии англы и юты продолжают осваивать территорию. В захоронении VII в. найдены украшения очень тонкой работы, в т.ч. византийские – значит, во всяком случае элита не хлебала щей лаптем, и было сообщение с материком. Хотя вообще культурные слои того периода беднее, чем в эпоху римского господства – в частности, монетами и керамикой. В VII-VIII вв. происходит укрупнение поселений, поэтому полагают, что население растет.

В VI-VII вв. в Англии множество княжеств объединяется в три крупных королевства - Нортумбрию, Мерсию и Уэссекс. Отношения между ними были переменчивы, титул «верховного короля» кочевал от одного двора к другому. Были и мелкие королевства, периодически аннексируемые какой-нибудь из трех «сверхдержав». Вся эта каша продолжалась еще и в ХI в. В конце VII в. в Англии началась чеканка собственной монеты.

Объединительные процессы шли также в Ирландии и Уэльсе, но медленно и мучительно: в крохотной Ирландии, разделенной на сотню еще более крохотных королевств, к VIII в. «некоторые правители существенно расширили сферу своего влияния». Единой ощущает себя только английская церковь: постановления Гертфордского собора (672 г.) выходят для всей церкви,

Беда Достопочтенный в 731 г. пишет "Церковную историю народа англов".

На политике светских владык эти проблески национального самосознания не сказываются - во всяком случае, пока. С конца VII в. в крупных городах появляются монастырские церкви, хотя приходские - не раньше Х-ХI вв.

 

У франков при последних Меровингах государство делится на три области со своими королями. Впрочем, от королей остался только титул, а реальная власть принадлежит майордомам. Майордом (букв. «старший по двору») ведал сбором налогов, королевским имуществом, командовал войском. Де-факто они возводили на трон и смещали королей. Майордом был крупным землевладельцем и опирался на местную знать. Звание майордома было наследственным. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский объединил все земли франков под своей властью, основав династию, позже названную Каролингами.

 

В Аравии начинается объединение. Центром объединения стало земледельческое государство Хиджаз, лежащее на перекрестке торговых путей в Йемен, Сирию, Палестину, Персию и Египет. Мекка и Ясриб (Медина) – города Хиджаза. Мекка была богатым торговым городом, правивший ею род Омейядов имел влияние на многие кочевые племена. Мекканский храм – Кааба – со вделанным в стену Черным Камнем стал местом паломничества для многих. В это время в разных местах Аравии возникают проповеди единобожия. Муххамед (570-632), по преданию, произнес первую проповедь в 610 г. Властям Мекки не улыбалось падение популярности Черного камня, и они преследовали мусульман. Муххамед убежал в Медину, где многие были в долгу у мекканцев. Год переселения – хиджра – в последствии был принят за начало летоисчисления. По преданию, это 622 г. Муххамед грабил мекканские корованы до 630 г., когда Мекка заключила с ним – уже значительной политической силой – соглашение. Мекка принимала ислам и политическую власть Муххамеда, тот объявлял Мекку религиозным центром, а Каабу – главным святилищем ислама.

По учению ислама, в мире было шесть пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос и Муххамед. Верующим предписывается намаз пять раз в день, налог в 1/40 дохода (формально в пользу бедных, реально – в казну), пост в рамадан и хадж раз в жизни.

Ранний ислам не содержал различия между религиозным и светским законом, мирянами и духовенством. Коран объявляет неприкосновенной частную собственность, детально разработаны вопросы брака, наследования, опекунства. Запрещены вино, свинина (почему?), азартные игры, ростовщичество, колдовство. Земли делятся на 4 категории:

1. Земли племен – в общей собственности.

2. Земли в частной собственности.

3. Земли государства.

4. Земли, пожалованные государством знати.

. Если халиф жаловал знати землю, то в полную собственность (с правом продать и передать по наследству).

Неосвоенные и вновь завоеванные земли принадлежали государству.

Налоги халифата: закат – платится мусульманами с ремесла, торговли и скотоводства; джизья – подушная подать с немусульман; поземельный налог (с мусульман – ушр, с немусульман – более высокий харадж). Ставка налогов была фиксирована, и их общая сумма была ниже, чем в Византии. После 700 г. переход в ислам не позволял сменить харадж на ушр – земли, раз обложенные хараджем, оставались хараджными. Часто джизья взималась с мусульман-неарабов, что приводило к мятежам.

После смерти Муххамеда первые четыре правителя выбираются из его правителей и родственников. Так рождается титул халифа – заместителя пророка. Они заняты подавлением сепаратистских мятежей, возглавляемых новыми пророками. Завоевания и богатая добыча были лучшим средством примирить рядовых арабов с феодальными порядками. А тут еще Персия и Византия в войне 602-628 гг. основательно истощили друг друга. Арабы начали войну с обоими сразу. К 640 г. покорены Палестина и Сирия, в 640-642 Египет, к 649 г. дошли до Карфагена, в 634-651 гг. полностью подчинена Персия. К середине века в вассальную зависимость поставлены Армения и часть Грузии, отхвачены кусочки Индии и Аксума.

До начала VIII в. арабы оставляют в завоеванных землях местные порядки, до IX в. проявляют терпимость к христианам, иудеям, зороастрийцам. Арабы только переходили к феодализму и не слишком эксплуатировали покоренное население, так что оно смотрело на них как на избавителей. Чем и объясняются успехи завоеваний. В Ираке и Сирии, где и до того жило много арабов, идет быстрая арабизация. В Африке она медленнее, а в Закавказье, Персии и Средней Азии ассимилируются сами арабы.

Осман, третий халиф арабов, из Омейядов, поощряет захваты земель и накопление богатств знатью. Вокруг Али, двоюродного брата и зятя Муххамеда, группируются недовольные. Их называют шиитами (шиа – группа, партия). Тогда еще в этой политической тусе не было ничего религиозного. К ним примыкают бедуины, коим не нравится попадание в феодальную зависимость. В 656 г. шииты восстают, убивают Османа и сажают на трон Али. Аристократы его не признают, до 661 г. идет гражданская война. Али оказался нерешительным вождем, и от него откололись многие сторонники, получившие название хариджитов (ушедших). Они выступали за социальное равенство и общее владение землей, называя это "первоначальным исламом". Сторонники официального ислама признали святость сунны, разработали на ее основе шариат и стали зваться суннитами. В 661 г. Али убит хариджитами. Арабская знать Сирии и Египта провозглашает халифом лидера суннитов Муавию. Так до 750 г. в халифате воцарились Омейяды. Столицей империи стал Дамаск. В оппозиции к Омейядам находятся Алиды – потомки Али, и Абассиды – потомки Абасса, дяди Муххамеда.

На госскужбу Омейяды брали в основном арабов, все делопроизводство велось на арабском, ставшим международным языком для всего халифата. Омейяды чеканили собственную монету, создали почтовую службу.

Халиф (при Омейядах это уже наследственный титул) обладал полной светской и духовной властью. Халифат Омейядов делился на пять эмиратов (эмир – наместник халифа).

Халифат торгует со всем тогдашним миром, включая Индонезию. Громадное государство было выгодно торговцам: где нет границ, нет и пошлин.

Из производств лучше всего развито текстильное (лен, шелк, хлопок, шерсть) и ювелирное. Активно добываются драгметаллы и камушки. С VIII в. развертывается производство писчей бумаги. Славятся персидские ковры и дамасская сталь.

Многие города Халифата насчитывают сотни тысяч жителей, но городского самоуправления в Халифате нет. Городом управляет хаким, назначаемый центром из знати. Ремесленники объединены в корпорации, но зависимы от феодалов. В архитектуре появляются минареты и купола. На рубеже VII-VIII вв. рождается суфизм.

 

ВВизантии в 602 г. посланное за Дунай войско поднимает мятеж и сажает на трон своего сотника Фоку. Учиненный тем террор подрывает кадровый потенциал империи. В 626 г. авары, славяне и персы совместно осаждают Константинополь. Вскоре к веселью присоединяются арабы. В 630-640-х гг. они отхапывают Сирию, Палестину и Египет. К середине VII в. территория сократилась вдвое по сравнению с серединой VI в. Остались: Малая Азия, Греция, Понт, по кусочку Армении и Месопотамии, Сицилия, жалкие кусочки Италии – вокруг Рима, Неаполя, Равенны и Генуи, и самый каблук и носок сапожка – да обширные карфагенские земли в Африке. Греческий становится официальным языком вместо латыни, император получает титул базилевса (василевса). Экономика пришла в полный упадок, множество мелких городов стали деревнями. Крупные города – Константинополь, Фессалоника, Никея, Эфес – не испытали, однако, такого упадка, как на Западе. В Византии существует начальное образование детей – платное, но без сословных ограничений, хороший ремесленник мог позволить себе обучить своих детей. Армия снова комплектуется из крестьян – на наемников нет средств, а федератов не осталось. Административная система развалена, на месте прежних провинций возникают новые - фемы, в коих вся полнота власти отдана наместнику (стратигу). Колонат почти исчез, большинство населения составляют свободные крестьяне. Крупное землевладение и рабовладение резко сократились.

Славяне, не встречая сопротивления, заселяют Балканы и ассимилируют местное население. В Македонии складываются славянские племенные союзы, именуемые «Славиниями». Заходили они и в Грецию, но там были ассимилированы уже сами, оставив на память богатую россыпь топонимов.

В 670-х гг. арабы осадили Константинополь с суши и моря. Их отогнали, впервые применив греческий огонь. Но к концу VII в. они отъели у Византии все владения в Африке, к началу VIII в. – в Армении. В 681 г Византия вынуждена признать образование Болгарии и платить ей дань. В VIII в., однако, базилевс покоряет некоторые славянские племенные союзы (не вошедшие в Болгарию).

В середине VII в. налоговый гнет несколько ослаблен, дабы облегчить набор крестьян в армию, но уже к концу века усилился пуще прежнего. Теперь, помимо налога с недвижимости, платится поголовная подать.

В середине VII в. в Армении или в Сирии возникло павликианство. Материя в нем считалась злом и творением сатаны, а Бог – творцом лишь духовного мира. Церковь, погрязшая в материальном, тоже объявлялась злом. Мы еще услышим о нем в IX в.

 

На Дунай приходят авары, покоряют славян по среднему Дунаю и Тиссе и не прочь покорить всех славян. В борьбе с аварами складывается первое, по Колесницкому, славянское государственное образование – княжество Само. Оно объединяет чехов, моравов, словаков, лужицких сербов, словенцев и часть хорватов. Центр – в Нитре и Моравии. Само нанесло поражение не только аварам, но и франкам, и даже временно оккупировало Тюрингию и Восточную Франконию. Развалится оно, впрочем, уже в следующем веке.

 

Хазары создали свое государство в степях между Доном, Нижней Волгой и Северным Кавказом. Хазары образовались как смесь кочевых тюркских племен болгар (возможно, это остатки аттиловых гуннов), новопришедших тюркских племен с Алтая и аборигенов Северного Кавказа [Вернадский]. Часть изгнанных при завоевании болгар образовала Волжскую Булгарию, другая ушла на Балканы, и, завоевав живших там славян (по Вернадскому, это анты и склавины), создали Болгарию. Границы Волжской Булгарии до сих пор вопрос дискуссионный, но она точно владела Нижней Волгой, с востока могла замыкаться (а могла не замыкаться) рекой Урал, а с севера – Камой. Болгария же (та, что на Балканах) в итоге приняла христианство и была достаточно сильной, чтобы временами заставлять Византию платить ей дань (!). А хазары приняли иудаизм, что забавно. Однако, политика. Главным занятием хазар была торговля – перепутье же. Славяне же были союзниками (и, вероятно, вассалами) хазар.

 

В Китае утвердилась династия Тан. Вся земля принадлежит императору, никаких феодалов. Зарождаются экономические связи с Тибетом. В Тибете появляются ткачество, с/х-орудия, керамика, бумага [Овчинников].

 

На севере Индии в 606-647 гг. Харша Вардхана создал из обломков империи Гуптов довольно обширное, но непрочное государство – нечто вроде союза вассальных ему царств. Распалось после его смерти в 647 г. В начале VI века арабы вторглись в Синд (сегодня – крайний юг Пакистана).

 

В Африке, в Аксуме, после нападения арабов началась феодальная раздробленность.